Дело № 2-1264/2022 Решение в окончательной форме
УИД 51RS0007-01-2022-002173-81 изготовлено 12 сентября 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2022 г. г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Асановой Л.С.,
с участием прокурора Пучковой А.Ю.,
представителя ответчика Зориной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране здоровья граждан,
установил:
Прокурор города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» (далее по тексту – ГОАУСОН «АПНИ № 1») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране здоровья граждан.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Апатиты была проведена проверка законности схем управления продажами в сфере закупок лекарственных препаратов в деятельности ГОАУСОН «АПНИ № 1», по результатам которой в деятельности учреждения установлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере.
Так, в ходе проверки, проведенной 27 июля 2022 г., установлено, что в ГОАУСОН «АПНИ № 1» хранение лекарственных средств для медицинского использования осуществляется в двадцати пяти помещениях, расположенных по адресу: <адрес>. Указанные помещения для регистрации и контроля за температурно-влажностным режимом оборудованы гигрометрами. Согласно показателям обозначенных гигрометров в 2022 г. в нарушение требований действующего законодательства в указанной сфере, показания указанных измерительных приборов по параметру влажности периодически превышают 50%, вместе с тем хранение лекарственных средств, в соответствии с общей фармакопейной статьей – ОФС.1.1.0010.18 «Общая фармакопейная статья. Хранение лекарственных средств», утвержденной и введенной в действие Приказом Минздрава России от 21 апреля 2020 г. № 352, которые при контакте с водой, влагой, могут выделять газы и т.п., являются влагочувствительными, невозможно при относительной влажности воздуха, превышающей 50% при комнатной температуре.
Семнадцать из указанных выше помещений для хранения лекарственных средств оборудованы кондиционерами, восемь помещений, в том числе комната приемочного контроля и комната хранения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, специальным оборудованием для регулировки относительной влажности в помещении не оборудованы, форточки, фрамуги и вторые решетчатые двери не обеспечивают надлежащую регулировку относительной влажности в данных помещениях, что подтверждается показаниями гигрометров.
Отмечает, что в результате несвоевременного устранения выявленных нарушений законодательства нарушается право неопределенного круга граждан (клиентов организации, состав которых постоянно меняется в результате поступления/выбытия из организации) на качественную медицинскую помощь в части применения безопасных лекарственных средств.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просит суд обязать ГОАУСОН «АПНИ № 1» в срок до 1 апреля 2023 г. оснастить пять помещений для хранения лекарственных препаратов, расположенных по адресу: <адрес>, оборудованием, позволяющим регулировать относительную влажность в данных помещениях.
Прокурор города Апатиты в судебном заседании поддержала уточнённые исковые требования в полном объёме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным с иске.
Представитель ответчика ГОАУСОН «АПНИ № 1» в судебном заседании против удовлетворения уточнённых исковых требований не возражала, однако просила установить срок исполнения обязанности до 31 декабря 2023 г., мотивируя данную позицию тем, что в настоящее время администрацией ГОАУСОН «АПНИ № 1» предприняты меры для устранения допущенных нарушений, решён вопрос о приобретении кондиционеров для обеспечения температурного режима в пяти помещениях для хранения лекарственных препаратов, а именно: в корпусе психоневрологического отделения № 1 - 1 этаж (№ 51) медицинский пост ПНО-1; в корпусе психоневрологического отделения № 2: 1 этаж (№ 150) кабинет приёмочного контроля; 1 этаже (№ 152) кабинет группировки ЛС; 3 этаж (№ 336) комната хранения ЛС; в корпусе психоневрологического отделения №3 (ПНО-3) 1 этаж (№ 148) комната хранения ЛС.
На приобретение указанного оборудования ответчику требуется значительная сумма денежных средств, которая выделяется Министерством труда и социального развития. Администрация ГОАУСОН «АПНИ № 1» обратилась в адрес учредителя с пояснительной запиской в части расходования субсидий на иные цели в 2023 г. и плановом периоде 2024-2024гг., в пункте 4 которой указано, что для соблюдения температурного режима в комнатах хранения лекарственных средств необходим монтаж кондиционеров в количестве 4 штук, стоимостью 306933 рубля 33 копейки. Также отмечает, что для заключения контракта на поставку и установку систем кондиционирования в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для его исполнения, может потребоваться значительное количество времени. При таких обстоятельствах, исполнить указанную обязанность в предложенный прокурором срок объективной возможности не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право каждого на охрану здоровья.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в числе основных принципов охраны здоровья граждан предусмотрены: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии с положением статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 940н утверждены Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, пунктом 20 которых предусмотрено, что организации социального обслуживания обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 58 Федерального закона № 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется, в том числе, медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее - Правила), согласно пункту 3 которых в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определённые температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Пунктами 2-4 Правил установлено, что устройство, состав, размеры площадей (для производителей лекарственных средств, организаций оптовой торговли лекарственными средствами), эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
Согласно положениями пунктов 11, 24, 37 Правил надлежащей практики хранения, перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 646н, субъект обращения лекарственных препаратов для осуществления деятельности по хранению лекарственных препаратов должен иметь необходимые помещения и (или) зоны, а также оборудование для выполнения операций с лекарственными препаратами, обеспечивающие их хранение в соответствии с требованиями Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения.
Субъект обращения лекарственных препаратов разрабатывает и утверждает комплекс мер, направленных на минимизацию риска контаминации материалов или лекарственных препаратов, при условии соблюдения защиты от воздействия факторов внешней среды. К оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся, в том числе, системы кондиционирования.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ГОАУСОН «АПНИ № 1» зарегистрировано в налоговом органе 9 января 2003 г., расположено по адресу: <адрес>. Основным видом деятельности учреждения является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
1 октября 2018 г. ГОАУСОН «АПНИ № 1» выдана лицензия <№> на осуществление медицинской деятельности, при этом адресом осуществления медицинской деятельности является: <адрес>
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом и.о. Министра труда и социального развития Мурманской области № 685 от 24 декабря 2019г. (далее – Устав) ГОАУСОН «АПНИ № 1» является областным учреждением социального обслуживания, юридическим лицом, некоммерческой организацией, расположено по адресу: <адрес>, и его основным видом деятельности является деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам из числа лиц, страдающих психическими расстройствами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании (пункты 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 3.2 Устава).
Уставом ГОАУСОН «АПНИ № 1» установлено, что целью деятельности учреждения является предоставление гражданам из числа лиц, страдающих психическими расстройствами и признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности. Для достижения цели учреждение осуществляет социальное обслуживание в стационарной форме.
Приказом директора ГОУАСОН «АПНИ № 1» № 155 от 25 апреля 2019г. утверждены документы, регламентирующие порядок обращения лекарственных препаратов, а именно, Положение «О системе качества хранения лекарственных препаратов в ГОАУСОН «АПНИ № 1», стандартные операционные процедуры, регламентирующие требования, компетенции и ответственность сотрудников при исполнении порядка обращения лекарственных препаратов в учреждении, в том числе СОП № 2 «Порядок хранения лекарственных препаратов в структурных подразделениях ГОАУСОН «АПНИ № 1».
В судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Апатиты 27 июля 2022 г., установлено, что в ГОАУСОН «АПНИ № 1» хранение лекарственных средств для медицинского использования осуществляется в двадцати пяти помещениях, расположенных по адресу: <адрес> Указанные помещения для регистрации и контроля за температурно-влажностным режимом оборудованы гигрометрами. Согласно показателям обозначенных гигрометров в 2022 г. в нарушение требований действующего законодательства в указанной сфере, показания указанных измерительных приборов по параметру влажности периодически превышают 50%, вместе с тем хранение лекарственных средств в соответствии с общей фармакопейной статьей – ОФС.1.1.0010.18 «Общая фармакопейная статья. Хранение лекарственных средств», утвержденной и введенной в действие Приказом Минздрава России от 21 апреля 2020 г. № 352, которые при контакте с водой, влагой, могут выделять газы и т.п., являются влагочувствительными, невозможно при относительной влажности воздуха, превышающей 50% при комнатной температуре.
Семнадцать из указанных выше помещений для хранения лекарственных средств оборудованы кондиционерами, восемь помещений, в том числе комната приемочного контроля и комната хранения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, специальным оборудованием для регулировки относительной влажности в помещении не оборудованы, форточки, фрамуги и вторые решетчатые двери не обеспечивают надлежащую регулировку относительной влажности в данных помещениях, что подтверждается показаниями гигрометров.
Наличие указанных нарушений подтверждается справкой, составленной старшим помощником прокурора города Апатиты от 27 июля 2022 г.
В судебном заседании с учётом представленных возражений представителя ответчика и уточненных исковых требований прокурора города Апатиты установлено, что в настоящее время нарушения хранения лекарственных средств в связи с отсутствием кондиционеров для обеспечения температурного режима, допускается ответчиком в пяти помещениях, а именно: в корпусе психоневрологического отделения № 1 - 1 этаж (№ 51) медицинский пост ПНО-1; в корпусе психоневрологического отделения № 2: 1 этаж (№ 150) кабинет приёмочного контроля; 1 этаже (№152) кабинет группировки ЛС; 3 этаж (№ 336) комната хранения ЛС; в корпусе психоневрологического отделения № 3 (ПНО-3) 1 этаж (№ 148) комната хранения ЛС.
На момент рассмотрения дела выявленные нарушения действующего законодательства не устранены.
Установленные нарушения свидетельствуют о нарушении права неопределенного круга граждан (клиентов организации, состав которых постоянно меняется в результате поступления/выбытия из организации) на качественную медицинскую помощь в части применения безопасных лекарственных средств.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает подтвержденными факты нарушения ГОУАСОН «АПНИ № 1» положений законодательства об охране здоровья граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (клиентов организации) на охрану жизни и здоровья.
Учитывая установленные по делу обстоятельства суд, руководствуясь статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что признание иска ответчиком в части возложения обязанности по устранению нарушений законодательства об охране здоровья граждан не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Апатиты являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание, что ответчик является государственным учреждением, финансирование которого осуществляется учредителем – Министерством труда и социального развития Мурманской области в рамках выделяемых бюджетных средств, а закупка необходимого оборудования должна осуществляться с порядком, определенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», находит заслуживающими внимания доводы представителя ответчика, в связи с чем полагает возможным установить срок для исполнения указанной обязанности - до 1 июля 2023 г. По мнению суда, данный срок, исходя из обстоятельств дела, является разумным и достаточным.
На основании статьи 103 Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор города Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране здоровья граждан – удовлетворить.
Обязать государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» (<.....>) в срок до 1 июля 2023 г. устранить нарушения требований законодательства об охране здоровья граждан в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно оснастить пять помещений для хранения лекарственных препаратов: в корпусе психоневрологического отделения № 1 - 1 этаж (№ 51) медицинский пост ПНО-1; в корпусе психоневрологического отделения № 2: 1 этаж (№ 150) кабинет приёмочного контроля; 1 этаж (№ 152) кабинет группировки ЛС; 3 этаж (№ 336) комната хранения ЛС; в корпусе психоневрологического отделения № 3 (ПНО-3) 1 этаж (№ 148) комната хранения ЛС, оборудованием, позволяющим регулировать относительную влажность в данных помещениях.
Взыскать с государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат № 1» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Алексеева