Решение
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года г. Астрахань
Трусовский районный суд гор. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой О.В.
при секретаре судебного заседания Нунаковой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КАС к администрации города Астрахани, Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани о признании действий незаконными, обязании предоставить в собственность земельный участок
установил:
истец обратилась в суд с настоящим иском указав, что является собственником жилого дома расположенного по <адрес> на земельном участке площадью № кв.м. с разрешенным видом использования для эксплуатации жилого дома. Земельный участок находится у нее в аренде сроком на № лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, однако получила отказ в связи с тем, что участок расположен в зоне Р-1 (зона открытых пространств), на которую накладываются ограничения в связи с нахождением участка в зоне санитарной охраны источников водоснабжения II пояса, где объекты для проживания людей, по условиям действующих ограничений относятся к запрещенному виду использования. Полагает, что данный отказ является незаконным, просит признать незаконными действия Управления муниципального имущества администрации <адрес> выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность КАС земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ул.<адрес>ю 440,40 кв.м., кадастровый №.
Обязать администрацию г.Астрахани предоставить в собственность КАС земельный участок площадью 440,40 кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома за выкупную стоимость.
В судебное заседание истец не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержала исковые требования.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности МАВ исковые требования поддержал в полном объёме, просила суд иск удовлетворить, указав, что в соответствии с действующим Земельным Кодексом Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, данный земельный участок на котором расположен жилой дом не подпадает ни под один из вышеперечисленных запретов.
Представитель ответчиков администрации города Астрахани и Управления муниципального имущества администрации г.Астрахани РНВ в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что ввиду того, что земельный участок находится в зоне застройки, на которую накладываются ограничения по условиям охранной зоны источников водоснабжения II пояса, где объекты для проживания людей, по условиям действующих ограничений относятся к запрещенному виду использования, земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, возражений не представил.
Суд, выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 39.17. Земельного Кодекса РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В судебном заседании установлено, что КАС является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, площадью 440,4 кв.м. предоставлен прежнему собственнику жилого дома СМИ на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на 50 лет для строительства и эксплуатации индивидуального жилищного строительства, заключенному в администрацией <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между СМИ и КАС заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ № спорный земельный участок расположенный по <адрес> 440,40 кв.м. имеет кадастровый №, расположен на землях населенных пунктов и имеет разрешенное использование для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ № КАС отказано в предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу на основании пп.14 п.5 ст.27, п.6 ст.39.16, пп.3 п.8 ст.39.15 Земельного Кодекса РФ.
Согласно сообщению Управления муниципального имущества администрации города Астрахани № года истцу разъяснено, что в предоставлении в собственность земельного участка отказано ввиду того, что согласно Правилам землепользования и застройки г.Астрахани в новой редакции, утвержденным решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок расположен в зоне Р-1 (зона открытых пространств) на которую накладываются ограничения по условиям зоны санитарной охраны источников водоснабжения II пояса и в силу пп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п.6 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 5 статьи 21 Правил землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N 144, водоохранные зоны выделяются в целях: предупреждения и предотвращения микробного и химического загрязнения поверхностных вод; предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов; сохранения среды обитания объектов водного, животного и растительного мира.
Для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в водоохранных зонах рек, других водных объектов, включая государственные памятники природы областного значения, устанавливаются: виды запрещенного использования.
Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон рек, других водных объектов: проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садоводческих участков; проведение рубок главного пользования; осуществление в границах 20-метровой охранной зоны водных объектов (без согласования с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, с областной инспекцией рыбоохраны и без положительного заключения государственной экологической экспертизы) строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов; добычи полезных ископаемых; производства землеройных, погрузочно-разгрузочных работ, в том числе на причалах не общего пользования; складирование грузов в пределах водоохранных зон осуществляется на платной основе; находящиеся и размещаемые в особых случаях (по согласованию с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации и при наличии положительного заключения экологической экспертизы) здания и сооружения в водоохранных зонах должны оборудоваться закрытой сетью дождевой канализации, исключающей попадание поверхностных стоков в водный объект, не допускать потерь воды из инженерных коммуникаций, обеспечивать сохранение естественного гидрологического режима прилегающей территории; длительный отстой судов речного флота (свыше одного месяца) в акватории водных объектов, за исключением акваторий, отведенных специально для этих целей (затоны, базы ремонта флота); использование судов без документов, подтверждающих сдачу сточных и нефтесодержащих вод на специальные суда или объекты по сбору названных вод.
Дополнительные ограничения в пределах прибрежных защитных полос (ширина - 10 м для всех объектов): распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов, строительных материалов и минеральных солей, кроме оборудованных в установленном порядке причалов и площадок, обеспечивающих защиту водных объектов от загрязнения; выпас и устройство летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садоводческих участков, выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.
Указанные дополнительные ограничения распространяются на все водоохранные зоны. В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.
Статья 65 Водного Кодекса РФ (части 1, 2, 4, 5, 15, 17) предусматривает, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Из совокупного анализа вышеприведенных положений Земельного и Водного кодексов Российской Федерации следует, что законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность гражданам земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны.
Также согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года, утвержденному Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета в предоставлении земельного участка, находящегося в пределах водоохранной зоны и испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, - для эксплуатации жилого дома.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров; ширина береговой полосы таких водных объектов составляет пять метров.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как усматривается из материалов дела, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации жилого дома, находящегося в собственности истца.
Согласно заключению кадастрового инженера КАИ земельный участок расположенный по адресу: <адрес> не находится в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые доказываются на предположениях.
Суд полагает необоснованными возражения представителя ответчика со ссылкой на Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответчиком суду не представлены размеры санитарно-защитной зоны и результаты исследований и измерения, для оценки риска для здоровья граждан, не представлены доказательства ограничений пользования земельным участком, в соответствии с положениями ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Доказательств тому, что оборот спорного земельного участка запрещен, он ограничен, и зарезервирован для государственных или муниципальных нужд ответчиком суду также не представлено.
Также суд учитывает, что в данном случае истец реализует свое право на оформление в собственность земельного участка уже находящегося в ее фактическом пользовании на основаниях, признаваемых законом.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у истца в силу закона возникло право получить в собственность спорный земельный участок, а отказ администрации города Астрахани в предоставлении в собственность земельного участка препятствует истцу реализовать свое право на приобретение земельного участка, расположенного под жилым домом в собственность за плату.
Оценив в совокупности все представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований, в связи с чем считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
исковое заявление КАС к администрации города Астрахани, Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани о признании действий незаконными, обязании предоставить в собственность земельный участок удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города Астрахани, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность КАС земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ул.<адрес>ю 440,40 кв.м.
Обязать администрацию г.Астрахани предоставить в собственность КАС земельный участок площадью 440,40 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома за выкупную стоимость.
Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд <адрес>.
Судья Кривошеева О.В.