Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-115/2024 (2-1363/2023;) от 27.11.2023

Дело № 2-115/2024

УИД 77RS0002-02-2023-012859-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 года                             г. Архангельск

Исакогорский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Хапанковой И.А.,

при секретаре Сизовой А.А.,

с участием помощника Архангельского транспортного прокурора Птицыной Ж.В.,

представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» Мишуковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Архангельский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество), с учетом произведенных уточнений исковых требований, о возложении обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о социальной защите инвалидов на железнодорожной станции Бакарица Северной железной дороги путем: приведения к габариту по высоте низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица к габаритам, установленным абз. 2 пункта 18 Правил технической эксплуатации железнодорожных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250; оборудования низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица тактильно-контрастными указателями; оборудования низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица пандусами; обеспечения на низкой боковой пассажирской платформе ст. Бакарица дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица выявлено, что высота платформы не соответствует установленным нормативам (имеется перепад высоты по всей протяженности, местами уходит в минус, что не отвечает требованиям по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), не оборудованы тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходного пути, имеющиеся ограничительные линии из контрастного к цвету покрытия платформы материала местами затерты и не визуализируются; на покрытии платформы имеются многочисленные неровности и выбоины; отсутствуют пандусы; не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес начальника Северной дирекции пассажирских обустройств 31 мая 2022 года внесено представление об устранении нарушений, однако по результатам его рассмотрения должных мер не принято, что послужило причиной обращения в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании помощник Архангельского транспортного прокурора Птицына Ж.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Мишукова Е.А. в ходе рассмотрения дела выразила несогласие с заявленными исковыми требованиями по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, поскольку Свод правил и Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на которые ссылается прокурор, не подлежат применению, поскольку данные нормативные акты не распространяются на действующие железнодорожные пути и иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта. РЖД разработаны меры по обеспечению доступности объектов инфраструктуры со сроком выполнения до 2030 года. Заявленный иск является вмешательством в хозяйственную деятельность общества, заявленные требования требуют значительных финансовых затрат. Требования прокурора об устранении нарушений законодательства не относятся к приведенным в главе 12 ГК РФ способам защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, не отвечает критериям исполнимости. В случае удовлетворения исковых требований просила суд увеличить срок исполнения решения суда до 24 месяцев.

Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения Архангельского транспортного прокурора в суд явились результаты проверки, которой установлено, что на пассажирских платформах железнодорожной станции Бакарица допущены нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о социальной защите инвалидов. Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ) железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу п. 1 ст. 21 того же Федерального закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) определено, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе – вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В статье 80.1 Устава предусмотрено, что Статья 80.1. Перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе:

- оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;

- дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;

- ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме;

- обеспечение посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него без взимания дополнительной платы при помощи работников перевозчика и владельца инфраструктуры и вспомогательных средств.

В соответствии с п. 12 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250 (далее – Правила) владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ») федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Как указано в ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности; пожарной безопасности; безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду (ч. 6 ст. 3).

Согласно ст. 12 Технического регламента жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Частью 2 ст. 3 Технического регламента определено, что его положения распространяются на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее – СП 59.13330.2020).

Согласно пункту 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.

Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

На основании изложенного действие СП 59.13330.2020 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 18 Правил пассажирские и грузовые платформы, расположенные на железнодорожных линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов на прямых участках, должны соответствовать габариту приближения строений.

В процессе эксплуатации пассажирских платформ с номинальной высотой 1300, 1100, 550 и 200 мм допускается изменение их высоты от уровня головок рельсов до 20 мм в сторону увеличения (кроме пассажирских платформ с высотой 1300 мм) и до 50 мм в сторону уменьшения.

Порядок эксплуатации и содержание платформ с номинальной высотой 1300 мм устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).

В процессе эксплуатации пассажирских платформ с номинальными значениями высоты 1300, 1100, 550 мм и расстояния от оси железнодорожного пути 1920 мм, и пассажирских платформ с номинальными значениями высоты 200 мм и расстояния от оси железнодорожного пути 1745 мм допускается изменение установленных габаритом приближения строений расстояний от оси железнодорожного пути до 30 мм в сторону увеличения и до 25 мм в сторону уменьшения.

Существующие пассажирские платформы с номинальной высотой 200 мм разрешается эксплуатировать до их переустройства, если высота таких платформ не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм.

На пассажирских остановочных пунктах владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать освещение мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, пассажирские платформы на станции Бакарица принадлежат на праве собственности ОАО «РЖД», числятся на балансе Северной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД».

Северная дирекция пассажирских обустройств планирует, организует, контролирует и осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и строительство платформ, вокзалов, павильонов и др.пассажирских обустройств, находящихся на балансе дирекции, оказывает услуги по предоставлению инфраструктуры пассажирского комплекса, в том числе для безопасной посадки/высадки пассажиров, а также предоставление площадей и помещений билетных касс и средств автоматизированного контроля пропуска пассажиров.

В ходе проведения в мае 2022 года прокурорской проверки на боковой пассажирской платформе ст. Бакарица выявлено:

- в нарушение п. 2 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ и п. 18 Правил высота платформы не соответствует установленным нормативам, (имеется перепад высоты по всей протяженности, местами уходит в минус, что не отвечает требованиям по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), на момент проведения проверки действовал приказ Минтранса России от 21.12.2010 № 286, содержащий аналогичные требования (п. 30), что подтверждается актом замеров пассажирской платформы ст. Бакарица на участке Архангельск – Пермилово к 2 пути от 4 апреля 2022 года;

- в нарушение п.п. 5.4.7, 8.4.12 СП 59.13330.2020 не оборудованы тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходного пути, имеющиеся ограничительные линии из контрастного к цвету покрытия платформы материала местами затерты и не визуализируются;

- в нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 на покрытии платформы имеются многочисленные неровности и выбоины;

- в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствуют пандусы;

- в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ и п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, в том числе актом от 31 мая 2022 года, фотоснимками. Ответчиком доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п. 5.4.7 СП 59.13330.2020 перед пересечением пешеходных путей с транспортными должны предусматриваться тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ Р 52875 или изменение фактуры поверхности пешеходного пути.

В силу п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875. На платформах и в залах ожидания необходимо предусматривать дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией. Элементы благоустройства (малые архитектурные формы, озеленение) следует размещать между опорами или около ограждений, оставляя свободной для прохода необходимую по расчету ширину платформы.

Как указано в п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

На основании п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: - на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 x 1,8 м; - при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 x 1,5 м. Примечание - На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до 10%. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815 применение на обязательной основе указанных пунктов СП 59.13330.2020 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 42 Технического регламента требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, обязанность по оснащению объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов с целью создания условий доступности на объекты транспортной инфраструктуры возложена на собственника объекта, то есть на ОАО «РЖД».

Согласно паспорту доступности пассажирского остановочного пункта для пассажиров из числа инвалидов от 12 марта 2018 года, год ввода в эксплуатацию – 1964, реконстрация/капитальный ремонт – не производились.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой в адрес начальника Северной дирекции пассажирских обустройств 31 мая 2022 года внесено представление об устранении нарушений.

На данное представление Северной дирекцией пассажирских обустройств – структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» дан ответ от 5 июля 2022 года с приложением протокола разбора, в котором сообщалось, что выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства, отраженные в представлении, нашли свое объективное подтверждение, в целях их устранения соответствующим должностным лицам указано: включить указанные работы в проект титула текущего ремонта на 2023 год, включить в программу по обеспечению пассажирских обустройств информационными знаками на 2023 год пассажирскую платформу станции Бакарица (знаки информации о расписании движения, включая время отправления и прибытия, направление движения поездов).

Вместе с тем, доказательств выполнения данных работ и устранения выявленных недостатков на момент рассмотрения дела ответчиком суду в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11 июля 2022 года № 322325510230 ОАО «РЖД» в связи с наличием вышеуказанных нарушений признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа.

Доводы ответчика о невозможности оборудования низкой боковой пассажирской платформы на станции Бакарица пандусами соответствующими доказательствами не подтверждены. Напротив, в паспорте от 12 марта 2018 года доступности пассажирского остановочного пункта (станция Бакарица) предусмотрена установка пандуса в срок с 2021 года по 2030 год на каждой из платформ.

В обоснование возражений против заявленных требований ответчик ссылается на то обстоятельство, что станция Бакарица в официальном порядке не открыта для операций по посадке и высадке пассажиров, в связи с чем требования по оборудованию пассажирских платформ на железнодорожной станции, не открытой для выполнения таких операций, является преждевременным.

Вместе с тем постановлением Правительства Архангельской области от 17 декабря 2019 года № 694-пп утвержден Перечень станций и остановочных пунктов, относящихся к соответствующим зонам по участкам пригородного движения поездов на Архангельском регионе Северной железной дороги, в котором «Лесозавод Бакарица Депо Исакогорка» отнесена к остановочным пунктам по направлениям Архангельск – Обозерская и Архангельск – Северодвинск.

На официальном сайте ОАО «РЖД» в сети интернет также имеется информация о наличии станции Бакарица на пути следования пригородных поездов по указанным направлениям.

Таким образом, поскольку пассажирские платформы на станции Бакарица фактически эксплуатируются пассажирами, они должны быть оборудованы для нужд инвалидов.

Ответчик считает, что поскольку пассажирские платформы на станции Бакарица после введения в действие перечисленных нормативных актов не реконструировались и не подвергались модернизации, основания для применения указанных положений законодательства к критериям оценки данных объектов отсутствуют.

Между тем, Технический регламент требует от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Это, в частности, оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам иметь беспрепятственный доступ и пользоваться услугами, что в данном случае ответчиком не обеспечено.

Обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивать оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами, установлена частью 7 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов. Данная публичная обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, их качественного обслуживания на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, установленная Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не должна ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию пассажирской железнодорожной станции.

Суд также признает несостоятельными доводы представителя ответчика о разработке программ адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан, куда включена станция Бакарица, со сроком исполнения до 2030 года, согласованных с общественными объединениями инвалидов, поскольку они не могут служить основаниями для отказа в иске, так как установленный данными программами срок отдалит реальную защиту прав инвалидов на неоправданно длительный срок.

Кроме того, суд учитывает, что оборудование заявленных в иске прокурора сооружений будет способствовать обеспечению и защите прав и законных интересов всех маломобильных групп населения, а также лиц с ограниченными возможностями.

Доводы представителя ответчика о незначительном количестве пассажиров, относящихся к маломобильным группам населения, суд также не принимает во внимание, поскольку данный критерий является оценочным, ничем не подтвержден, при этом прокурорская проверка инициирована именно в связи с обращением гражданина, относящегося к указанной группе населения, что свидетельствует о нуждаемости указанной категории граждан в обеспечении боковой пассажирской платформы ст. Бакарица соответствующими оборудованием и инфраструктурой.

Выполнение заявленных прокурором требований не связано с немедленной реконструкцией или заменой пассажирских платформ, напротив, их исполнение позволит в разумные сроки обеспечить минимальный стандарт доступности, безопасность инвалидов и иных маломобильных групп населения и возможность самостоятельно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Интересы коммерческой организации ОАО «РЖД» не могут ставиться в приоритет защите прав и законных интересов маломобильных групп населения, при этом уже именно в рамках «разумного приспособления», в данном случае программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан подлежит разработке полная программа для обеспечения прав инвалидов, с учетом мнения общественных организаций инвалидов.

Выявленные нарушения не относятся к капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

На основании изложенного, поскольку ОАО «РЖД» несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, включая обязанность по обеспечению доступности для лиц с инвалидностью к объектам транспортной инфраструктуры, в частности к пассажирским платформам на станции Бакарица, то на нем в силу вышеуказанных положений нормативных актов лежит обязанность оборудовать пассажирские платформы на станции Бакарица, через которую осуществляется пассажиропоток граждан, в соответствии с требованиями нормативных актов в сфере защиты прав инвалидов.

Таким образом, выявленные нарушения в деятельности ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых ОАО «РЖД», для инвалидов и иных маломобильных групп населения, на защиту их жизни и здоровья при использовании данных платформ, в связи с чем заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных временных, организационных и финансовых затрат, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, полагает возможным установить срок исполнения решения суда – пятнадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Архангельского транспортного прокурора (ИНН 7838385841), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение пятнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о социальной защите инвалидов на железнодорожной станции Бакарица Северной железной дороги путем: приведения к габариту по высоте низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица к габаритам, установленным абз. 2 пункта 18 Правил технической эксплуатации железнодорожных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250; оборудования низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица тактильно-контрастными указателями; оборудования низкой боковой пассажирской платформы ст. Бакарица пандусами; обеспечения на низкой боковой пассажирской платформе ст. Бакарица дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2024 года.

Председательствующий                  И.А. Хапанкова

2-115/2024 (2-1363/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Архангельская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельска
Судья
Хапанкова Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
sudis--arh.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
25.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее