Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-442/2024 ~ М-342/2024 от 25.06.2024

Решение в окончательной форме

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-442/2024    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рп. Некрасовское Ярославская область                     11 сентября 2024 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.

при секретаре Воробьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаевой Александры Ивановны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района <адрес> об обязании предоставить жилое помещение взамен изымаемого

у с т а н о в и л:

    Ермолаева А.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района <адрес> об обязании предоставить взамен изымаемого жилого помещения по <адрес>, другое жилое помещение. В обоснование требований истица указывает, что она и ее несовершеннолетний сын являются собственниками в праве общей долевой собственности на указанную квартиру по 17/100 и 1/100 соответственно. Постановлением администрации сельского поселения Красный Профинтерн от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором расположена принадлежащая истцам недвижимость по <адрес>, признан аварийным (непригодным для проживания), утверждена программа расселения. Если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать на предоставление ему другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из способов остается за собственником жилого помещения. Истец включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда «Стимулирование развития жилищного строительства на территории <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным м комфортным жильем населения <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ, а также муниципальной программы «Переселение граждан многоквартирного дома <адрес>, признанного аварийным (непригодным для проживания)» на период ДД.ММ.ГГГГ. Истица предпринимала попытки для достижения соглашения о предоставлении жилого помещения, но достигунть соглашения не удалось.

    Ответчик - администрация сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района <адрес> и третье лицо – Министерство строительства <адрес> в суд своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представлены возражения на иск. Суд полагает возможным, рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представитель истца – Варнавина В.В., истица Ермолаева А.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили, что администрация имеет прецеденты нарушения прав граждан, поскольку есть очередность предоставления и семьи с детьми стоят в первой очереди, а имеются факты получения жилья лицами, не имеющими детей

    Согласно отзыву администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района <адрес> переселение граждан из аварийного <адрес> осуществляется в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, а также муниципальной программы «Переселение граждан из многоквартирного <адрес> признанного аварийным (непригодным для проживания)» на ДД.ММ.ГГГГ. Субсидии на переселение граждан из аварийного <адрес> предоставляются из областного бюджета бюджету сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству строительства <адрес>, как получателю средств областного бюджета. В ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная субсидия была предоставлена на расселение жилых помещений <адрес> с целью переселения граждан, которые согласно Муниципальной программы «Переселение граждан из многоквартирного <адрес> признанного аварийным (непригодным для проживания)» на ДД.ММ.ГГГГ отнесены к льготной категории, а также являлись постоянно проживающими гражданами в аварийном жилье. В первоочередном порядке переселению подлежат категории граждан пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, матери-одиночки, молодые семьи, являющиеся нанимателями жилых помещений или имеющие единственное жилье. Ермолаева А.И. к вышеуказанным категориям не относятся, помимо расселяемого жилого помещения, она имеют в собственности благоустроенную квартиру, общей площадью 30.4 кв.м., расположенную по <адрес>. В настоящее время Муниципальная программа «Переселение граждан из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным (непригодным для проживания)» на ДД.ММ.ГГГГ является действующей. Администрацией сельского поселения Красный Профинтерн в Министерство строительства <адрес> направлена заявка на выделение из областного бюджета средств для софинансирования мероприятий задачи по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа в ДД.ММ.ГГГГ При наличии субсидии Ермолаевым будет продолжено жилье в рамках вышеуказанных программ.

    Согласно отзыву третьего лица Министерство строительства <адрес> расселение аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п. Программа разработана на основании Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому обеспечивается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Спорный многоквартирный дом признан аварийным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и не включен в Программу. Расселение будет возможно в рамках новой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда после завершения действующей.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации») указано на необходимость обращения внимания судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истице и ее несовершеннолетнему сыну принадлежит 17/100 и 1/100 соответственно доли в праве общей долевой собственности на квартиру находящуюся в жилом доме, расположенном по <адрес>

Постановлением администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , принятым на основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, находящийся по <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Согласно сведениям ответчика администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района <адрес> и третьего лиц Министерства строительства <адрес> жилой дом, находящийся по адресу <адрес>, в региональную адресную программу по расселению ветхого, аварийного жилья, не включен поскольку признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ. Переселение граждан из аварийного дома, находящегося по адресу <адрес>, осуществляется в рамках региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ, и муниципальной программы «Переселение граждан из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным (непригодным для проживания)» на ДД.ММ.ГГГГ, которая в настоящее время является действующей.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не включен в адресную программу по расселению ветхого, аварийного жилья, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в изложенном выше порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения и на орган местного самоуправления, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Тем самым, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по расселению ветхого, аварийного жилья, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Кроме того, в судебном заседании установлено, что истице Ермолаевой А.И. на праве собственности принадлежит <адрес>. Истцом не оспаривается, что она и ее несовершеннолетний сын не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не признаны малоимущими, права на внеочередное предоставление жилья не имеется, жилое помещение, находящееся в аварийном доме у них не единственное.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что настоящий иск заявлен истцами преждевременно, поскольку муниципальная программа «Переселение граждан из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным (непригодным для проживания)» утверждена на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем определенный срок расселения многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение, не наступил, процедуры изъятия жилого помещения и обеспечения жилищных прав собственников квартир в указанном доме будут осуществлены по завершении действия существующей муниципальной программы, на указанный период времени истец вправе обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, при наличии оснований.

Истцы не проживают в комнате <адрес>, имеют в собственности иное жилое помещение, не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не признаны малоимущими, в связи с чем у них отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В региональную адресную программу по расселению ветхого, аварийного жилья, многоквартирный дом, где расположена квартира истцов не включена, соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд считает требования истцов о возложении на ответчика обязанности по предоставлению в собственность истцам другого благоустроенного жилого помещения без соблюдения последовательности процедур обеспечения жилищных прав, установленных ст. 32 ЖК РФ, не подлежащими удовлетворению

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    В удовлетворении заявленных исковых требований Ермолаевой Александры Ивановны (паспорт ), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации сельского поселения Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района Ярославской области () отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                     Е.Е. Захарикова

2-442/2024 ~ М-342/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ермолаева Александра Ивановна
Ответчики
Администрация СП Красный Профинтерн
Другие
Минестерство строительства Ярославской области
Суд
Некрасовский районный суд Ярославской области
Судья
Захарикова Елена Евгеньевна
Дело на странице суда
nekrasovsky--jrs.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
26.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее