Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1145/2021 ~ М-810/2021 от 10.06.2021

Дело № 2-145/2021

11RS0004-01-2021-001788-51

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Васевчик Е.П.

при секретаре Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 20 декабря 2021 года гражданское дело по иску Хомич Т. М. к администрации МР «Печора» о принудительном выкупе жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Хомич Т.М. обратилась в суд с иском к администрации МО МР «Печора» об обязании произвести выкуп жилого помещения по адресу: Республика Коми, **********, в соответствие с рыночной стоимостью в сумме 1943 026,80 руб. и прекратить право собственности Хомич Т.М. на данное жилое помещение после выплаты выкупной стоимости. В обоснование требований указывая, что с 06.04.2013 является собственником жилого помещения по адресу: Республика Коми, **********. Согласно заключению межведомственной комиссии №2 от 30.08.2012 жилой ********** в ********** признан аварийным и подлежащим сносу. 21.12.2020 администрацией МР «Печора» в адрес истца направлено требование №46/2020 о сносе дома. Исполнить указанное требование истец не может. В настоящее время снос дома не произведен. Согласно письму КУМС МР «Печора» №05-08/2099 от 20.05.2021 выплата возмещения за изымаемое у истца жилое помещение будет рассчитана в сумме 850000 руб., исходя из стоимости приобретения спорного жилого помещения. С данным размером выкупной цены истец не согласна, что и послужило основанием для обращения в суд. Считает, что ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, которая вступила в силу 28.12.2019, не может быть применена, поскольку не имеет обратной силы.

14.12.2021 в суд поступили уточненные исковые требования, в которых истец просит обязать администрацию МР «Печора» произвести выкуп жилого помещения по адресу: Республика Коми, **********, по цене 1424760 руб. и прекратить право собственности Хомич Т.М. на данное жилое помещение после выплаты выкупной стоимости.

Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании 17.12.2021 истец и ее представитель Плетнев Е.В., действующий на основании доверенности, на уточненных исковых требованиях настаивали. Согласно письменному отзыву от 20.12.2021 администрация МР «Печора» признает требования истца об обязании произвести выкуп жилого помещения по адресу: Республика Коми, **********, размер выкупной стоимости полагает на усмотрение суда, с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КУМС МР «Печора», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц КУМС МР «Печора», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В судебном заседании 17.12.2021 представитель КУМС МР «Печора» Южакова О.А., действующая на основании доверенности, не возражала против выкупа квартиры истца, но по цене приобретения квартиры. Согласно письменному отзыву Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми выкупная цена за изымаемое у истца жилое помещение должна быть определена в соответствие с п.8.2 ст.32 ЖК РФ и не может превышать стоимость приобретения жилого помещения.

В судебном заседании 17.12.2021 в связи с необходимостью вручения уточненных исковых требований объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 20.12.2021.

Извещены

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из приведенной правовой нормы и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ (то есть путем выкупа жилого помещения).

Согласно представленных ФБУ «ФКП Росреестра РК» в ********** сведений жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, **********, принадлежит на праве личной собственности Хомич Т.М., с 13.04.2013 на основании договора купли-продажи.

Согласно заключению №2 от 30.08.2012 межведомственной комиссии, созданной распоряжением администрации муниципального района «Печора» от 23.05.2012 №339-р, жилой многоквартирный ********** в ********** признана аварийным и подлежащим сносу.

Заключением межведомственной комиссии №13 от 27.01.2016 ********** в ********** признана непригодной для проживания.

Распоряжением администрации МР «Печора» №242-р от 02.04.2013 многоквартирные жилые дома, в том числе ********** в **********, были признаны аварийными и подлежащими сносу; определен срок сноса и отселения физических лиц - до 31.12.2021; определены сроки сноса многоквартирных домов и сроки отселения физических лиц в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу - до 31.12.2021.

Согласно представленных администрацией МО «Печора» сведений, жилой дом истца включен в третий этап программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утв. Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 30.03.2019 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 гг.».

Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

21.12.2020 в адрес Хомич Т.М. направлено требование администрации МР «Печора» №37/2020 с предложением в срок до 01.07.2021 совместно с другими собственниками жилых помещений, осуществить снос многоквартирного дома. В случае, если собственники жилых помещений, в установленный срок не осуществят снос аварийного многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен жилой дом будет изъят для муниципальных нужд и соответственно будет изъято, принадлежащее истцам жилое помещение, в указанном доме, в порядке, предусмотренном ч.1-2,5-9 ст.32 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

На основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Частью 7 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2.

В соответствии с частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер, которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Согласно договору купли-продажи жилого помещения от 06.04.2013 Хомич (Карташова) Т.М. купила у Мамедовой Л.В. ********** в ********** за 850000 руб.

20.05.2021 в адрес Хомич Т.М. администрацией МР «Печора» направлено письмо с сообщением, что выплата возмещения за изымаемое помещение будет рассчитана в порядке, установленном ч.7 ст.32 ЖК РФ, размер которой не может превышать стоимость приобретения такого помещения, т.е. в соответствии с условиями договора купли-продажи в размере 850 000 руб.

Возмещение за жилое помещение определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение должна также учитываться стоимость доли в праве собственности на земельный участок.

В случае возникновения спора о размере возмещения за жилое помещение рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В подпункте "з" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.

Согласно экспертному заключению от 15.11.2021 эксперта-оценщика Туманова К.Г. рыночная стоимость жилого помещения по адресу: ********** составляет 1424760 руб.

В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как следует из ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введена часть 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем ст. 3, со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019 (дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).

На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорной квартиры между истцом и ответчиком заключено не было, процедура изъятия жилых помещений в доме истца была начала, но не завершена. Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права,

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06 следует, что под действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд не может согласиться с данной позицией в силу следующего.

В действующем в период приобретения истцом жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем, указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

Данная позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 09.11.2021 №50-КГ21-5-К8.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе была

рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

С учетом изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Хомич Т.М.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хомич Т. М. к администрации МР «Печора» о принудительном выкупе жилого помещения удовлетворить.

Изъять для муниципальных нужд у Хомич Т. М. принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, **********, общей площадью 67,6 кв.м., путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 1424760 (Один миллион четыреста двадцать четыре тысячи семьсот шестьдесят) руб.

Прекратить право собственности Хомич Т. М. на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, **********, после выплаты возмещения за изымаемое имущество.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Васевчик

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2021

2-1145/2021 ~ М-810/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хомич Татьяна Михайловна
Печорская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Плетнев Евгений Викторович
Государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
КУМС МР "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
17.11.2021Производство по делу возобновлено
09.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Производство по делу возобновлено
17.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее