Судья Монгуш Р.С. Дело № 12-666/2021
(21-81/2021)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 21 июля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» Котельниковой Н.П. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шактар А.Д. от 29 декабря 2020 года и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Кызылская ТЭЦ»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Шактар А.Д. от 29 декабря 2020 года акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» (далее – АО «Кызылская ТЭЦ», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 мая 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, представитель АО «Кызылская ТЭЦ» по доверенности Котельникова Н.П. подала жалобу, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ. Указывает, что в силу прямого указания в части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов не требуется. Золошлаковая смесь от сжигания углей практически не опасная имеет код по ФККО 611400002205, то есть отходы V класса опасности. В протоколе биотестирования № ** от 3 декабря 2020 года, в протоколе анализов № ** от 1 декабря 2020 года, протоколе анализов № ** от 3 декабря 2020 года имеются ссылки на различные номера проб и протоколы отбора проб, что не позволяет их идентифицировать. Указанные противоречия не разрешены судом и административным органом ни при составлении протокола, ни при вынесении постановления от 29 декабря 2020 года. Административный орган и суд не дали также оценку представленным обществом протоколам биотестирования № ** от 25 декабря 2020 года и № ** от 17 декабря 2020 года. Согласно данным протоколам отходы соответствуют пятому классу опасности отходов для окружающей среды, что опровергает выводы административного органа и суда.
В судебном заседании представитель АО «Кызылская ТЭЦ» по доверенности Котельникова Н.П. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила её удовлетворить.
Главный специалист-эксперт межрегионального отдела правового обеспечения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Куулар Х.С. с жалобой не согласилась, просила постановление инспектора и решение суда оставить без изменения.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Шактар А.Д., не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассматривается в отсутствие не явившегося лица в соответствии с ч. 4 ст. 30.6 КоАП РФ.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок был установлен Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» (действовавшим до 1 января 2021 года).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») (действовавшим до 1 января 2021 года).
Согласно пункту 7 указанного Постановления, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 в указанный каталог включена «золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная» (код 6 11 300 02 20 5), из чего следует, что на указанные отходы составляется паспорт отходов, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.
Как следует из материалов дела, с 17 ноября по 14 декабря 2020 года органами Росприроднадзора в соответствии с распоряжением от 6 ноября 2020 года № ** проведена плановая документарная и выездная проверка АО «Кызылская ТЭЦ», которой установлено, что в ходе деятельности АО «Кызылская ТЭЦ» образует опасный отход – «золошлаковые отходы», отнесенные к IV классу опасности, паспорт на который отсутствует.
Действия АО «Кызылская ТЭЦ» квалифицированы по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Кызылская ТЭЦ» административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и его вина подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, а именно: актом проверки Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № ** от 14 декабря 2020 года, протоколом об административном правонарушении № ** от 28 декабря 2020 года, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Шактар А.Д. № ** от 29 декабря 2020 года, протоколом анализа № ** от 3 декабря 2020 года, протоколом анализа № ** от 1 декабря 2020 года, протоколом биотестирования № ** от 3 декабря 2020 года, отчетом об отнесении отхода к классу опасности для окружающей среды расчетным методом, утвержденным начальником ОЛАТИ по Республике Хакасия А.. от 3 декабря 2020 года, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 3 декабря 2020 года № **., заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 3 декабря 2020 года № ** и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность данных доказательств никаких сомнений в своей совокупности не вызывает, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются друг с другом.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется.
Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильно.
Судьей Кызылского городского суда дело проверено в полном объеме, доводы жалобы проанализированы в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, и вынесено законное, обоснованное решение.
Довод жалобы о том, что выявленные отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов и на них в силу части 2 статьи 14 от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, как включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется, основан на неверной трактовке законодательства: согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.
По существу жалоба не содержит иных доводов, которые бы не были проверены судьей районного суда и которые получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, с которой нет никаких оснований не соглашаться.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения АО «Кызылская ТЭЦ» от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении него постановления и решения судьи, поскольку факт совершения им административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
Административное наказание назначено АО «Кызылская ТЭЦ» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 9 статьи 8.2 КоАП РФ с учетом тяжести административного правонарушения; обстоятельств дела.
Оснований для признания правонарушения, вмененного наименование организации, малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым - также не имеется с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, право на защиту не нарушено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по части 9 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и решение судьи вынесены законно и обоснованно, в связи с чем жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шактар А.Д. от 29 декабря 2020 года и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу представителя акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» по доверенности Котельникова Н.П. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья А.А. Салчак