84RS0001-01-2023-000715-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи А.В. Васильева,
при секретаре Щукиной Л.А.,
с участием помощника прокурора Таймырского района Патлатого А.А.,
представителя ответчиков – Таймырского муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Носковская средняя школа-интернат» (далее ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат», управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Тлехугова Т.А.,
представителя ответчика - администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Панова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-594/2023 по иску заместителя прокурора Таймырского района к ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат», управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, о понуждении к принятию мер по обеспечению охраны учебного учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Таймырского района обратился в суд с иском к ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат», мотивируя свои требования тем, что, прокуратурой района проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности школы, в ходе которой установлены нарушения. В этой связи, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, просит суд обязать ответчика ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание школы ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также обязать управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» финансирование для исполнения решения суда в течение 6-ти месяцев.
В судебном заседании помощник прокурора Таймырского района Патлатый А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков - ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» и управления образования Тлехугов Т.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил подробные письменные возражения относительно исковых требований, где указал, что, в целях обеспечения общей потребности в денежных средствах для обеспечения оснащения здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» ответчиком были проведены мероприятия по поиску исполнителя услуг по монтажу и пусконаладочным работам систему тревожной сигнализации. На сегодняшний день стоимость монтажных и пусконаладочных услуг согласно имеющемуся коммерческому предложению составляет 380 916 руб., в том числе, 127 954 руб. – на оснащение здания по адресу: п. Носок, ул. Черемушки, д.д. 83, 84; 127 252 руб. – на оснащение здания по адресу: п. Носок, ул. Черемушки, д. 82. В настоящее время денежные средства, необходимые для принятия всех вышеперечисленных в исковом заявлении мер по оснащению здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в указанный в исковом заявлении срок бюджетной сметой ответчика не предусмотрены. Таким образом, управление образования не имеет возможности обеспечить принятие мер по оснащению здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Учитывая отдаленность образовательной организации от развитых транспортных путей, труднодоступность местонахождения образовательной организации для доставки и монтажа необходимого оборудования и отсутствие поставщиков необходимого оборудования для исполнения требований законодательства в части оснащения здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считает, что, исковые требования могут быть исполнены в срок не менее, чем 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае удовлетворения иска прокурора, в адрес финансового управления администрации района будут направлены предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись управления образования для исполнения решения судебных органов.
Представитель ответчика – администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района Панов А.А. в судебном заседании исковые требования также не признал, просил в удовлетворении иска к администрации района отказать, поскольку, ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ни постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 не устанавливают безусловную обязанность администрации района, как органа местного самоуправления, который не является главным распорядителем бюджетных средств, осуществлять финансирование расходов учреждения. Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор не наделен правом обращения в суд с иском в защиту прав казенного учреждения, иск заявлен в нарушение действующего законодательства. Также, прокурор не указывает в каком размере (части, объеме) ответчики должны будут исполнять решение суда, то есть в каком размере (части, объеме) выделит финансирование каждый из них в пользу ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат». Без четкой формулировки требований исполнение решение суда невозможно. Помимо этого, полагает, что заявляя требование о возложении обязанности на администрацию Таймырского района выполнять конкретное мероприятие (осуществить финансирование), которое прямо не предусмотрено законом, прокурор просит суд своим решением вмешаться в деятельность органов местного самоуправления, то есть, нарушить конституционный принцип разделения властей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч.6 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 вышеназванного Закона РФ № 273-ФЗ установлено, что, охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно представленной в материалы дела копии Устава ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат», ответчик является некоммерческой образовательной организацией, в форме казенного учреждения, находящейся в собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, подведомственной и подконтрольной управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, основным предметом деятельности которой является реализация общеобразовательных программ дошкольного образования, дополнительных образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ. В соответствии с п.п. 3 п. 1.13 Устава, ответчик, в числе прочего, несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации во время образовательного процесса.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, Правительство РФ, в числе прочего, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации (далее – требования); а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 17 Требований, в числе прочего, установлено, что, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения. При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18 Требований).
Подпунктом «г» п. 24 Требований, помимо прочего, установлено, что, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
В соответствии с отдельными положениями указанных требований, предусмотрено обязательное проведение обследования образовательных учреждений с последующим категорированием опасности объектов, по результатам которых в обязательном порядке специальной комиссией составляется паспорт безопасности объекта.
Из представленной суду копии паспорта безопасности ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат», расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, п. Носок, ул. Черемушки, д. 79, следует, что образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности объекта (л.д. 54-58).
Согласно акту обследования и категорирования от 15.11.2022, комиссия рекомендовала оснастить объект системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (л.д.58-62).
Согласно ответу заместителя Главы Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района – начальника управления образования Друпповой Т.А. от 20.04.2023 на запрос прокурора Таймырского района, в ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат» система передачи тревожных сообщений не установлена по причине отсутствия технической возможности в подключении к пульту централизованного наблюдения ОВО по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», отсутствия устойчивого канала цифровой связи для передачи извещений (л.д. 18-19).
Таким образом, судом установлен факт не соблюдения п. 24 Требований, а именно подпункта «г», в здании ТМК ОУ «Носковская средняя школа-интернат», расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, п. Носок, ул. Черемушки, д. 79.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, предъявленные заместителем прокурора к ответчику - образовательному учреждению исковые требования, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом, в соответствии с п. 2.4, 2.7 Положения об управлении образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского районного Совета депутатов № 03-043 от 27.06.2019, в число основных задач управления входят, в числе прочих, планирование, организация деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению (далее - подведомственные муниципальные организации, муниципальные образовательные организации); осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств районного бюджета в части средств, предусмотренных на содержание управления образования и подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Управление, в соответствии с возложенными на него задачами, создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных организаций, муниципальных образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий (п.3.1 Положения).
Таким образом, финансирование мероприятий по обеспечению требований антитеррористической защищенности подведомственных образовательных учреждений, возложено на управление образования администрации Таймырского муниципального района.
При этом, в соответствии с п. 32 Требований, контроль за выполнением настоящих требований осуществляется министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов подведомственных учреждений образования требованиям законодательства об антитеррористической защищенности.
В соответствии с п. 6.1 и п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Закона РФ № 273-ФЗ, установлено, что, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области образования, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Помимо этого, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона РФ № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2009, установлено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 1.5 Положения об управлении образования администрации Таймырского муниципального района, финансовое обеспечение деятельности управления осуществляется за счет средств районного бюджета (л.д.66).
Таким образом, несмотря на то, что управление образования является главным распорядителем бюджетных средств в отношении ответчика – школы, администрация Таймырского муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обязана обеспечить требования антитеррористической безопасности, в том числе, в части обеспечения соответствия переданного в оперативное управление здания, находящегося в муниципальной собственности.
В этой связи суд считает предъявленные исковые требования к ответчику – администрации Таймырского муниципального района о выделении необходимого финансирования на устранение выявленных нарушений, наряду с управлением образования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика – администрации Таймырского муниципального района о нарушении прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ суд находит несостоятельными, поскольку, исковые требования направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности нахождения в учебном заведении учеников, родителей, педагогического состава, родителей и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика о неисполнимости решения суда в случае удовлетворения исковых требований к соответчикам – управлению образования и администрации Таймырского муниципального района, суд также находит несостоятельными, поскольку оба указанных органа в силу вышеприведенных положений законодательства, обязаны принять меры к выделению школе финансирования в размере, достаточном для устранения выявленного нарушения.
Определяя срок выполнения требований прокурора, суд соглашается с позицией представителя ответчиков – школы и управления образования о том, что, исполнение решения суда потребует проведения необходимых мероприятий, связанных не только с выделением бюджетного финансирования, но и с проведением технических работ в условиях отдаленности места нахождения школы, особенностей ее транспортной доступности и считает разумным и справедливым установить ответчикам срок для исполнения решения суда - в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить.
Обязать Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Носковская средняя школа-интернат» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание Таймырского муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Носковская средняя школа-интернат», расположенное по адресу: 647230, Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, п. Носок, ул. Черемушки, д. 79, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Обязать управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансирование Таймырскому муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Носковская средняя школа-интернат» на выполнение мероприятий по оснащению здания Таймырского муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Носковская средняя школа-интернат», расположенного по адресу: 647230, Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, п. Носок, ул. Черемушки, д. 79, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья А.В. Васильев
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2023 года.