Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1557/2020 ~ М-991/2020 от 18.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 сентября 2020 года                         г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Шуваркиной Т.П.,

с участием:

представителя административного истца Каликинской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1557/2020 по административному исковому заявлению Ремизовой Алсу Абдулловны к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Ремизова А.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В иске указала, что ей на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 83,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 137,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 183,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 453,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость данных объектов определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области»: для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 4 814 463 рубля 07 копеек; для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 7 890 210 рублей 63 копейки; для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 27 августа 2013 года в размере 10 541 321 рубль 40 копеек; для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 18 675 879 рублей 32 копейки.

Административный истец не согласилась с кадастровой стоимостью принадлежащих ей объектов недвижимости и обратилась для определения их рыночной стоимости к независимому оценщику ООО «<данные изъяты>».

Согласно отчету об оценке №196-1/07-2020 от 30.07.2020 г., подготовленному ООО «<данные изъяты>» рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 10 091 598 рублей.

Согласно отчету об оценке №196/07-2020 от 05.08.2020 г., подготовленному ООО «<данные изъяты>» рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 19 августа 2013 года составляет 2 942 914 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года составляет 4 053 745 рублей; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 27 августа 2013 года составляет 5 169 056 рублей.

Ремизова А.А. считает, что установленная кадастровая стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости завышена, чем нарушаются её права, так как это ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с административным иском и установить кадастровую стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, на основании отчетов об оценке.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Каликинская Е.А. поддержала заявленные требования, на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ремизовой А.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 83,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 137,5 кв. м., расположенное по адресу: Самарская <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 183,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.05.2020 г., 03.08.2020 г.

Кроме того, административному истцу Ремизовой А.А. и Лыжину А.Р. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 453,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> (по 50/100 доли каждому), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.05.2020 г.

Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.05.2020 года, она составляет: для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 19 августа 2013 года - 4 814 463 рубля 07 копеек; для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года - 7 890 210 рублей 63 копейки; для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 27 августа 2013 года - 10 541 321 рубль 40 копеек; для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 06 июня 2011 года - 18 675 879 рублей 32 копейки.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В данном случае установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости и считая свои права нарушенными, 18.08.2020 г., Ремизова А.А. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения Ремизовой А.А. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

Целью настоящего судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Ремизовой А.А. в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке №196-1/07-2020 от 30.07.2020 г. и №196/07-2020 от 05.08.2020 г., подготовленные оценщиком ООО «<данные изъяты>».

Из отчета об оценке №196-1/07-2020 от 30.07.2020 г. усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого, по состоянию на 06 июня 2011 года составила 10 091 598 рублей.

Из отчета об оценке №196/07-2020 от 05.08.2020 г. следует, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами , итоговая величина рыночной стоимости которых, составила: нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 19 августа 2013 года - 2 942 914 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года - 4 053 745 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 27 августа 2013 года - 5 169 056 рублей.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов - 06.06.2011 г., 19.08.2013 г., 17.08.2013 г. и 27.08.2013 г.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчеты об оценке, подготовленные оценщиком ООО «<данные изъяты>», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административный истец не обращалась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 18.08.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Ремизовой Алсу Абдулловны – удовлетворить.

Восстановить Ремизовой А.А. пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 83,9 кв. м., расположенного по адресу: Самарская <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 2 942 914 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 137,5 кв. м., расположенного по адресу: Самарская <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 4 053 745 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 183,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 августа 2013 года в размере 5 169 056 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 453,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 10 091 598 рублей.

Датой подачи Ремизовой А.А. административного иска в суд считать 18.08.2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2020 года.

Судья:                 Ласковская С.Н.

3а-1557/2020 ~ М-991/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ремизова А.А.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самара
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Ласковcкая С. Н.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее