Производство № 2-1622/2023
УИД № 70RS0001-01-2023-001568-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Е.С. Николаенко
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи А.С. Лузиной
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска Семитко С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Моргачевой Любови Дмитриевны к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, администрации Кировского района Города Томска о возложении обязанности изъять жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности,
установил:
Моргачева Л.Д. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, администрации Кировского района Города Томска о возложении обязанности изъять жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения, двухкомнатной квартиры по адресу: г. Томск, /________/. Указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени жилое помещение у истца не выкуплено. С целью определения выкупной цены квартиры истец обратилась в ООО «Лаборатория финансовых исследований», согласно отчету /________/ от /________/, стоимость возмещения за изымаемое недвижимое имущество у истца, составляет 4 873 378 руб.
На основании изложенного, просит изъять жилое помещения – двухкомнатную квартиру, площадью 44,20 кв.м, кадастровый номер (или условный): /________/ расположенную по адресу: г. Томск, /________/ путем его выкупа с прекращением права собственности, определить выкупную цену в размере 4 873 378 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила.
Представители ответчиков администрации Кировского района Города Томска, Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщено.
Старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Семитко С.Е. в судебном заседании дала положительное заключение в части требований истца к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в удовлетворении иска к администрации Кировского района Города Томска просила отказать в связи с отсутствием оснований для удовлетворения иска к этому ответчику.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8 части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В силу пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что Моргачевой Л.Д. на праве собственности принадлежит жилое помещение – двухкомнатная квартира, площадью 44,20 кв.м, расположенная по адресу: /________/.
Право собственности истца на указанное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости /________/ на основании договора передачи от /________/ /________/, зарегистрированного Объединенной Администрацией Кировского и Советского округов г.Томска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от /________/.
Заключением Межведомственной комиссии об оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска /________/ от /________/ многоквартирный дом по адресу: г. Томск, /________/ признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Томска /________/ от /________/ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный дом по адресу: г. Томск, /________/ признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Кировского района г. Томска возложена обязанность в установленном порядке и сроки реализовать в отношении многоквартирных домов, указанных в п. 3 и 5 настоящего постановления, комплекс мероприятий, предусмотренных «Регламентом подготовки решения об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), для муниципальных нужд», утвержденным Распоряжением администрации г. Томска от /________/ № /________/
/________/ в адрес собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г.Томск, /________/ Моргачевой Л.Д. направлено требование о сносе жилого дома по /________/ г. Томске, однако, собственник от сноса отказалась.
На момент рассмотрения настоящего иска постановление об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/ администрацией Города Томска не издано, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, как следует из представленных суду материалов дела, с момента принятия решения о признании многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/ аварийным и подлежащим сносу, постановление об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме по указанному адресу не издавалось, проект соглашения об изъятии истцу не направлялся, оценка рыночной стоимости спорного недвижимого имущества ответчиком не производилась.
Как установлено ч. 4 ст. 32 ЖК РФ в случае невыполнения требования о сносе или реконструкции, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Таким образом, при признании в установленном законом порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и последующем невыполнении собственникам помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции дома, на орган местного самоуправления возлагается обязанность по изъятию многоквартирного дома для муниципальных нужд путем принятия решения об изъятии принадлежащего истцам недвижимого имущества для муниципальных нужд, с последующим направлением в адрес собственников уведомления о принятом решении и соответствующего проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Как следует из разъяснения, содержащегося в абзаце 2 п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», муниципальные нужды в этих случаях заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Исходя из изложенного, сам по себе факт не изъятия земельного участка, являющийся в силу ст. 32 ЖК РФ основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о выкупе жилого помещения, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не должно лишать граждан возможности требовать защиты нарушенных прав, в том числе путем выкупа, если право на его получение гарантировано действующим законодательством.
Сторонами не оспаривается, что изъятие (выкуп) принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения по адресу: г. Томск, /________/, органом местного самоуправления до настоящего времени не произведено.
По мнению суда, реализация и защита жилищных прав истца, связанных с признанием его жилого дома аварийным и подлежащим сносу, возможна посредством принудительного изъятия принадлежащего ему жилого помещения на основании решения суда с условием предварительного и равноценного возмещения.
В этой связи является обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанности изъять у Моргачевой Л.Д. для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру по адресу: г. Томск, /________/, путем выкупа, с прекращением права собственности Моргачевой Л.Д. на указанное жилое помещение.
При решении вопроса об определении выкупной цены, по которой подлежит изъятию для муниципальных нужд принадлежащее истцу жилое помещение, суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
Часть 7 статьи 32 ЖК РФ, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с отчетом от /________/ /________/, составленным ООО «Лаборатория финансовых исследований», стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: г.Томск, /________/ составляет 4873378 руб., с учетом стоимости недвижимого имущества - 2017000 руб., компенсации за непроизведенный капитальный ремонт – 1679313 руб., стоимости доли земельного участка – 1177065 руб., стоимости убытков – 80800 руб., в том числе, компенсации за переезд 5700 руб., компенсации за уплату государственной пошлины 2000 руб., компенсации за услуги риелтора 73100 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая представленный отчет об оценке, суд считает возможным согласиться с выводами специалиста и определить стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 4873378 руб.
Отчет отвечает требованиям достоверности, поскольку соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и не противоречит действующему законодательству, оценка проведена квалифицированным специалистом, обладающим специальными познаниями. Выводы оценщика в заключении полны, мотивированы и научно обоснованы. Итоговая стоимость объекта оценки, в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ включает в себя стоимость однокомнатной квартиры, определенной сравнительным методом, стоимость доли в праве на земельный участок под многоквартирным домом, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт дома с учетом доли квартиры, размер убытков, причиненных собственнику квартиры ее изъятием.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за истцом и возникновения права на помещение у иного лица.
Поскольку резолютивная часть решения содержит сведения о прекращении права собственности, указанное решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности истца на принадлежащую ему квартиру по адресу: г. Томск, /________/.
В данном случае надлежащим ответчиком по делу будет выступать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, поскольку данный орган местного самоуправления осуществляет изъятие жилых помещений для муниципальных нужд, в связи с чем в удовлетворении требований к администрации Кировского района г. Томска заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, /________/ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ /________/) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, /________/ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ /________/) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 44,20 ░░.░, ░░░░░░░░ ░░░░░ /________/, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░, /________/ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 873 378 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░