КОПИЯ
дело №12-222/2020
86RS0002-01-2020-002135-38
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 12 мая 2020 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Калашникова Н.Н.,
с участием защитника Деркачева С.А. – Рева И.М., заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в г. Нижневартовск и Нижневартовском районе, в городе Мегионе ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Деркачева С. А. на постановление о назначении административного наказания от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в г. Нижневартовск и Нижневартовском районе, в городе Мегионе от <дата> Деркачев С.А. на основании ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
Деркачев С.А. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которое просит отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование доводов жалобы указал, что из оспариваемого постановления должностного лица не усматривается, что должностным лицом устанавливалось время, необходимое для устранения наличия правонарушения по использованию земельного участка, равно как и наличие обстоятельств, исключающих его использование. В постановлении должностного лица сведения касающиеся объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения не конкретизированы и не доказаны. Он использует спорный земельный участок под жилой дом, в котором проживает, и ведет личное и подсобное хозяйство. Кроме того, функциональное назначение здания относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка. Указывает, что ему вменяется неисполнение требований земельного законодательства и непринятие мер по его соблюдению. Считает, что бездействие не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как правонарушение указанной категории не может быть совершено путем бездействия. Полагает возможным применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признать вменяемое ему административное правонарушение малозначительным, поскольку Управлением не приняты во внимание и в материалы дела не представлены доказательства существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, доказательства наступления негативных последствий.
Деркачев С.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Защитник Деркачева С.А. – Рева И.М. в судебном заседании доводы жалобы подержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Управления Росреестра по ХМАО-Югре ФИО в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась. Просила постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, так как факт совершения вменяемого Деркачеву С.А. правонарушения подтвержден материалами дела в полном объеме.
Проверив доводы изложенные в жалобе, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленный в суд административный материал в целом, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 Земельного кодекса РФ понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Из материалов дела усматривается, что в орган государственного земельного надзора поступил акт обследования земельного участка от <дата> №, составленный главным специалистом отдела муниципального контроля администрации города Нижневартовска, которым было установлено нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером №, путем размещения магазина.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Деркачеву С.А., дата регистрации <дата>, номер регистрации №, расположен по адресу: <адрес>
Согласно выписке из градостроительных регламентов видов разрешенного использования территории Правил землепользования и застройки территории города Нижневартовск, утвержденными решением Думы города от <дата> №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ 104), для которой: основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: индивидуальное жилищное строительство, блокированная застройка жилья, ведение личного подсобного хозяйства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, дошкольное, начальное и среднее общее образование, социальное обслуживание (в части объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам социальной помощи (службы занятости населения, пункты питания малоимущих, пункты ночлега для бездомных граждан), размещение объектов капитального строительства для размещения общественных некоммерческих организаций, благотворительных организаций, клубов по интересам), спорт (в части размещения объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой), коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, культурное развитие (в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для размещения в них музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, театров, обеспечение внутреннего правопорядка, земельные участки территории общего пользования;
условно разрешенными видами и параметрами использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: рынки, деловое управление, бытовое обслуживание, банковская и страховая деятельность, амбулаторное ветеринарное обслуживание, общественное питание, магазины, социальное обслуживание размещение объектов капитального строительства для размещения общественных некоммерческих организаций, благотворительных организаций, клубов по интересам), культурное развитие (в части размещения объектов капитального строительства предназначенных для размещения в них кинотеатров и кинозалов, филармоний, планетариев, устройство площадок для празднеств и гуляний), общественное питание, гостиничное обслуживание, объекты гаражного назначения;
вспомогательными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки территории общего пользования.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки на территории города Нижневартовска возможность использования земельного участка с кадастровым номером № под размещение магазина, допускается при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования.
В соответствии с письмом департамента строительства администрации города Нижневартовска от <дата> № заявление о предоставлении муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» вышеуказанного земельного участка или объекта капитального строительства, расположенного на данном земельном участке №, в администрацию города Нижневартовск не поступали.
Установив факт использования Деркачевым С.А. земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, путем размещения магазина, надзорный орган правильно квалифицировал действия Деркачева С.А. по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Деркачевым С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Так, в ходе составления протокола об административном правонарушении от <дата> Деркачев С.А. пояснил, что о том, что он нарушает земельное законодательство ему известно не было. За разрешением на условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства в архитектуру города Нижневартовска обратился <дата>. Кроме того, приложил объяснительную записку в межмуниципальный отдел Росреестра по г. Нижневартовск и г. Мегион от <дата>, в которой поясняет, что является художником и работает с натуральным камнем, ему нужен выставочный зал, магазин, офис, поэтому он решил пристроить к основному дому помещение. А также ссылается на решение Думы г. Нижневартовск от <дата> № по правилам землепользования и застройки города и поясняет, что не считает, что нарушил основные требования земельного кодекса Российской Федерации. Однако, поясняет, что в данный момент идет процесс узаконивания пристроенного здания к основному дому.
Все доказательства, имеющиеся в деле, являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными. Оснований для исключения из числа доказательств по делу каких-либо письменных доказательств не имеется. Обстоятельства дела установлены должностным лицом всесторонне и полно. Оснований не доверять процессуальным документам, составленным уполномоченным должностным лицом, судья не усматривает.
Довод жалобы о том, что должностным лицом не устанавливалось время для устранения наличия правонарушения при вынесении постановления о назначении административного наказания, не обоснован по следующим основаниям.
Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее — предписание), которым устанавливается срок устранения выявленного нарушения, не выдавалось, поскольку дело об административных правонарушении возбуждено, как указано выше, в порядке пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате рассмотрения поступившего из органов местного самоуправления материала, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно акта обследования земельного участка от <дата> №, и другие прилагаемые документы, которыми установлено использование земельного участка с кадастровым номером №, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным видом использования, путем размещения магазина, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что положения Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав) подлежат применению при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в силу прямого указания.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона о защите прав в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Управление муниципального и торгового контроля управления муниципального контроля администрации города Нижневартовск (далее по тексту - управление), являясь органом муниципального земельного контроля, обладает полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений, в том числе, путем проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий.
Учитывая, что управлением проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с лицом, которое не является проверкой, предписание управлением не выдавалось, срок для устранения выявленного нарушения не устанавливался.
Довод жалобы о том, что объективная сторона вменяемого административного правонарушения не конкретизирована и не доказана несостоятелен по следующим основаниям.
Как указано выше, объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Материалами административного дела, установлен и доказан факт совершения Деркачевым С.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным видом использования, путем размещения магазина, что подтверждается актом обследования земельного участка от <дата> №, фототаблицей от <дата>, и другими документами, а также протоколом об административном правонарушении от <дата> № и другими материалами дела.
Доводы Деркачева С.А. об использовании земельного участка под жилой дом, ведении личного подсобного хозяйства, что подтверждается фотографиями, справкой с места жительства о регистрации, домой книгой, техническим паспортом жилого дома, необоснован по следующим основаниям.
Согласно техническому паспорту, на земельном участке по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, согласно домовой книги в жилом доме зарегистрирован Деркачев С.А., согласно справке о составе семьи от <дата> в указанном доме проживают и зарегистрированы Деркачев С.А., ФИО <дата> года рождения. На представленных фотографиях отображены жилые помещения.
Между тем, согласно фототаблице приложенной к акту обследования земельного участка от <дата> № на земельном участке расположено здание с рекламными вывесками: «Студия камня», «Камень для дома, улицы, бизнеса», «Памятник от типовых до эксклюзивных», «Студия камня Режим работы», вход в здание осуществляется со стороны <адрес>, входная дверь открыта.
Таким образом, фотографии, справка с места жительства о регистрации, домовая книга, технический паспорт жилого дома не могут служить доказательством использования земельного участка с кадастровым номером № только лишь по целевому назначению.
Требования земельного законодательства обязывают использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, установленным территориальной зоной, для которой правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В развитие данной нормы пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования вид разрешенного использования земельного участка выбирается только из предусмотренных зонированием территорий видов разрешенного использования.
Частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статье 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Использование Деркачевым С.А. земельного участка с кадастровым номером № путем размещения магазина, не соответствует разрешенному виду использования данного участка, что является нарушением требований пункта 2 статьи 7, статьи 42 ЗК РФ о целевом использовании земель.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 указанной статьи.
При этом указанная ответственность установлена не зависимо от того, исключает противоправное действие возможность целевого использования участка или нет, соответственно, на орган государственного земельного надзора обязанность доказательства отсутствия или наличия данного факта законодательством не возложена.
Таким образом, использование Деркачевым С.А. земельного участка с кадастровым номером № под жилой дом и ведения подсобного личного хозяйства не исключает факта использования указанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным видом использования, путем размещения магазина.
Доводы жалобы о том, что Деркачеву С.А. вменяется неисполнение требований земельного законодательства и непринятия мер по его соблюдению, то есть бездействие, что не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятелен по следующим основаниям.
Как указано выше, протоколом об административном правонарушении от <дата> по делу № в отношении Деркачева С.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в использовании земельного участка с кадастровым номером № не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использования, путем размещения магазина.
Соответственно, Деркачеву С.А. вменяется конкретное действие, а именно использование указанного земельного участка, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использования, путем размещения магазина, что является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения гл. 4 "Назначение административного наказания" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивают необходимую дискрецию юрисдикционных органов при применении административных наказаний, так как содержат достаточный арсенал правовых средств, позволяющих должностному лицу, наделенному административно-юрисдикционными полномочиями, назначить справедливое и соразмерное наказание с учетом характера совершенного деяния, имущественного и финансового положения виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено Деркачеву С.А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
В целом доводы жалобы не содержат фактов, которые бы опровергли верные выводы административного органа и имели бы юридическое значение для разрешения дела, влияли на обоснованность и законность принятого постановления о назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Таким образом, при отсутствии оснований, предусмотренных п.п. 3-5 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении <дата> является законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Деркачева С. А. оставить без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Деркачева С. А. от <дата>, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова
Подлинный документ находится
в Нижневартовском городском суде в административном деле №12-222/2020
Судья __________ подпись
Секретарь _________ подпись