К делу № 2 – 840/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Туапсе 23 июня 2022 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кошевого В.С.,
при секретаре судебного заседания: Пахомовой Е.А.,
с участием старшего помощника Туапсинского межрайонного прокурора Щербакова Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление И.О. Туапсинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Юфа С.В. об обязании устранить нарушение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
И.О. Туапсинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к к ИП Юфа С.В., в соответствии с которым просит признать незаконным бездействие ИП Юфа С.В., выраженное в неисполнении обязанностей по разработке, утверждению и направлению в Федеральное дорожное агентство паспортов обеспечения транспортной безопасности эксплуатируемых транспортных средств, а также по их оснащению техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ и обязать ИП Юфа С.В. устранить допущенные нарушения законодательства по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок.
Требования мотивированы тем, что Туапсинской межрайонной прокуратурой по поступившей из Отдела в г. Туапсе Управления ФСБ России по Краснодарскому краю информации проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Юфа С. В. законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Юфа С. В. осуществляет деятельность по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом на основании лицензии № АК-23-000041 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
При осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок ИП Юфа С.В. эксплуатирует 5 автотранспортных средств <данные изъяты>
Проведенной проверкой установлено, что ИП Юфа С.В. до настоящего времени не разработаны, не утверждены и не направлены в Федеральное дорожное агентство паспорта эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с утвержденной ст. 9 Закона № 16-ФЗ типовой формой.
Кроме того, эксплуатируемые ИП Юфа С.В. транспортные средства не оснащены техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя); обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ.
Таким образом, неисполнение ИП Юфа С.В. установленных законом обязанностей по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обращение Туапсинской межрайонной прокуратурой в суд связано с необходимостью устранения ИП Юфа С.В. допущенных нарушений при осуществлении деятельности, обеспечения защиты прав и законных интересов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса, а также неопределенного круга лиц при пользовании услугами пассажирских перевозок, оказываемых хозяйствующим субъектом.
В судебном заседании старший помощник Туапсинского межрайонного прокурора Щербаков Д.Р. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске. Просил признать незаконным бездействие ИП Юфа С.В., выраженное в неисполнении обязанностей по разработке, утверждению и направлению в Федеральное дорожное агентство паспортов обеспечения транспортной безопасности эксплуатируемых транспортных средств, а также по их оснащению техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ и обязать ИП Юфа С.В. устранить допущенные нарушения законодательства по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок.
ИП Юфа С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заблаговременно, в том числе путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте http://tuapse-gor.krd.sudrf.ru/, являющейся общедоступной. Об уважительности причин неявки до начала судебного заседания ответчик не сообщила, об отложении дела не просил.
Поскольку судом приняты надлежащие меры к извещению ответчика о дате и времени рассмотрения дела, и соответственно, требования ст. 113 ГПК РФ судом выполнены в полном объеме, то суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика и вынести по настоящему делу заочное решение по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных суду материалов усматривается, что Туапсинской межрайонной прокуратурой по поступившей из Отдела в г. Туапсе Управления ФСБ России по Краснодарскому краю информации проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Юфа С. В. законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок.
Правовую основу вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности, составляет Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В силу ст. 1 Закона № 16-ФЗ под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, которые является обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств.
На основании п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны, в том числе:
разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 13-15 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению. Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки (пп. 4).
В соответствии с пп. 2 п. 10 Требований при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок в междугородном (в границах одного субъекта Российской Федерации), городском и пригородном сообщении, по межрегиональным маршрутам между г. Москвой и Московской областью, г. Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, г. Севастополем и Республикой Крым, а также перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу и наземным городским электрическим транспортом субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортное средство техническими средствами: видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя); обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона № 16-ФЗ.
Индивидуальный предприниматель Юфа С. В. осуществляет деятельность по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом на основании лицензии № АК-23-000041 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
При осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок ИП Юфа С.В. эксплуатирует 5 автотранспортных средств <данные изъяты>).
Проведенной проверкой установлено, что ИП Юфа С.В. до настоящего времени не разработаны, не утверждены и не направлены в Федеральное дорожное агентство паспорта эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с утвержденной ст. 9 Закона № 16-ФЗ типовой формой.
Кроме того, эксплуатируемые ИП Юфа С.В. транспортные средства не оснащены техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя); обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона № 16-ФЗ одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, неисполнение ИП Юфа С.В. установленных законом обязанностей по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ст. 3 Закона № 16-ФЗ основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе законность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности, непрерывность, взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, чьи права на защиту от актов незаконного вмешательства нарушены при пользовании услугами пассажирских перевозок, оказываемых ИП Юфа С.В., является неопределенным.
Факты неисполнения ИП Юфа С.В. вышеуказанных норм пп. 6, 10 Требований подтверждены собранными и представленными в суд материалами проверки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования И.О. Туапсинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Юфа С.В. об обязании устранить нарушение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИП Юфа С.В., выраженное в неисполнении обязанностей по разработке, утверждению и направлению в Федеральное дорожное агентство паспортов обеспечения транспортной безопасности эксплуатируемых транспортных средств, а также по их оснащению техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ.
Обязать ИП Юфа С.В. устранить допущенные нарушения законодательства по обеспечению транспортной безопасности при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок:
- разработать, утвердить и направить в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство паспорта эксплуатируемых транспортных средств <данные изъяты>
- оснастить эксплуатируемые транспортные средства <данные изъяты> техническими средствами: видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя); обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Закона № 16-ФЗ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2022 года.
Председательствующий: ____подпись___
Копия верна:
Судья Туапсинского городского суда В.С. Кошевой
Подлинник решения находится в материалах
гражданского дела № 2 – 840/2022
в Туапсинском городском суде города Туапсе
УИД 23RS0054-01-2022-001411-91