УИД 32RS0016-01-2019-000185-78
Строка по статотчету:2.178
Дело № 2-224/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гущиной И.Н.,
при секретаре Данченко Е.А.,
с участием истца Сушенок Н.А.,
представителя ответчика Цакун Д.Н. – адвоката Лобановского Ю.Е., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сушенок Н.А. к Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, Цакун Д.Н. о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
установил:
Сушенок Н.А. обратилась в суд с иском к Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Цакун Д.Н. был заключен договор купли-продажи указанного жилого домовладения. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет данным жилым домом, как своим собственным в течение более 18 лет, производит оплату коммунальных платежей, осуществляет ремонт, то есть жилой дом фактически находится в ее владении и пользовании. В настоящее время она желает зарегистрировать право собственности на указанный дом, что позволит в дальнейшем владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом на праве собственности. Дом расположен на земельном участке площадью 1500 кв.м., который также находится в собственности истца. В связи с изложенным, истец просит признать за ней право собственности на жилой дом по праву приобретательной давности, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Сушенок Н.А. в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком Цакун Д.Н. заключен договор купли-продажи жилого домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, договор купли-продажи нигде зарегистрирован не был, сведений о том, что дом принадлежал Цакун Д.Н. также отсутствуют. Вместе с тем, с момента покупки жилого дома истец полноправно и непрерывно владеет им, производит ремонт и оплату коммунальных платежей, обрабатывает приусадебный участок, то есть считает, что данное имущество фактически перешло в ее владение и пользование. Никаких претензий по поводу проживания и владения ею данным имуществом ни от кого не поступало. Сельская администрация на основании похозяйственной книги предоставляет сведения о том, что данный жилой дом принадлежит ей на праве собственности. Также по этому адресу истцу принадлежит земельный участок, который был предоставлен ей как собственнику домовладения в 1992 году на основании свидетельства о праве собственности на земельный участок. Другие лица, претендующие на указанное имущество, отсутствуют. Просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Цакун Д.Н., назначенный в порядке ст.50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) – адвокат Лобановского Ю.Е. в судебном заседании иск не признал и просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Как следует из заявления главы Первомайской сельской администрации Медведева С.А., он просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требования не возражают.
На основании ст.167 ГПК РФ, гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, представителя ответчика Цакун Д.Н. – адвоката Лобановского Ю.Е., свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что Цакун Д.Н. продала Сушенок Н.А. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 7). Сведения на основании которых указанный дом принадлежит Цакун Д.Н. в договоре отсутствуют, также отсутствуют в договоре сведения о технических характеристиках данного объекта недвижимости.
В технический паспорт жилого домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, внесены сведения на основании справки Первомайской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что правообладателем данного домовладения Сушенок Н.А. (л.д. 8-12).
Жилому домовладению, принадлежащему Сушенок Н.А., присвоен почтовый адрес: <адрес> (л.д. 14).
Согласно выписке из похозяйственной книги №ДД.ММ.ГГГГ-2018 г.г., л.с.№, выданной Первомайской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области ДД.ММ.ГГГГ №, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Сушенок Н.А. (л.д. 15).
Земельному участку с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен почтовый адрес (л.д. 17).
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Сушенок Н.А. (л.д. 18-19).
По данным межрайонного отделения № ГБУ «Брянскоблтехивентаризация», жилое домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Сушенок Н.А. на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> жилого дома с учетом площади холодных коридоров составляет 43,4 кв.м., год постройки 1938 год (л.д. 20).
В жилом домовладении по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает (л.д. 21).
Сушенок Н.А. осуществляет оплату коммунальных платежей и налогов жилого дома по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют квитанции об оплате и справка об отсутствии задолженности (л.д. 22-25).
Сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по указанному адресу, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, отсутствуют(л.д.16).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6 в судебном заседании показали, что являются жителями <адрес>, знают о том, что Сушенок Н.А. с 1992 года по настоящее время непрерывно владеет и пользуется домовладением по адресу: <адрес>. Она владеет и пользуется данным недвижимым имуществом как своим собственным, оплачивает коммунальные платежи, поддерживает жилой дом в надлежащем состоянии. Иных лиц, претендующих на данное имущество, не имеется.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 234 ГК РФ до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею. Это относится к случаям, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ на протяжении более 18-ти лет, добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, права на который не зарегистрированы. За период владения жилым домом по настоящее время никто из третьих лиц данное имущество не истребовал. Земельный участок, расположенный по данному адресу принадлежит на праве собственности Сушенок Н.А..
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Сушенок Н.А. вступила во владение и пользование имуществом, не имеет юридической силы, поскольку в нем отсутствуют существенные условия для совершения данной сделки, также данный договор не является основанием для возникновения права собственности на указанный дом, однако, является доказательством, с которого следует исчислять срок владения ею имуществом.
Иных доказательств, ставящих под сомнение обоснованность требований истца и дающих основание для принятия иного решения, суду не представлено.
В связи с этим, суд считает возможным признать за Сушенок Н.А. право собственности на вышеуказанный жилой дом в силу приобретательной давности.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. 21) судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
На основании изложенного, суд считает иск Сушенок Н.А. о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Сушенок Н.А. к Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, Цакун Д.Н. о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, удовлетворить полностью.
Признать за Сушенок Н.А. право собственности на жилой дом, общей площадью с учетом площади холодных коридоров 43,4 кв.м., в том числе жилой 24,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности Сушенок Н.А. на указанный жилой дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
В окончательной форме решение изготовлено 30 мая 2019 года.
Председательствующий судья Гущина И.Н.