УИД № 37MS0029-01-2021-000315-47
Дело № 12-29/2022
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2022 года г. Фурманов Ивановской области
Судья Фурмановского городского суда Ивановской области Лебедев А.С.,
с участием заместителя Фурмановского межрайонного прокурора Хромовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Фурмановского межрайонного прокурора Хромова А.Н. на постановление по делу об административном правонарушении от 16 марта 2022 года № 7, вынесенное административной комиссией Фурмановского муниципального района Ивановской области,
установил:
Постановлением № 7 от 16.03.2022, вынесенным административной комиссией Фурмановского муниципального района Ивановской области, Джафаров Т.А.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Заместитель Фурмановского межрайонного прокурора Хромова А.Н. обратилась в суд с протестом, в котором просит отменить указанное постановление, возвратить дело на новое рассмотрение, в отношении Джафаров Т.А.о. производство по делу прекратить. В обоснование протеста указывает, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения градостроительного законодательства и законодательства в сфере благоустройства в отношении ООО «Азари». В ходе обследования территории города Фурманов на предмет исполнения требований законодательства в сфере благоустройства в зимний период 04.02.2022 установлено, что с кровли здания расположенного по адресу: г. Фурманов, ул. Революционная, д. 12 свисает скопление снега и наледь, угрожающая падением на граждан. Кроме того, установлено, что в нарушение ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деревянными конструкциями перегорожен тротуар в пределах здания, что делает невозможным передвижение по улице пешеходов, которые вынуждены передвигаться по проезжей части, что может стать причиной ДТП или наезда на пешеходов. Таким образом, ООО «Азари», осуществляющим деятельность в указанном здании, нарушаются требования законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, градостроительного законодательства и законодательства в сфере благоустройства. Выявленное нарушение стало возможным в результате ненадлежащего контроля и игнорирования требований законодательства со стороны руководителя ООО «Азари», что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также самому зданию в результате произвольного падения наледи с кровли. 09.02.2022 года в адрес генерального директора ООО «Азари» внесено представление, на которое 01.03.2022 поступил ответ об устранении нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности ответственного лица в ООО «Азари». 04.03.2022 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Азари» Джафарова Т.А. оглы по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области». При составлении постановления должностное лицо Джафаров Т.А. оглы замечания, ходатайства не заявлял, с постановлением был согласен, дал соответствующие пояснения. 16.03.2022 административной комиссией вынесено постановление №7 в отношении гражданина Джафарова Т.А. оглы по ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 №11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. Производство в отношении генерального директора ООО «Азари» Джафарова Т.А. оглы прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Прокурор считает данное постановление незаконным и необоснованным, подлежащим отмене поскольку при проведении проверки 09.02.2022 генеральный директор ООО «Азари» Джафаров Т.А. оглы пояснил в письменных объяснениях ситуацию, при которой допустил нарушение законодательства. О том, что ООО «Азари» не осуществляет деятельность, либо об отсутствии договора аренды между собой как физическим лицом и как директором ООО «Азари» не заявлял, наоборот при вынесении постановления был с ним согласен. Оснований для прекращения дела об административном правонарушении не имелось. Кроме того, протокол в отношении физического лица Джафарова Т.А. оглы по ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 №11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» не составлялся, соответственно невозможно привлечение его к административной ответственности. Кроме того, прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования состоявшегося по делу постановления.
Лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, Джафаров Т.А. оглы, его защитник Пикин А.Е., представитель административной комиссии Фурмановского муниципального района, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Представитель административной комиссии Фурмановского муниципального района по доверенности Куликова Т.А. представила отзыв на представление, в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заместителю Фурмановского межрайонного прокурора Хромовой А.Н. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.11 КоАП РФ, в ходе судебного заседания поддержала заявленное ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, а также протест на основании изложенных в нем доводов. Просила отменить постановление № 7 от 16.03.2022, вынесенное административной комиссией Фурмановского муниципального района Ивановской области в отношении Джафаров Т.А.о., производство по административному делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего протест, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Из представленных суду документов следует, что в соответствии со штампом Фурмановской межрайонной прокуроры обжалуемое постановление было получено 21.03.2022. В связи с чем, с учетом подачи протеста в Фурмановский городской суд 28.03.2022, срок обжалования постановления административной комиссии Фурмановского муниципального района не пропущен.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положениями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» невыполнение собственниками, иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений требований, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования Ивановской области по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек, за исключением требований к порядку очистки кровель от снега и устранению обледенения водоотводящих устройств чердачных крыш гостиниц, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 04.03.2022 заместителем Фурмановского межрайонного прокурора Хромовой А.Н. по результатам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» в отношении генерального директора ООО «Азари» Джафарова Т.А. оглы.
04.03.2022 материалы проверки и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица были переданы на рассмотрение административной комиссии Фурмановского муниципального района.
16.03.2022 административной комиссией Фурмановского муниципального района рассмотрены указанные материалы и вынесено Постановление № 7 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым производство в отношении генерального директора ООО «Азари» Джафарова Т.А. оглы прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. К административной ответственности по ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» привлечено физическое лицо Джафаров Т.А. оглы.
Прекращая производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения в отношении должностного лица Джафарова Т.А. оглы, административная комиссия Фурмановского муниципального района пришла к выводу о том, что на момент выявления административного правонарушения ООО «Азари» не являлось ни собственником, ни иным законным владельцем здания, расположенного по адресу: г. Фурманов, ул. Революционная, д. 12. Установив, что собственником указанного объекта недвижимости является Джафаров Т.А. оглы, комиссия привлекла указанное физическое лицо к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» на основании постановления заместителя Фурмановского межрайонного прокурора и представленных материалов проверки.
Однако, с указанным выводом административной комиссии Фурмановского муниципального района о привлечении к административной ответственности Джафарова Т.А. оглы согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса (ч. 1). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 5). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса (ч. 2).
Между тем, протокол об административном правонарушении в отношении физического лица (гражданина) Джафарова Т.А. оглы по ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» не составлялся, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносилось прокурором в отношении генерального директора ООО «Азари», то есть должностного лица.
Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции, представлять замечания по содержанию протокола.
При этом перечень и состав прав, предоставляемых и разъясняемых физическому лицу либо должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности, различен.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несоблюдение административной комиссией Фурмановского муниципального района требований, предусмотренных ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления, является существенным нарушением процессуальных норм, приведшим к нарушению права привлеченного к административной ответственности лица на защиту, и влекущим отмену состоявшегося по делу решения.
В силу п. 6 ст. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящего протеста срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (2 месяца со дня совершения административного правонарушения – 04.02.2022) истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Протест заместителя Фурмановского межрайонного прокурора Хромовой А.Н. удовлетворить.
Постановление № 7 по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией Фурмановского муниципального района Ивановской области 16 марта 2022 года в отношении Джафаров Т.А.о. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.21 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области.
Судья: А.С. Лебедев