УИД №
Дело 12-21/2024
РЕШЕНИЕ
п.г.т. Тугулым Свердловской области 15 апреля 2024 года
Судья Талицкого районного суда Свердловской области Крицкая Н.А.,
С участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Черепанова Н.Д., помощника прокурора Тугулымского района Бобровских К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черепанова Н.Д. на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – главы Тугулымского городского округа Черепанова ФИО6,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Черепанов Н.Д. признан виновным в правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Черепанову Н.Д. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Черепанов Н.Д. не согласен с постановлением, им подана жалоба, которая мотивирована следующим. Считает, что мировой судья не учел, что дороги переданы в оперативное управление управам и что начальники сельских и поселковых управ действуют от своего имени при заключении контрактов и договоров. Администрацией Тугулымского городского округа своевременно доводятся денежные средства на выполнение всех необходимых мероприятий после принятия Думой Тугулымского городского округа бюджета на следующий финансовый год до сельских и поселковых управ. В настоящее время всеми управами администрации Тугулымского городского округа в отношении всех указанных в постановлении автомобильных дорог заключены муниципальные контракты по зимнему содержанию. Контроль за соблюдением муниципального контракта, в соответствии со ст.296 ГК РФ, возложен на начальников управ. Считает, что мировой судья не принял во внимание представленные документы, в которых закреплена ответственность должностных лиц на вверенных им территориях, поэтому в силу ст. 2.2 КоАП РФ, его вина как должностного лица, не установлена. Также указывает, что мировым судьей не учтена тяжесть вмененного правонарушения, а именно тот факт, что проверка, которая легла в основание данного дела, проводилась с 18.10.2023 по 01.11.2023, что не позволило однозначно сделать вывод о погодных условиях того периода времени. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Прокурором принесены возражения на жалобу, где он указывает, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Полагает, что в силу ст.ст. 28, 30 Устава Тугулымского городского округа, именно глава Тугулымского городского округа несет ответственность перед гражданами за ненадлежащее обеспечение дорожной безопасности в городском округе. Считает, что факт передачи участков дорог в оперативное управление сельским и поселковым управам, а также факт заключения муниципальных контрактов по зимнему содержанию дорог, не освобождают главу администрации ТГО от выполнения возложенных на него полномочий по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения, в том числе путем осуществления контроля за деятельностью глав сельских и поселковых управ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Черепанов Н.Д. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, указав, что требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в округе, по его мнению, выполняются. Вместе с тем, дороги, указанные в постановлении закреплены за управами на праве оперативного управления. Финансирование осуществляется Администрацией Тугулымского городского округа, контракты заключаются и АТГО и местными управами. Признает, что действительно имеют место нарушения, но им, как Главой предпринимаются все меры для обеспечения безопасности дорожного движения.
Помощник прокурора Тугулымского района Бобровских К.А. с доводами жалобы не согласилась, находит их не обоснованными, поддержала доводы возражения.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения В. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 3 данного закона содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 данного закона относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и в силу части 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению. В таблице 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 приведены сроки устранения снега и зимней скользкости. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.
Согласно пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Согласно п. 4.5.1.3 тротуары располагают с обоих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Как усматривается из материалов дела, в период с 18 октября по 01 ноября 2023 года на основании решения прокурора Тугулымского района Свердловской области от 18 октября 2024 года N 72 проведена проверка исполнения администрацией Тугулымского городского округа требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлены нарушения, а именно: в нарушение п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а также п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" на участке автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Верховина ул. Ленина, ул. Нагорная, ул. Полевая, ул. Мира, ул. Строителей, ул.70 лет Октября, ул. Юбилейная, ул.50 лет Октября недостаточная освещенность; в нарушение 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» на участке автомобильных дорог общего местного значения с. Верховина ул. Строителей, ул. 70 лет Октября, ул. Юбилейная, ул. 50 лет Октября отсутствуют тротуары; в нарушение п.8.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке автомобильных дорог общего пользования местного значения: п. Ертарский: ул. Красный Пахарь, ул. Школьная, ул. Розы Люксембург, ул. Демьяна Бедного; п. Яр: ул. Ленина, ул. Мира; п.г.т. Тугулым: ул. Ленина – имеется зимняя скользкость и рыхлый снег; п.г.т. Тугулым: ул. Ленина, ул. Школьная, ул. Октябрьская, ул. Войкова – имеется зимняя скользкость и рыхлый снег, рыхлый снег на тротуарах на всем протяжении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Тугулымского городского округа Черепанова Н.Д. по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его привлечения к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
При этом мировой судья из числа вмененных нарушений должностному лицу, исключил нарушение п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а также п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" на участке автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Верховина ул. Ленина, ул. Нагорная, ул. Полевая, ул. Мира, ул. Строителей, ул.70 лет Октября, ул. Юбилейная, ул.50 лет Октября - недостаточная освещенность.
Исключение данного нарушения, как верно указано мировым судьей, на квалификацию действий Черепнова Н.Д., не повлияло.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 декабря 2023 года; решением о проведении проверки от 18 октября 2023 года N 72; обращением ФИО7; протоколами осмотров от 26.10.2023, от 30.10.2023, от 01.11.2023, актами выездных обследований от 26.10.2023, от 30.10.2023, от 01.11.2023, фотоматериалом, и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия должностного лица правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление дорожной деятельности в части надлежащего содержания дорог местного значения и улиц на территории Тугулымского городского округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них законом прямо возложено на администрацию Тугулымского городского округа, и Черепанов Н.Д., как должностное лицо - глава Тугулымского городского округа, вопреки доводам жалобы, является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В силу положений статьи 13 и 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно ст. 6 Устава Тугулымского городского округа, принятого решением Тугулымской районной Думы от 08 июня 2005 года от (далее - Устав города) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Устава Глава городского округа является высшим должностным лицом Тугулымского городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с решением Думы Тугулымского городского округа от 16 марта 2021 года N 16 на должность Главы Тугулымского городского округа Черепанов Н.Д. избран и с 23 марта 2021 года вступил в должность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Тот факт, что в полномочия сельских управ входит в числе других осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, не свидетельствует о том, что глава городского округа является ненадлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Именно глава городского округа в настоящем случае в силу нормативных положений является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, должностным лицом не принято всех необходимых мер по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог.
Данных о наличии обстоятельств, объективно делающих невозможным выполнение администрацией возложенных на нее законом обязанностей, как и о достаточных мерах, которые должностное лицо, будучи ответственным за состояние дорог, предпринимало в области дорожной деятельности для предотвращения выявленных недостатков, совершенных до момента выявления недостатков, в дело не представлено.
Имеющиеся в деле доказательства, подтверждают обоснованность привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности должностного лица не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности и подсудности.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренная главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдена.
При этом суд считает необходимым исключить из постановления указание на нарушение п.6.4.9 ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», так как данное нарушение мировым судьей исключено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы Тугулымского городского округа Черепанова ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу Черепанова Н.Д. - без удовлетворения.
Исключить из установочной части постановления указание на нарушение п.6.4.9 ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья Н.А. Крицкая