Мотивированное решение суда составлено в окончательной форме 01.11.2023
№2-7864/2023
50RS0035-01-2023-009205-46
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2023 года г. Подольск
Подольский городской суд Московской области
в составе
председательствующего судьи ФИО9.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> к ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о понуждении к ликвидации свалки в счет возмещения вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды,
Установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее – Управление, истец) к ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (далее – собственники, ответчики) в целях возмещения вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, обязать собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6 Валериевича провести мероприятия по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на площади <данные изъяты>географические координаты центра свалки №°) в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе внепланового выездного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, на основании задания Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено следующее.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> (<данные изъяты> общей площади участка) зарос однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью (люпин, бодяк, крапива и др.), высотой до <данные изъяты> м, и древесно-кустарниковой растительностью на площади <данные изъяты> (берёза, осина, сосна), высотой свыше <данные изъяты> (залесенность и закустаренность составляет <данные изъяты> от площади земельного участка).
Кроме того, в северо-западной части участка выявлена свалка отходов производства и потребления на общей площади <данные изъяты> Твёрдые бытовые отходы представлены полиэтиленовой, пластиковой тарой, битым стеклом, крупногабаритным строительным мусором, ветошью, коммунальными отходами, порубочными остатками, сухими ветками и др. Координаты центра свалки №
В нарушение требований статей 7, 13, 42, 78, 79 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», части 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в их комплексном прочтении, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 67:21:0050101:381 не выполняются обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что привело к его зарастанию сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, а также к захламлению участка отходами производства и потребления.
По результатам выявленного нарушения собственникам указанного земельного участка Управлением ДД.ММ.ГГГГ объявлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. Однако ответов на указанные предостережения в адрес Управления не поступало.
В связи с указанными обстоятельствами Управление обратились в суд с данным исковым заявлением.
Истец – Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, представитель в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении в отсутствие.
Ответчики – ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили.
Согласно ст. 113 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Суд предпринял исчерпывающие меры по извещению ответчика, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представлено.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, и части 2 статьи 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
При этом доказательств невозможности получения судебной корреспонденции в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиками не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ и правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неблагоприятных последствий в связи с неполучением почтовой корреспонденции по адресу регистрации целиком и полностью лежит на заинтересованном лице.
Кроме того, стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интеренет-сайте Подольского городского суда Московской области.
В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о дне слушания дела, согласия истца о рассмотрении дела в порядке заочного производства, суд, определил рассматривать дело при данной явке в порядке ст. 233 ГПК РФ.
Суд, огласив иск, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и уполномочено в соответствии с пунктом 8.1.5. Положения об Управлении Россельхознадзора по <адрес>, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Положение), наделено полномочиями по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и виноградопригодных земель.
Согласно п. 7 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 (далее - Положение о государственном земельном надзоре) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы); обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Согласно пунктам 1,2,4 Положения Управление является государственным органом, находящимся в подчинении Россельхознадзора и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории <адрес>
В соответствии с пунктом 8.7 Положения Управление наделено полномочиями на предъявление исков в установленной сфере деятельности по возмещению вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что рассматриваемы иск заявлен уполномоченным лицом.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 4 Закона об охране окружающей среды к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности относятся компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно ст. 1 указанного закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В судебном заседании установлено, что в ходе внепланового выездного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, на основании задания Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено следующее.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> (<данные изъяты> общей площади участка) зарос однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью (люпин, бодяк, крапива и др.), высотой до <данные изъяты> м, и древесно-кустарниковой растительностью на площади <данные изъяты> (берёза, осина, сосна), высотой свыше <данные изъяты> (залесенность и закустаренность составляет 40% от площади земельного участка).
Кроме того, в северо-западной части участка выявлена свалка отходов производства и потребления на общей площади <данные изъяты>. Твёрдые бытовые отходы представлены полиэтиленовой, пластиковой тарой, битым стеклом, крупногабаритным строительным мусором, ветошью, коммунальными отходами, порубочными остатками, сухими ветками и др. Координаты центра свалки <данные изъяты>° (л.д. 14-16).
Перечисленные факты зафиксированы в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с приложением план-схемы и фототаблицы, протоколе инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-23).
Следы проведения агротехнических мероприятий по обработке почвы, следы выпаса скота отсутствуют.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и принадлежит на праве общей долевой собственности гражданам ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р) - <данные изъяты> доля; ФИО4 (ИНН № - <данные изъяты> доля; ФИО1 (ИНН №) - <данные изъяты> доля; ФИО3 (ИНН №) - <данные изъяты> долей; ФИО5 (№) - <данные изъяты> долей; ФИО6 ФИО10 (ИНН №)- <данные изъяты> доля (л.д.25-27).
Зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, наличие на участке захламления твёрдыми бытовыми отходами, свидетельствует о том, что собственником указанного участка не проводятся обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия.
В нарушение требований статей 7, 13, 42, 78, 79 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в их комплексном прочтении, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № не выполняются обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что привело к его зарастанию сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, а также к захламлению участка отходами производства и потребления.
По результатам выявленного нарушения собственникам указанного земельного участка Управлением 31.08.2023 объявлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (л.д. 28-52). Однако ответов на указанные предостережения в адрес Управления не поступало.
Статья 1 ЗК РФ устанавливает одним из основополагающих принципов земельного законодательства приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основополагающие принципы презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 79 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности.
Статьями 7, 12, 77 и 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве.
Статьёй 42 ЗК РФ и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.
Правовой режим земель согласно ст. 7 ЗК РФ определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Земли категории сельскохозяйственного назначения - земли за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли категории сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (статьи 77, 78 ЗК РФ, ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения»).
Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков.
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения»).
Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий (статья 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).
Деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов (пункт 2 Правил).
Нарушение земель согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» - процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.
Нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 2 Правил).
В соответствии с п 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 (далее - Постановление) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности её загрязнении, истощении, порче и уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, и иных неблагоприятных последствиях.
В силу положений ст. 77 Закона об охране окружающей среды, ч. 1 ст. 76 ЗК РФ, ст.15 и ст. 1064 ГК РФ, вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.
Статьей 5 Закона об охране окружающей среды установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах твердых бытовых отходов, их сжигание, предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Принимая во внимание изложенное, оценив установленные при рассмотрении дела обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о доказанности факта причинения ответчиками вреда почве как объекту охраны окружающей среде, противоправных действий (бездействий) ответчиков, направленных на причинение вреда, а также причинной связи между действиями (бездействиями) ответчиков и причиненным вредом почве, как объекту охраны окружающей среды и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Иные доводы сторон не опровергают вышеуказанные выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> к ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о понуждении к ликвидации свалки в счет возмещения вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды – удовлетворить.
Обязать собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №), ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №), ФИО6 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) провести мероприятия по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> га (географические координаты центра свалки N №°) в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.
Ответчиком в Подольский городской суд может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения суда.
Председательствующий судья Н.Н. Питукина