П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г.Самара 23 ноября 2021 года
Мировой судья судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области Д.А.Никонорова (г.Самара, ул. Спортивная, 17), рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Фомина Виктора Александровича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, паспорт <НОМЕР>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, сотрудника ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА»,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу №84 об административном правонарушении от 29.09.2021 г., сотрудник ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» Фомин В.А. допустил неповиновение законному распоряжению (требованию) должностного лица ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары при следующих обстоятельствах: 06.09.2021 года в 16.00 час. не явился по вопросу взаимоотношений с организацией ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА», совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
В судебное заседание Фомин В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, представил письменные объяснения, согласно которым с протоколом не согласен по следующим основаниям. Информацию о вызове на допрос он не получал, извещений от «Почты России» в почтовом ящике не было. Намерений избежать получения корреспонденции, а, следовательно, нежелания явиться на допрос в налоговый орган у него не было. Его работодателю не поступало каких-либо уведомлений о вызове его на допрос. В действиях сотрудников налогового органа отсутствует последовательность по осуществлению уведомительных мероприятий с целью проведения налогового контроля по проведению допроса. Кроме того, предприятие ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» осуществляет сложные технические работы по сервису и постройке нефте-газопроводов и их благоустройство. Его должность связана с непосредственным присутствием на вверенном строительном или ремонтном участке, так как, там идет непрерывный производственный процесс, к которому в соответствии с внутренними документами может быть допущен только он в силу своей специализации, вследствие чего его явка в налоговый орган была бы крайне затруднительна, поскольку вызвала бы остановку работ на вверенном ему участке и нарушение общего технологического процесса.
Опрошенная в судебном заседании главный государственный налоговый инспектор контрольно-аналитического отдела МИФНС России № 21 по Самарской области Круглова Е.С., составившая протокол об административном правонарушении, пояснила, что при проверке достоверности сведений по руководителю организации ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» налоговым органом было принято решение о вызове в качестве свидетелей работников данной организации. Копии паспортов, телефонов сотрудников у руководителя не запрашивались, уведомления о вызове сотрудников в налоговый орган руководителю не вручались.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО1>, показал, что является юристом ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА», уведомление сотрудника о вызове на допрос по вопросу взаимодействия с ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» было направлено без учета получения его адресатом. В действиях сотрудников налогового органа отсутствует последовательность по осуществлению уведомительных мероприятий с целью проведения налогового контроля по проведению допроса. Непонятно по какой причине налоговый орган не направил уведомление по месту работы сотрудника, где имелась реальная возможность его получить. Кроме того, поскольку предприятие ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» осуществляет сложные технические работы по сервису и постройке нефте-газопроводов и их благоустройство вызов сотрудника в налоговый орган вызвал бы остановку работ на вверенном ему участке и нарушение общего технологического процесса.
Выслушав инспектора, составившего протокол, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, изучив пояснения, лица, привлекаемого к административной ответственности, мировой судья пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушения заявляются всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии в законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Согласно представленному уведомлению № 7121 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 24.08.2021 г. Фомин В.А. вызван в соответствии с пп.4 п.1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации на 06.09.2021г. с 16:00 до 16:10 на допрос по вопросу взаимоотношений с организацией ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА».
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В силу п.4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В судебном заседании установлено, что Фомин В.А. вызван в налоговый орган в качестве свидетеля.
В соответствии с пп.12 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
В силу ч.1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Налоговый кодекс не регламентирует порядок вызова свидетеля в налоговый орган. Вместе с тем, свидетель вызывается на допрос повесткой налогового органа, в которой указывается, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому, в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний.
Согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции заказное письмо, направленное в адрес Фомина В.А. с идентификационным номером 44392160539310 адресатом не получено. 31.08.2021 года заказное письмо прибыло в место вручения - населенный пункт <АДРЕС>. Вместе с тем Фомин В.А. работает в г.Самаре и Самарской области и не мог получить уведомление в ином регионе Российской Федерации по причине удаленности от основного места работы, что было известно налоговому инспектору при вызове, учитывая, что вызвался Фомин В.А. для дачи объяснений в г.Самару. Сведения о работнике должностным лицом, составившем протокол, у работодателя не запрашивались.
Таким образом, сотрудник ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» Фомин В.А. не был надлежащим образом уведомлен о явке в налоговую инспекцию 06.09.2021 года.
Протокол об административном правонарушении №84 от 29.09.2021 г. составлен должностным лицом - главным государственным налоговым инспектором контрольно-аналитического отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Самарской области Кругловой Е.С. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом Фомин В.А. не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, поскольку не получил уведомление о его составлении, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции ШПИ 44392162422450.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5, пункту 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению путем вынесения соответствующего постановления.
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью первой статьи 128 НК РФ. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью второй статьи 128 НК РФ.
При этом административная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена. В указанной связи об административной ответственности свидетель не предупреждается.
При таких обстоятельствах, поскольку должностное лицо сотрудник ООО «ГАЗ ЭКСПЕРТ САМАРА» Фомин В.А. был вызван в качестве свидетеля и не был надлежащим образом уведомлен о явке в налоговую инспекцию и достоверные доказательства, бесспорно подтверждающие факт противоправного виновного бездействия, выразившегося в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), отсутствуют, мировой судья пришел к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, в отношении Фомина В.А. подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица Фомина Виктора Александровича прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Железнодорожный районный суд г. Самары Самарской области через мирового судью судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Д.А.Никонорова