Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3017/2023 ~ М-1695/2023 от 30.05.2023

Дело №2-3017/23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2023 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи: Шевцовой Н.Г.

при секретаре: Арбузовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривцова Алексея Юрьевича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта,

установил:

Кривцов А.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, принятого отделом социальной защиты населения в г. Смоленске в Ленинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию , возложении на отдел социальной защиты населения в г. Смоленске в Ленинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию обязанности по повторному рассмотрению его заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ им в отдел социальной защиты населения в г. Смоленске в Ленинском районе подано заявление о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта; оспариваемым решением ему отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта со ссылкой на <данные изъяты> Постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку у него на иждивении находится малолетний ребенок, не достигший полутора лет. Из приобщенных к заявлению документов и полученных отделом ответов на межведомственные запросы неполнота и недостоверность представленных им сведений не усматривается.

Кривцов А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; его представитель Лаптев В.С. в судебном заседании поддержал заявленные у требования по вышеизложенным доводам, просил их удовлетворить.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Скороспелова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на законность и обоснованность оспариваемого истцом решения, а также на то, что истец сам не осуществляет уход за ребенком, в отпуске по уходу за ребенком находится его супруга. Кроме того, отсутствуют независящие от него причины, которые бы лишали его возможности иметь среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума.

Представитель отдела социальной защиты населения в Ленинском районе г. Смоленска Департамента Смоленской области по социальному развитию в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, видеоматериалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ст.8.1 Федерального закона от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи»).

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Положение).

Согласно п<данные изъяты> Положения, в настоящем Положении под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, в том числе: инвалидность I или II группы одного или нескольких членов семьи или инвалидность I или II группы одиноко проживающего малоимущего гражданина; осуществление ухода за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, входящим в состав малоимущей семьи или являющимся одиноко проживающим малоимущим гражданином (при условии получения ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"); осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (при условии получения ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"); смерть кормильца в семье, имеющей детей (на период до назначения пенсии по потере кормильца); необходимость проведения мероприятий по медицинскому обследованию и лечению гражданина или членов его семьи, подтвержденных соответствующим медицинским заключением; наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей; осуществление ухода за ребенком в возрасте до полутора лет, входящим в состав семьи; наличие в составе семьи несовершеннолетних детей в возрасте от полутора до шести лет, находящихся на учете в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях; утрата недвижимого имущества в результате чрезвычайной ситуации (стихийные бедствия, разрушение жилого помещения, пожар) (устанавливается на основании документов, подтверждающих соответствующие чрезвычайные ситуации и понесенный материальный ущерб, при условии, что указанная чрезвычайная ситуация произошла в течение 12 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением о назначении государственной социальной помощи).

    Государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее также - государственная социальная помощь) оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", проживающим на территории Смоленской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Смоленской области для соответствующих социально-демографических групп населения), в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п<данные изъяты> Положения).

Согласно п.<данные изъяты> Положения государственная социальная помощь назначается отделом социальной защиты населения в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - комиссия), созданной отделом социальной защиты населения. В состав комиссии помимо представителей отдела социальной защиты населения включаются по согласованию представители органов государственной службы занятости населения, образования, здравоохранения и иных органов, общественных и иных организаций.

Государственная социальная помощь назначается семье, гражданину на реализацию мероприятий, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.<данные изъяты> Положения).

Согласно п.<данные изъяты> Положения, Комиссия рассматривает документы, указанные в пунктах <данные изъяты> настоящего Положения, ответы на межведомственные запросы (при наличии) и в срок, не превышающий <данные изъяты> календарных дней со дня поступления от отдела социальной защиты населения указанных документов, принимает решение о соответствии (несоответствии) заявителя, членов его семьи и представленных документов требованиям настоящего Положения, в том числе с учетом оснований, указанных в пункте <данные изъяты> настоящего Положения, и размере государственной социальной помощи, которое оформляется протоколом в день заседания комиссии.

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи и ее размере принимается отделом социальной защиты населения на основании протокола и документов, указанных в пунктах <данные изъяты> настоящего Положения, ответов на межведомственные запросы (при наличии) в срок, не превышающий <данные изъяты> календарных дней со дня поступления протокола (п.<данные изъяты> Положения).

Проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кривцов А.Ю. через <данные изъяты> обратился в отдел (сектор) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты лицу на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта рассмотрела данное заявление и межведомственные запросы, лист собеседования, акт материально-бытового обследования условий проживания гражданина, и приняла решение, что рассмотренный пакет документов не соответствует требованиям Положения о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом оснований, указанных в п.<данные изъяты> Положения, в связи с чем Кривцову А.Ю. отказано в реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб.

Решением отдела социальной защиты населения в г. Смоленске Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ Кривцову А.Ю. отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с п<данные изъяты> Постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ему направлено соответствующее уведомление.

Как следует из представленных Кривцовым А.Ю. и поступившим по межведомственным запросам документов, листа собеседования, Кривцов А.Ю. на момент обращения с заявлением официально не трудоустроен, на учете в <данные изъяты> в качестве безработного не состоит; по данным трудовой книжке трудовой договор с последним работодателем расторгнут по инициативе работника ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Кривцов А.Ю. состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый). Согласно представленной справке из о доходах на ДД.ММ.ГГГГ – 0 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 0 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 0 руб. Иные сведения о доходах за последние <данные изъяты> месяца, предшествующих обращению, отсутствуют.

В состав семьи Кривцова А.Ю. входят: сын ФИО11 супруга ФИО12 осуществляющая уход за ребенком до <данные изъяты> лет.

Семье Кривцова А.Ю. на праве собственности принадлежит следующее имущество: квартира <адрес>; <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру <адрес>; автомобиль <данные изъяты>.

Кривцов А.Ю. инвалидом не признан, ограничений к трудовой деятельности не имеет, обстоятельства, препятствующие ему в выборе профессии или рода деятельности, отсутствуют, независящих от него причин, которые лишали бы его возможности иметь среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума, не имеется.

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021, уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты малоимущим семьям или малоимущему одиноко проживающему гражданину, если они по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума. К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или члена его семьи, невозможность трудоустройства, в том числе из-за болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами.

К числу объективных и независящих от граждан причин, препятствующих им получать доход выше величины прожиточного минимума могут быть отнесены: тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом (Определение №12-КГ20-4-К6).

При таких установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что истец не находится в трудной жизненной ситуации, им не приведено доводов и каких-либо обстоятельств, что у него отсутствует возможность по независящим от него причинам получать доход выше величины прожиточного минимума, установленного в Смоленской области, а приведена лишь ссылка на то, что у него на иждивении находится малолетний ребенок, не достигший <данные изъяты>, уход за которым осуществляет супруга и получает соответствующее пособие, суд находит законным и обоснованным отказ ответчика Кривцову А.Ю. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, и отказывает в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным и подлежащем отмене решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на отдел социальной защиты населения в Ленинском районе г. Смоленска обязанности по повторному рассмотрению его заявления.

Руководствуясь ст.ст.194-198 КАС РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Кривцова Алексея Юрьевича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 18.07.2023

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-3017/2023 ~ М-1695/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кривцов Алексей Юрьевич
Ответчики
Департамент Смоленской области по социальному развитию
Другие
Отдел социальной защиты населения в г. Смоленске в Ленинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Шевцова Н.Г.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее