Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-600/2022 (33-14386/2021;) от 16.12.2021

Судья: Беседина Т.Н.                     гр.дело №33-600/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2022 года                          г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

судей              Мокшаревой О.Г., Самчелеевой И.А.,

при помощнике судьи Кругловой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о.Самара на решение Кировского районного суда г.Самара от 04.08.2021, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара об обязании организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств, с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов - удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Самара организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств, с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ»,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мокшаревой О.Г., пояснения представителя Администрации г.о.Самара, Департамента транспорта Администрации г.о.Самара Пименовой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района» Соловьевой И.С., прокурора Никитиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором после уточнения исковых требований, просил обязать Администрацию г.о.Самара организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств, с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ.

В обоснование иска истец указал, что прокуратурой г.Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района».

Проверкой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №<адрес>», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками (в данном случае дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды») места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Администрация г.о.Самара.

В апелляционной жалобе Администрация г.о.Самара просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации г.о.Самара Пименова М.В., действующая на основании доверенности, являющаяся также представителем Департамента транспорта Администрации г.о.Самара, доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района» Соловьева И.С., действующая на основании доверенности, полагала, что решение суда подлежит изменению в части отказа в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию г.о.Самара по оборудованию парковочных мест на территории внутригородского района.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31.01.2022 осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В качестве соответчика по делу привлечена Администрация Кировского внутригородского района г.Самара.

Представитель истца прокурора г.Самары Никитина Е.С. поддержала уточненные исковые требования, просила возложить обязанность на Администрацию внутригородского Кировского района г.о.Самара организовать парковочные места в границах внутриквартальных проездов по адресам: <адрес>, на Администрацию г.о.Самара по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ.

Представители ответчика Администрации г.о.Самара и третьего лица Департамента транспорта Администрации г.о.Самара Пименова М.В., третьего лица ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района» Соловьева И.С. с уточненными исковыми требованиями в суде апелляционной инстанции согласились.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, в том числе, публично путем размещения информации на официальном сайте Самарского областного суда.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц.

Рассмотрев настоящее дело по правилам суда первой инстанции, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы искового заявления, изучив материалы гражданского дела, а также дополнительно представленные сторонами документы и доказательства, необходимость истребования которых возникла у суда апелляционной инстанции в целях проверки доводов иска и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

На основании ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно положениям названных норм закона субъектами данных правоотношений являются должностные лица и юридические лица - организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок, парковок), контроль за их эксплуатацией.

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Согласно статье 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой г.Самары проверкой исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками (в данном случае дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды») места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости здания, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, находятся в оперативном управлении, земельные участки под зданиями в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №<адрес>».

Земельные участки, прилегающие к зданиям поликлиники, находятся в собственности муниципального образования г.о.Самара.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 5 статьи 3 названного Закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Определение парковочного места с 06 мая 2011 года представлено и в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таковым признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.

В соответствии с требованиями п.5.7.5 и п.5.9.24 ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место» (наименование знака изменено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013), установленный на стояночной площадке совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды - информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки транспортных средств, управляемых инвалидами.

Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно статье 21 указанного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 6 указанного Закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).

Согласно ст.7 Устава г.о.Самара Самарской области, принятого Решением Думы г.о.Самара от 10.07.2006, к вопросу местного значения г.о.Самара относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о.Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.о.Самара, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из акта выездного обследования участков улично-дорожной сети, прилегающих к зданиям ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района», от 19.01.2022, составленного представителями Департамента транспорта Администрации г.о.Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, Администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара, ОГИБДД УМВД России по г.Самаре, ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №4 Кировского района», следует, что по адресам: <адрес> целесообразно организовать парковочное место в границах внутриквартального проезда, так как дороги общего пользования местного значения к зданиям по указанным адресам не примыкают. Организация парковочного места для автотранспорта инвалидов должна быть осуществлена Администрацией Кировского внутригородского района г.о.Самара в рамках благоустройства территории в соответствии с Законом Самарской области от 06.07.2015 №74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов». Парковочные места возможно организовать согласно представленных в суд апелляционной инстанции схем установки технических средств организации дорожного движения от 28.07.2021.

По адресам: <адрес> целесообразно организовать парковочное место на участке улично-дорожной сети. Реализация указанного мероприятия по организации парковочного места для автотранспорта инвалидов будет произведена Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара в соответствии с Положением об указанном Департаменте, утвержденным Решением Думы г.о.Самара №681 от 17.09.2015, полномочия по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения г.о.Самара, возложены на указанный Департамент.

Принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к отделениям поликлиники по указанным адресам Администрацией г.о.Самара и Администрацией Кировского внутригородского района г.о.Самара не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований прокурора г.Самары.

Поскольку суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, то решение Кировского районного суда г.Самары от 04 августа 2021 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора г.Самара.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 04 августа 2021 года отменить, постановить новое решение.

Исковые требования прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Самара, Администрации Кировского внутригородского района г.Самара о возложении обязанности организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств, с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Самара организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств, с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес> в соответствии с ГОСТ.

Обязать Администрацию внутригородского Кировского района городского округа Самара организовать и оборудовать места для стоянки транспортных средств, с выделенными парковочными местами для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ.

Апелляционную жалобу Администрации г.о.Самара удовлетворить частично.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 февраля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-600/2022 (33-14386/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор г. Самара
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Администрация Кировского внутригородского района г.Самара
Другие
Министерство имущественных отношений по Самарской области
Департамент транспорта Администрации г.о. Самара
ОГИБДД УМВД России по г. Самаре
ГБУЗ СО Самарская городская поликлиника № 4 Кировского района г. Самары
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.01.2022[Гр.] Судебное заседание
16.12.2021[Гр.] Передача дела судье
31.01.2022[Гр.] Судебное заседание
14.02.2022[Гр.] Судебное заседание
01.03.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее