Дело № 2-266/2023 22 февраля 2023 года
УИД 29RS0022-01-2023-000040-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Брежневой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Белко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» об обязании привести в соответствие с требованиями федерального законодательства место накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» об обязании привести в соответствие с требованиями федерального законодательства место накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО). В обоснование указал, что Приморской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг состояния законности при организации предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Приморского района Архангельской области. Установлено, что администрации муниципального образования «Талажское» Приморского района Архангельской области (далее - МО «Талажское») на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, на котором расположено кладбище. При визуальном осмотре кладбища в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что расположенная вблизи данного кладбища контейнерная площадка (<данные изъяты> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, а именно: ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы площадки, отсутствует, отходы на ней размещены вне контейнера, в том числе на почвенном слое. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Талажское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями действующего законодательства расположенное вблизи кладбища на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) место накопления твердых коммунальных отходов <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Рудный А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации МО «Талажское» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку возникший спор затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон №89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО создание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения предусмотрены действующим в настоящее время Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пунктам 3, 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с п. 3 Санитарных правил, то есть в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
При этом, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен (п. 17 СанПиН 2.1.3684-21), а владельцем контейнерной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (п. 9 СанПиН 2.1.3684-21).
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрации муниципального образования «Талажское» Приморского района Архангельской области (далее - МО «Талажское») на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, на котором расположено кладбище.
В ходе проведенного Приморской межрайонной прокуратурой мониторинга состояния законности при организации предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского района Архангельской области выявлено, что расположенная вблизи данного кладбища контейнерная площадка (<данные изъяты> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, а именно: ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы площадки, отсутствует, отходы на ней размещены вне контейнера, в том числе на почвенном слое, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на администрацию МО «Талажское» полномочий в сфере содержания кладбища.
Доказательств обратного в нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком представлено.
Принимая во внимание, что бездействие администрации МО «Талажское» не только не соответствует приведенным нормам федерального законодательства, но и противоречит основным принципам охраны окружающей среды, предусмотренным ст. 3 Закона № 7-ФЗ, охраны здоровья человека, предусмотренным ст. 3 Закона № 89-ФЗ и ст. 8 Закона № 52-ФЗ, а также нивелирует гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации всеобщее право на благоприятную окружающую среду в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с ТКО, в том числе лиц, осуществляющих уход за местами захоронения на территории данного кладбища, при этом ответчиком надлежащих мер, направленных на ограждение и предупреждение распространения отходов за пределы площадки не принято, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями действующего законодательства расположенное вблизи кладбища на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) место накопления твердых коммунальных отходов (<данные изъяты>.
Срок для приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства места накопления ТКО на земельном участке, расположенном вблизи кладбища, испрашиваемые прокурором, с учетом объема работ, суд находит достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Талажское» об обязании привести в соответствие с требованиями федерального законодательства место накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Талажское» (ИНН 2921127639) в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями действующего законодательства расположенное вблизи кладбища на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) место накопления твердых коммунальных отходов <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.С. Брежнева