Дело № 2-699/2019
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Аримбековой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 06 марта 2019 года
дело по иску Ермаковой Л. И. и ИП Филиппова А. АлексА.а к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании бездействия незаконным и о направлении проекта договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ермакова Л.И. и ИП Филиппов А.А. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании бездействия незаконным и о направлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
Свои требования мотивировали тем, что согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска передал арендатору Ермаковой Л.И. на срок 2 года 11 месяцев 29 дней земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 789 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 78 м. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> для завершения строительства административного здания с кадастровым номером <адрес> площадью застройки 615 кв.м. по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанный объект строительства введен в эксплуатацию, право собственности оформлено за Ермаковой Л.И. и ИП Филипповым А.А. по ? доли за каждым на основании договора простого товарищества от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ими подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка, на котором располагается принадлежащее им указанное выше административное здание, без проведения торгов.
Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил им, что в связи с заниженной стоимостью земельного участка с кадастровым номером №, работы по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность будут продолжены после осуществления департаментом мероприятий по внесению изменений в сведения ЕГРН о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Считают, что ответчиком в нарушение требований земельного законодательства проявлено бездействие, которое препятствует им в получении земельного участка в собственность.
О наличии оснований для отказа в предоставлении им земельного участка ответчик не указал.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 331 356 руб. 33 коп., общая цена договора купли-продажи в соответствии с Порядком, определенным Постановлением Правительства Омской области от 05 октября 2015 года № 275-п, составляет 115 974 руб. 71 коп., из которой подлежит оплате Ермаковой Л.И. - 66 271 руб. 26 коп. и ИП Филипповым А.А. – 49 703 руб. 45 коп.
На основании изложенного просят признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка в общую долевую собственность.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска подготовить проект договора купли-продажи и в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить им подписанный Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 789 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 78 м. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Советский АО, <адрес>, с указанием выкупной стоимости (цены) земельного участка в размере 115 974 руб. 71 коп., в том числе: выкупной стоимости (цены) земельного участка, подлежащей оплате Ермаковой Л.И. - 66 271 руб. 26 коп. и выкупной стоимости (цены) земельного участка, подлежащей оплате ИП Филипповым А.А. – 49 703 руб. 45 коп.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Представитель истцов Курбатов В.В., действующий на основании доверенностей (л.д.69,70), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме и пояснил, что установленный законом срок рассмотрения заявления истцов о предоставлении земельного участка в собственность ответчиком нарушен, приведенные им доводы как в письменном ответе, так и в возражениях против иска не обоснованы. Выкупная стоимость земельного участка должна быть определена исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на момент обращения истцов.
Ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, заинтересованное лицо Администрация г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд с согласия представителя истцов считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и арендатором Ермаковой Л.И. заключен договор аренды №, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на 2 года 11 месяцев 29 дней земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 789 кв.м., границы участка обозначены в ЕГРН.
Кадастровый номер участка №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 78 м. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
Цель использования: для завершения строительства объекта; разрешенное использование участка: для строительства административного здания.
На участке находится объект незавершенного строительства, проектируемое назначение: административное здание, площадь постройки 615 кв.м., степень готовности объекта 95%, кадастровый №, принадлежащий арендатору на праве собственности.
Земельный участок передан арендодателю согласно акту ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-19).
Договор аренды земельного участка зарегистрирован Управлением Росреестра по Омской области в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78-80).
ДД.ММ.ГГГГ Ермакова Л.И. и ИП Филиппов А.А. заключили договор простого товарищества с целью совместного строительства административного здания на земельном участке, переданном Ермаковой Л.И. согласно договору аренды № Д-С-13-171 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-31).
На основании указанного договора и распоряжения департамента строительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о разрешении ввода в эксплуатацию законченное строительством административное здание по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Ермаковой Л.И. и ИП Филиппову А.А. по ? доли каждому в праве общей долевой собственности (л.д.23-27,32,36).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлениями в Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, в которых просили предоставить им в общую долевую собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № в целях эксплуатации расположенного на данном участке объекта недвижимости, принадлежащего им на праве собственности (л.д.45-47,64).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил заявителям ответ, в котором указал, что согласно средним показателям кадастровой стоимости земельного участка и территориально-экономическому зонированию города Омска кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № занижена, что приведет к заниженному размеру его выкупной стоимости в нарушение имущественных интересов города Омска.
Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска осуществляются мероприятия по внесению изменений в сведения ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, после чего работы по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность будут продолжены (л.д.51).
Оценивая правомерность заявленных истцами требований, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Причем в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Судом установлено, что в нарушение требований закона ответчик до настоящего времени не принял мер по передаче истцам испрашиваемого земельного участка, приводимые им в сообщении от 17 декабря 2018 года доводы суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 5 (2017) разъяснено, что согласно п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из положений п. 5 ст. 39.17 Кодекса следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39 ЗК РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Как предусмотрено п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 Кодекса).
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что, по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов установлен Постановлением Правительства Омской области от 05 октября 2015 года № 275-п, которым установлено: цена земельных участков определяется в размере 40 процентов их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 9 настоящего Порядка.
Цена земельных участков определяется в размере 30 процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и являющимся собственниками зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на приобретаемых земельных участках, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № на момент обращения истцов с заявлениями в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска составляла и в настоящее время составляет 331 356 руб. 33 коп. (л.д.53-54,55,84).
При этом 40% от данной стоимости, подлежащей оплате Ермаковой Л.И. составляет 66 271 руб. 26 коп. (331356,33/2х40%), 30% от кадастровой стоимости, подлежащей оплате ИП Филипповым А.А. составляет 49 703 руб. 45 коп. (331356,33/2х30%), общая выкупная цена договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № составляет 115 974 руб. 71 коп. (66271,26+ 49703,45).
Оценив установленные вше обстоятельства, суд считает, что у ответчика не имелось оснований для уклонения от принятия мер по рассмотрению заявлений истцов о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в их собственность без проведения торгов, для осуществления каких-то мер по внесению в ЕГРН изменений сведений о кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка.
О наличии каких-либо предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ оснований для отказа в удовлетворении заявления истцов ответчик не указывал.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что доводы истцов о проявленном Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> бездействии нашло свое подтверждение в судебном заседании: Ермакова Л.И. и ИП Филиппов А.А. являются участниками общей долевой собственности на административное здание по адресу: <адрес>, значит, им принадлежит исключительное право на приобретение в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено данное здание, ответчик в нарушение требований ст.39.17 ЗК в течение тридцати дней со дня поступления заявления истцов не подготовил и не подписал проект договора купли-продажи земельного участка, не направил проект заявителям для подписания.
При таких обстоятельствах заявленные истцами требования об оспаривании бездействия ответчика являются законными и обоснованными.
В качестве восстановления нарушенного права истцов суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность подготовить и подписать проект договора купли-продажи и в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить истцам проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 789 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 78 м. от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с указанием выкупной стоимости (цены) земельного участка в размере 115 974 руб. 71 коп., в том числе: выкупной стоимости (цены) земельного участка, подлежащей оплате Ермаковой Л.И. - 66 271 руб. 26 коп. и выкупной стоимости (цены) земельного участка, подлежащей оплате ИП Филипповым А.А. – 49 703 руб. 45 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Так как заявленные требования признаны обоснованными, с ответчика в пользу каждого из истцов следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере по 150 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 789 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 78 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 115 974 (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 71 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. 66 271 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 26 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░░ – 49 703 (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░) ░░░. 45 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 150 ░░░. 00 ░░░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.03.2019, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░