Дело № 2-605/2023
25RS0030-01-2023-001414-59
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2023 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Швецовой И.С.
при секретаре Трегубенко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова Евгения Владимировича к КГУП «Приморский экологический оператор» о защите прав потребителей,
установил:
истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что он проживает по адресу: <адрес>.
Ответчиком ему коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывалась до ноября 2020 года, поскольку по месту его проживания контейнерных площадок не было, вывоз мусора не производился.
Как указывает истец, он обращался к ответчику с требованиями снять начисления платы за неоказанную услугу, однако до настоящего времени ему выставляется задолженность в размере 119,09 рублей.
Из ответа администрации Славянского городского поселения следует, что контейнерная площадка с контейнером для вывоза твердых коммунальных отходов установлена только 02.11.2020 года.
Истец просит суд возложить на ответчика обязанность снять начисления за не оказанную услугу по выводу твердых бытовых отходов в размере 1119,09 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований, при этом также просил обязать ответчика начисления по пене в размере 236 рублей.
Представитель ответчика КГУП «Приморский экологический оператор», третьего лица администрации Хасанского муниципального округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения.
С 1 января 2016 г. собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> пгт. Славянка <адрес>.
Как следует из представленных истцом квитанций, на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за февраль – март 2023 года, за ним числится задолженность в размере 1119, 02 рублей.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями о снятии задолженности, истец указывает, что данная сумма ему была начислена до ноября 2020 года, когда по факту услуга не оказывалась.
Как установлено, соответствии с п. 22 Соглашения № 1/6 «Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Приморского края», заключенного между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и региональным оператором по обращению с ТКО – КГУП «Приморский экологический оператор», деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, определенная Соглашением, начинается на территории Приморского края с 01.01.2020 года.
Из сообщения КГУП «Приморский региональный оператор» следует, что согласно реестру контейнерных площадок размещенном на официальном сайте Славянского городского поселения для жителей ул. Пионерская оборудована контейнерная площадка с адресной привязкой: пгт. Славянка, ориентир ул. Пионерская, 1.
Как следует из ответа Главы администрации Славянского городского поселения Хасанского района, (в настоящее время ликвидирована, правопреемником является администрация Хасанского муниципального округа), направленного в адрес истца, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Хасанского муниципального района, на территории ул. Пионерской в пгт. Славянка контейнерная площадка создана и внесена в реестр 02.11.2020 года.
Согласно статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 3 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ и п. 2. Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 3 Правил N 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 4 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по разработке и утверждению схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям муниципальных районов. Орган местного определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний. При этом Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", а также Правила обращения с ТКО предусматривают складирование твердых коммунальных отходов (ТКО) только в местах (площадках) накопления, в том числе, в пакеты и другие емкости.
Давая оценку установленным в судебном заседании обстоятельствам, суд приходит к выводу, что между истцом и региональным оператором имелись с 01.01.2020 года договорные отношения по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцом не представлено доказательств, что им в адрес регионального оператора направлялся мотивированный отказ от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, или направлялось заявление о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО с иной организацией, как и не представлено доказательств, что истец не пользовался коммунальной услугой по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по месте жительства истца, не является основанием считать услугу по вывозу ТБО не оказанной и основанием для освобождения истца от оплаты этой коммунальной услуги. Создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги - ответчика по делу, а также не свидетельствует о том, что истец не пользуется указанной услугой. Доказательств обратного истцом суду в ходе рассмотрения дела не представлено.
На основании изложенного, суд не находит оснований для снятия с истцам задолженности ха услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом суд отмечает, что из представленных истцом квитанций не указан, период, когда именно возникла у него задолженность.
Поскольку требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда является производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Белову Евгению Владимировичу в удовлетворении исковых требований к КГУП «Приморский экологический оператор» о защите прав потребителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья