Дело №2-2231/2024
26RS0012-01-2023-004996-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2024 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,
при секретаре судебного заседания Шутенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к ФИО2, ФИО4, ФИО3 об обязании привести нарушенную часть земельного участка в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО4, ФИО3 об обязании привести нарушенную часть земельного участка в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности, указав в обоснование требований, что постановлением Правительства РФ от <дата> ***** «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» предусмотрено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти.
В адрес Северо – Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору поступили сведения о причинении вреда (об угрозе причинения вреда) охраняемым законом ценностям в результате действий (бездействий), совершаемых на территории земельных участков с кадастровыми номерами ***** По результатам рассмотрения указанных сведений Управлением установлено следующее. Земельные участки с кадастровыми номерами ***** расположены в границах Предгорного МО <адрес>.
ФИО5 Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> № ***** (далее – Выписка из ЕГРН), указанные участки включены в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером ***** (далее – участок ЕЗП). ФИО5 Выписке из ЕГРН, земельный участок ЕЗП отнесен к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», установленный вид разрешенного использования для данного земельного участка «Для сельскохозяйственного производства».
Кроме того, указанный участок принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам - ФИО3, <дата> г.р. (1/3), ФИО4, <дата> г.р. (1/3) и ФИО2, <дата> г.р. (1/3).
Земельные участки с кадастровыми номерами ***** по периметру оборудованы заградительными устройствами, препятствующими проходу (проезду) на территорию, однако не препятствующие осмотру с территории прилегающих земельных участков.
В границах обследуемых участков установлено наличие строений (сооружений) неустановленного типа, визуально схожих с сельскохозяйственными производственными строениями (птичниками).
С южной стороны земельного участка с кадастровым номером ***** (ориентир – точка с координатами *****) установлено наличие бетонного сооружения, оборудованного, предположительно, с целью сбора (накопления) жидкости. Указанное сооружение оборудовано вплотную к заградительному устройству. В указанном сооружении оборудовано технологическое отверстие, через которое, предположительно, осуществляется сброс жидкости неустановленного происхождения на поверхностный слой почвы. От указанного отверстия по направлению южнее оборудована водоотводная канава, по которой, предположительно, осуществляется сброс жидкости неустановленного происхождения. На момент осмотра признаки сброса указанной жидкости не установлены. Однако в указанной водоотводной канаве установлено наличие тёмно-серых желеобразных отложений, обладающих резким посторонним запахом и образующих тёмно-коричневые отложения на поверхности. Водоотводная канава оборудована за пределами земельного участка с кадастровым номером *****, соответственно, сброс жидкости неустановленного происхождения осуществляется на поверхностный слой почвы в границах территории кадастрового квартала *****
Для установления степени негативного воздействия на почву произведен отбор проб (образцов) почвы (грунта). Отбор пробы почвы (грунта) произведен с целью определения остаточных материалов тяжелых металлов в валовой (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кадмий) и подвижной (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кобальт) формах, а также концентрации нитратов в отобранных образцах. В границах кадастрового квартала ***** установлены признаки сброса, предположительно, отходов животноводства (жидкости неустановленного происхождения) с территории земельного участка с кадастровым номером *****
С целью установления степени негативного воздействия на почву в результате сброса жидкости неустановленного происхождения с территории земельного участка с кадастровым номером ***** расположенного в границах Предгорного МО <адрес>, с глубины от 0,05 м. до 0,2 м. произведен отбор проб (образцов) почвы. Отбор проб проводился в ясную погоду, при естественном освещении. Масса отобранной пробы составляет ~ 1 кг. Образцы, отобранные с целью определения остаточных материалов тяжелых металлов в валовой (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кадмий) и подвижной (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кобальт) формах, а также концентрации нитратов, с целью исключения возможности вторичного загрязнения запечатаны с использованием сейф-пакета № АС6821467. С целью проведения лабораторных исследований отобранные пробы (образцы) почвы (грунта) доставлены в адрес ФГБУ «Северо-Кавказская МВЛ».
По результатам лабораторных исследований в отобранных образцах (пробах) почвы (грунта) установлены признаки превышения уровня валового содержания никеля, а также валового содержания и подвижной формы цинка.
ФИО5 СанПин <дата>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПин <дата>-21), с учетом нормативов, установленных ПНД Ф 16.1:2:2:2:3:3.36-02 «Количественный химический анализ почв. Методика выполнения измерений валового содержания меди, кадмия, цинка, свинца, никеля, и марганца в почвах», «Методическими указаниями по определению тяжелых металлов в почвах сельхозугодий и продукции растениеводства» ЦИНАО, М., 1992 г. и М-МВИ-80-2008 «Методика выполнения измерений массовой доли элементов в пробах почв, грунтов и донных отложениях методами атомно-эмиссионной и атомно-абсорбционной спектрометрии» установлено, что норматив валового содержания цинка составляет не более 220,0 мг/кг, в то время как в отобранных образцах уровень валового содержания цинка, с учетом погрешности, может составлять до 263,70 мг/кг.
Также, норматив содержания цинка в подвижной форме составляет не более 23,0 мг/кг, в то время как в отобранных образцах уровень содержания цинка в подвижной форме, с учетом погрешности, может составлять до 28,09 мг/кг. Кроме того, норматив содержания никеля в подвижной форме составляет не более 80,0 мг/кг, в то время как в отобранных образцах уровень содержания никеля, с учетом погрешности, может составлять до 99,14 мг/кг.
Таким образом, по результатам проведения выездного обследования установлены признаки нарушений ряда обязательных требований законодательства Российской Федерации.
По результатам выездного обследования ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****; ФИО4 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****, ФИО3 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> ***** в которых предложено принять меры, направленные на использование земельного участка с кадастровым номером ***** в соответствии с установленным целевым назначением, на проведение обязательных мероприятий по охране земель, т.е. сохранению почв и их плодородия, по проведению агротехнических (обработка почв), фитосанитарных (защита сельскохозяйственных угодий от загрязнения и водной эрозии) мероприятий на земельном участке с кадастровым номером *****
Должностным лицом Управления на основании задания от <дата> ***** проведено выездное обследование земельных участков с кадастровыми номерами *****
С южной стороны земельного участка с кадастровым номером ***** (ориентир – точка с координатами *****) в месте где ранее было установлено наличие бетонного сооружения, оборудованного с целью сбора (накопления) жидкости, обнаружены следы проведения земляных работ по демонтажу бетонного сооружения (коллектора). На месте проведения земляных работ установлено, что верхний плодородный слой почвы имеет морфологические изменения цвета и плотности, отсутствует травянистый покров и обнаружены следы тяжелой строительной техники используемой для демонтажа коллектора.
В месте проведения земляных работ обнаружены признаки процесса изменения почвы под влиянием избыточного увлажнения или затопления, с целью установления загрязнения было заложено 2 пробных площадки для отбора объединенной пробы почвы на химикотоксикологические показатели и загрязнение микробиологическими организмами.
В соответствии с СанПин 1.2.3685-21 норматив обобщенных колиформных бактерий (ОКБ), в том числе E. Coli составляет : чистая – 0 К0Е/г; допустимая-1-9 К0Е/г; умеренно-опасная- 10-99 К0Е/г; опасная – 100 и более К0Е/г.
По результатам лабораторных исследований образца №1 установлено, что показатель обобщенных колиформных бактерий (ОКБ), в том числе E. Coli составляет 10 К0Е/г, в образце № 2 показатели общественных колиформных бактерий (ОКБ), в том числе E. Coli составляет 100 К0Е/г.
В соответствии с СанПин 1.2.3685-21 норматив показателя энтерококки (фекальные) составляет: чистая – 0 К0Е/г; допустимая-1-9 К0Е/г; умеренно-опасная- 10-99 К0Е/г; опасная – 100-999 и более К0Е/г; чрезвычайно опасная – 1000 и более К0Е/г.
По результатам лабораторных исследований образца №1 установлено, показатель энтерококки (фекальные) составил 100 К0Е/г.
Энтерококки являются обитателями естественных полостей организма человека и теплокровных животных. Представители нормальной микробиоты кишечника и выделяются в окружающую среду в довольно значительных количествах. Поэтому они указывают на фекальное загрязнение объекта окружающей среды и свидетельствуют о возможном присутствии в этих объектах возбудителей кишечника инфекции.
Энтерококки принято считаться показателями свежего фекального загрязнения, так как они быстро отмирают в окружающей среде и не способны в ней размножаться.
Обнаружение энтерококков всегда свидетельствует о свежем фекальном загрязнении, каковы бы ни были другие показатели.
Обнаружение превышения содержания данных микроорганизмов свидетельствует об интенсивной биологической нагрузке на почву, а также повышенного риска инфицирования и развития разного рода бактерий микроорганизмов, влекущих за собой опасность для человека и окружающей среды.
По результатам выездного обследования ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****, ФИО4 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****, ФИО7 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> ***** в которых предложено привести земельный участок с кадастровым номером ***** в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, в соответствии с видом разрешенного использования; провести мероприятия по защите земель и охране почв от иных негативных процессов воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель; ликвидировать негативные последствия загрязнения почвы (обобщенные колиформные бактерии (ОКБ), в том числе E. Coli и энтерококки).
До настоящего времени информации о принятых мерах, направленных на ликвидацию негативных последствий загрязнения почвы на земельном участке с кадастровым номером *****, в адрес Управления не поступало.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на земельном участке с КН ***** имеются признаки нарушения п. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, ст. 8 Закона № 101-ФЗ, ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ.
При указанных обстоятельствах в адрес ФИО2 (<адрес>. Н. Панасенко, 14) направлена претензия (исх. от <дата> *****), в адрес ФИО3 (<адрес>, <адрес>) направлена претензия (исх. от <дата> *****), в адрес ФИО4 (357360, <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>) направлена претензия (исх. от <дата> *****, с требованием в течении 30 дней со дня направления претензии:
принять меры по предотвращению невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв;
Привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером ***** и территории кадастрового квартала 26:29:040616 в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности;
Представить в адрес Управления материалы и сведения (фото/видео материалы, акты, распоряжения, договоры и иные документы, относящиеся к материалу претензии), подтверждающие проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений.
<дата> ФИО5 отчету об отслеживании почтовое отправление с трек-номером ***** ФИО2 вручена претензия; <дата> ФИО5 отчету об отслеживании почтовое отправление с трек-номером ***** ФИО3 вручена претензия; <дата> ФИО5 отчету об отслеживании почтовое отправление с трек-номером ***** ФИО4 вручена претензия.
В срок, установленный в претензии, ответчики ФИО2, ФИО4, ФИО3 не предприняли мер, направленных на ликвидацию захламления.
В соответствии с п. 7 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);
д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на территории <адрес> является Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В силу п. 8.7 Положения о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 22.08.2022 № 1284, и п. 8.7 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза России от 04.03.2022 № 128, в полномочия Управления входит предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п. 1, 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Просили обязать ФИО2 (ИНН: *****), ФИО4 (ИНН *****), ФИО3 (ИНН *****) в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения:
- принять меры по предотвращению невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв;
- привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером ***** и территории кадастрового квартала ***** в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности;
- представить в адрес Управления материалы и сведения (фото/видео материалы, акты, распоряжения, договоры и иные документы, относящиеся к материалу претензии), подтверждающие проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений.
В судебное заседание представитель истца ФИО8 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчики ФИО2, ФИО9, ФИО3, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания не явились, ходатайств об отложении дела не поступало.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же то, что информация о дне судебного заседания размещена на официальном сайте Ессентукского городского суда, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии сторон.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая, являясь базовым документом стратегического планирования, включает охрану окружающей природной среды в число национальных интересов страны. Экологическая безопасность и рациональное природопользование достигаются путем предотвращения деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, ликвидации накопленного вреда окружающей среде, экологической реабилитации территорий; сохранения биологического разнообразия природных экосистем и развития системы особо охраняемых природных территорий, охраны и воспроизводства лесов и объектов животного мира, повышения эффективности государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей среды.
Среди основных принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, закреплен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве основного принципа хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц закреплен принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Конституционная характеристика земли и иных природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то есть всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству (иным публичным образованиям), соответствующим органам власти, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в сфере природопользования и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей и иными природными ресурсами.
В соответствии с подп. 3.1 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе осуществление государственного земельного надзора.
Порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) регламентирован Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081.
Пунктом 2 Положения № 1081 установлено, что предметом государственного земельного надзора является, в том числе соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 7 Положения № 1081 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Целями охраны земель в соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из п. 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
На основании абз. 1 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из подп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, ФИО5 которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Из материалов дела следует, что в адрес Северо – Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление) поступили сведения о причинении вреда (об угрозе причинения вреда) охраняемым законом ценностям в результате действий (бездействий), совершаемых на территории земельных участков с кадастровыми номерами *****
По результатам рассмотрения указанных сведений Управлением установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ***** расположены в границах Предгорного МО <адрес>.
ФИО5 Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> № ***** (далее – Выписка из ЕГРН), указанные участки включены в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером ***** (далее – участок ЕЗП). ФИО5 Выписке из ЕГРН, земельный участок ЕЗП отнесен к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», установленный вид разрешенного использования для данного земельного участка «Для сельскохозяйственного производства».
Кроме того, указанный участок принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам - ФИО3, <дата> г.р. (1/3), ФИО4, <дата> г.р. (1/3) и ФИО2, <дата> г.р. (1/3).
Земельные участки с кадастровыми номерами ***** по периметру оборудованы заградительными устройствами, препятствующими проходу (проезду) на территорию, однако не препятствующие осмотру с территории прилегающих земельных участков.
В границах обследуемых участков установлено наличие строений (сооружений) неустановленного типа, визуально схожих с сельскохозяйственными производственными строениями (птичниками).
С южной стороны земельного участка с кадастровым номером ***** (ориентир – точка с координатами ***** установлено наличие бетонного сооружения, оборудованного, предположительно, с целью сбора (накопления) жидкости. Указанное сооружение оборудовано вплотную к заградительному устройству. В указанном сооружении оборудовано технологическое отверстие, через которое, предположительно, осуществляется сброс жидкости неустановленного происхождения на поверхностный слой почвы. От указанного отверстия по направлению южнее оборудована водоотводная канава, по которой, предположительно, осуществляется сброс жидкости неустановленного происхождения. На момент осмотра признаки сброса указанной жидкости не установлены. Однако в указанной водоотводной канаве установлено наличие тёмно-серых желеобразных отложений, обладающих резким посторонним запахом и образующих тёмно-коричневые отложения на поверхности. Водоотводная канава оборудована за пределами земельного участка с кадастровым номером ***** соответственно, сброс жидкости неустановленного происхождения осуществляется на поверхностный слой почвы в границах территории кадастрового квартала *****
Для установления степени негативного воздействия на почву произведен отбор проб (образцов) почвы (грунта). Отбор пробы почвы (грунта) произведен с целью определения остаточных материалов тяжелых металлов в валовой (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кадмий) и подвижной (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кобальт) формах, а также концентрации нитратов в отобранных образцах. В границах кадастрового квартала ***** установлены признаки сброса, предположительно, отходов животноводства (жидкости неустановленного происхождения) с территории земельного участка с кадастровым номером *****
С целью установления степени негативного воздействия на почву в результате сброса жидкости неустановленного происхождения с территории земельного участка с кадастровым номером ***** расположенного в границах Предгорного МО <адрес>, с глубины от 0,05 м. до 0,2 м. произведен отбор проб (образцов) почвы. Отбор проб проводился в ясную погоду, при естественном освещении. Масса отобранной пробы составляет ~ 1 кг. Образцы, отобранные с целью определения остаточных материалов тяжелых металлов в валовой (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кадмий) и подвижной (медь, марганец, свинец, цинк, никель, кобальт) формах, а также концентрации нитратов, с целью исключения возможности вторичного загрязнения запечатаны с использованием сейф-пакета № ***** С целью проведения лабораторных исследований отобранные пробы (образцы) почвы (грунта) доставлены в адрес ФГБУ «Северо-Кавказская МВЛ».
По результатам лабораторных исследований в отобранных образцах (пробах) почвы (грунта) установлены признаки превышения уровня валового содержания никеля, а также валового содержания и подвижной формы цинка.
ФИО5 СанПин <дата>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПин <дата>-21), с учетом нормативов, установленных ПНД Ф 16.1:2:2:2:3:3.36-02 «Количественный химический анализ почв. Методика выполнения измерений валового содержания меди, кадмия, цинка, свинца, никеля, и марганца в почвах», «Методическими указаниями по определению тяжелых металлов в почвах сельхозугодий и продукции растениеводства» ЦИНАО, М., 1992 г. и М-МВИ-80-2008 «Методика выполнения измерений массовой доли элементов в пробах почв, грунтов и донных отложениях методами атомно-эмиссионной и атомно-абсорбционной спектрометрии» установлено, что норматив валового содержания цинка составляет не более 220,0 мг/кг, в то время как в отобранных образцах уровень валового содержания цинка, с учетом погрешности, может составлять до 263,70 мг/кг.
Также, норматив содержания цинка в подвижной форме составляет не более 23,0 мг/кг, в то время как в отобранных образцах уровень содержания цинка в подвижной форме, с учетом погрешности, может составлять до 28,09 мг/кг. Кроме того, норматив содержания никеля в подвижной форме составляет не более 80,0 мг/кг, в то время как в отобранных образцах уровень содержания никеля, с учетом погрешности, может составлять до 99,14 мг/кг.
Таким образом, по результатам проведения выездного обследования установлены признаки нарушений ряда обязательных требований законодательства Российской Федерации.
По результатам выездного обследования ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****; ФИО4 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****, ФИО3 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> ***** в которых предложено принять меры, направленные на использование земельного участка с кадастровым номером ***** в соответствии с установленным целевым назначением, на проведение обязательных мероприятий по охране земель, т.е. сохранению почв и их плодородия, по проведению агротехнических (обработка почв), фитосанитарных (защита сельскохозяйственных угодий от загрязнения и водной эрозии) мероприятий на земельном участке с кадастровым номером *****
Должностным лицом Управления на основании задания от <дата> ***** проведено выездное обследование земельных участков с кадастровыми номерами ***** *****
С южной стороны земельного участка с кадастровым номером ***** (ориентир – точка с координатами *****) в месте где ранее было установлено наличие бетонного сооружения, оборудованного с целью сбора (накопления) жидкости, обнаружены следы проведения земляных работ по демонтажу бетонного сооружения (коллектора). На месте проведения земляных работ установлено, что верхний плодородный слой почвы имеет морфологические изменения цвета и плотности, отсутствует травянистый покров и обнаружены следы тяжелой строительной техники используемой для демонтажа коллектора.
В месте проведения земляных работ обнаружены признаки процесса изменения почвы под влиянием избыточного увлажнения или затопления, с целью установления загрязнения было заложено 2 пробных площадки для отбора объединенной пробы почвы на химикотоксикологические показатели и загрязнение микробиологическими организмами.
В соответствии с СанПин 1.2.3685-21 норматив обобщенных колиформных бактерий (ОКБ), в том числе E. Coli составляет : чистая – 0 К0Е/г; допустимая-1-9 К0Е/г; умеренно-опасная- 10-99 К0Е/г; опасная – 100 и более К0Е/г.
По результатам лабораторных исследований образца №1 установлено, что показатель обобщенных колиформных бактерий (ОКБ), в том числе E. Coli составляет 10 К0Е/г, в образце № 2 показатели общественных колиформных бактерий (ОКБ), в том числе E. Coli составляет 100 К0Е/г.
В соответствии с СанПин 1.2.3685-21 норматив показателя энтерококки (фекальные) составляет: чистая – 0 К0Е/г; допустимая-1-9 К0Е/г; умеренно-опасная- 10-99 К0Е/г; опасная – 100-999 и более К0Е/г; чрезвычайно опасная – 1000 и более К0Е/г.
По результатам лабораторных исследований образца №1 установлено, показатель энтерококки (фекальные) составил 100 К0Е/г.
Энтерококки являются обитателями естественных полостей организма человека и теплокровных животных. Представители нормальной микробиоты кишечника и выделяются в окружающую среду в довольно значительных количествах. Поэтому они указывают на фекальное загрязнение объекта окружающей среды и свидетельствуют о возможном присутствии в этих объектах возбудителей кишечника инфекции.
Энтерококки принято считаться показателями свежего фекального загрязнения, так как они быстро отмирают в окружающей среде и не способны в ней размножаться.
Обнаружение энтерококков всегда свидетельствует о свежем фекальном загрязнении, каковы бы ни были другие показатели.
Обнаружение превышения содержания данных микроорганизмов свидетельствует об интенсивной биологической нагрузке на почву, а также повышенного риска инфицирования и развития разного рода бактерий микроорганизмов, влекущих за собой опасность для человека и окружающей среды.
По результатам выездного обследования ФИО2 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****, ФИО4 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> *****, ФИО7 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <дата> ***** в которых предложено привести земельный участок с кадастровым номером ***** в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, в соответствии с видом разрешенного использования; провести мероприятия по защите земель и охране почв от иных негативных процессов воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель; ликвидировать негативные последствия загрязнения почвы (обобщенные колиформные бактерии (ОКБ), в том числе E. Coli и энтерококки).
Материалами дела подтверждено, что в адрес ФИО2 (<адрес>. Н. Панасенко, 14) направлена претензия (исх. от <дата> *****), в адрес ФИО3 (<адрес>, <адрес>) направлена претензия (исх. от <дата> *****), в адрес ФИО4 (<адрес>, <адрес>, Предгорный муниципальный округ, <адрес>) направлена претензия (исх. от <дата> *****, с требованием в течении 30 дней со дня направления претензии:
принять меры по предотвращению невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв;
Привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером ***** и территории кадастрового квартала ***** в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности;
Представить в адрес Управления материалы и сведения (фото/видео материалы, акты, распоряжения, договоры и иные документы, относящиеся к материалу претензии), подтверждающие проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений.
<дата> ФИО5 отчету об отслеживании почтовое отправление с трек-номером ***** ФИО2 вручена претензия.
<дата> ФИО5 отчету об отслеживании почтовое отправление с трек-номером ***** ФИО3 вручена претензия.
<дата> ФИО5 отчету об отслеживании почтовое отправление с трек-номером ***** ФИО4 вручена претензия.
В срок, установленный в претензии, информации о принятых мерах, направленных на ликвидацию негативных последствий загрязнения почвы на земельном участке с кадастровым номером *****, в адрес Управления не поступало.
Стороной ответчиков не было представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что спорный земельный участок не возможно привести в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования.
Из этого следует, что исковые требования о возложении обязанности на ответчиков ФИО2, ФИО4, ФИО3 принять меры по предотвращению невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв; привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером ***** территории кадастрового квартала ***** в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности; представить в адрес Управления материалы и сведения (фото/видео материалы, акты, распоряжения, договоры и иные документы, относящиеся к материалу претензии), подтверждающие проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений подлежат удовлетворению.
Истцом заявлен срок в течение которого ответчики обязаны исполнить возложенную на него судом обязанность – 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого ответчики обязаны исполнить возложенную на него судом обязанность, суд руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, исходит из мероприятий которые необходимо ответчикам выполнить, считает возможным определить срок для устранения ответчиками нарушений в 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, который, по мнению суда является разумным, каких-либо допустимых и достоверных доказательств неразумности указанного срока стороной как ответчика, так и истца суду представлено не было.
В соответствии со ст. 103 ГК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, суд взыскивает с ответчиков в солидарном порядке государственную пошлину в доход муниципального бюджета <адрес> в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к ФИО2, ФИО4, ФИО3 об обязании привести нарушенную часть земельного участка в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности, - удовлетворить частично.
Обязать ФИО2 (ИНН: *****), ФИО4 (ИНН *****), ФИО3 (ИНН *****) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в законную силу решения:
- принять меры по предотвращению невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв;
- привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером ***** и территории кадастрового квартала ***** в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности;
- представить в адрес Управления материалы и сведения (фото/видео материалы, акты, распоряжения, договоры и иные документы, относящиеся к материалу претензии), подтверждающие проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Взыскать с ФИО2, ФИО4, ФИО3 в солидарном порядке государственную пошлину в доход муниципального бюджета <адрес> в размере 300 руб.
В удовлетворении требования Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об установлении иного срока в течение, которого ответчики обязаны исполнить возложенную на него судом обязанность, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Зацепина А.Н.