Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-95/2023 от 08.08.2023

Мировой судья ФИО2

УИД № 45МS0015-01-2023-001712-19

Дело № 11-95/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2023 года р.п. Лебяжье

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Фадеевой Т.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ «Управление социальной защиты населения №10» на решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 21 июня 2023 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Петровой Тамары Тимофеевны к ГКУ «Управление социальной защиты населения №10» о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Петровой Т.Т. к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 10» (далее - ГКУ «УСЗН № 10») о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты.

В обоснование иска указал, что в прокуратуру района поступило обращение Петровой Т.Т. о принятии мер прокурорского реагирования по факту невыплаты компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения. Предоставление компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения на территории Лебяжьевского района осуществляет ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10». В ходе проверки установлено, что Петрова Т.Т., является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «инвалид». Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ заявитель вместе с заявлением на получение субсидии предоставляет документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги. Данными документами подтверждаются фактические расходы гражданина на оплату коммунальных услуг, предоставленных МУП «Теплотранс». Петровой Т.Т. в прокуратуру района были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг, произведенных в январе-мае 2022 года, на сумму 13123 рубля 77 копеек. При этом ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе-мае 2022 года Петровой Т.Т. произведена не была. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП «Теплотранс» тарифа на отопление. Между тем, Петрова Т.Т., являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП «Теплотранс». Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Петрова Т.Т. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения, и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не было принято своевременных мер по утверждению тарифа. В случае если бы вышеуказанные квитанции об оплате отопления были приняты ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» к учету у Петровой Т.Т., подлежащая ей жилищно-коммунальная выплата в размере 50% от платы за потребленную тепловую энергию составила бы 3280 рублей 95 копеек.

Просил взыскать с ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» в пользу Петровой Т.Т. недополученную сумму жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 года в размере 3280 рублей 95 копеек.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Петров Д.А. на иске настаивал.

Мировым судьей судебного участка №15 Лебяжьевского судебного района Курганской области 21 июня 2023 года постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены, с ГКУ «УСЗН № 10» в пользу Петровой Т.Т. взыскана недополученная суммы жилищно-коммунальной выплаты 3280 рублей 95 копеек.

Не согласившись с решением суда, ответчик ГКУ «УСЗН № 10» подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

ГКУ «УСЗН № 10» в апелляционной жалобе указывает, что в силу статей 154, 157 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление жилого помещения, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в прядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В Курганской области органом, уполномоченным утверждать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающим организациями является Департамент государственного регулирования цен и Тарифов Курганской области, которым тариф на тепловую энергию для МУП «Теплотранс» был утвержден только с 1 июля 2022 года. МУП «Теплотранс» фактически поставил истцу тепловую энергию для отопления жилого помещения и начислил плату за данную услугу за период когда тариф не был установлен, нарушив, тем самым нормы действующего законодательства. Таким образом, МУП «Теплотранс» был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Петровой Т.Т. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной МУП «Теплотранс» квитанции. Тариф на тепловую энергию для МУП «Теплосервис» Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области был утвержден только с 1 июля 2022 года. Период действия тарифа с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, тариф к правоотношениям с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года не применяется. На основании изложенного, у ГКУ «УСЗН №10» не было правовых оснований учитывать квитанции об оплате Петровой Т.Т. услуги «отопление» за январь - май 2022 года в отсутствие утвержденного тарифа. Исходя из положений действующего федерального и регионального законодательства регулирующего как предоставление коммунальных услуг потребителям, так и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, начисление сумм жилищно-коммунальной выплаты гражданам осуществляется только с учетом тарифа на оплату коммунальных услуг, установленного Департаментом. Петрова Т.Т. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «инвалид». За период с января 2022 года по май 2022 года начисление сумм жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению Петровой Т.Т. не производилось, т.к. отсутствовал установленный МУП «Теплотранс» тариф на тепловую энергию, в связи с чем, произвести начисление сумм жилищно-коммунальной выплаты с учетом оплаты данной услуги не представляется возможным. Учесть при расчете жилищно-коммунальной выплаты суммы оплаты Петровой Т.Т. услуг по теплоснабжению при отсутствии установленного тарифа МУП «Теплотранс» правовых оснований у ГКУ «УСЗН №10» не имеется, т.к. это не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, в исковом заявлении прокурора Лебяжьевского района Курганской области не указано исходя из какого тарифа, либо каких расчетов МУП «Теплотранс» произвел начисление Петровой Т.Т. сумм платы за предоставленную тепловую энергию. Доказательств того, что в оспариваемый период МУП «Теплотранс» поставлял Петровой Т.Т. тепловую энергию по тарифу, установленному Департаментом для данной организации и то, что Петрова Т.Т. производила оплату услуги по теплоснабжению по установленному тарифу, не представлено. Считают, что исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области не соответствуют положениям действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Бугаев Д.А. просил решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

На основании статей 167, 327 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержи (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

По смыслу статьи 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.

В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для таких категорий граждан, как инвалиды, установлены соответствующие меры социальной поддержки, а именно предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).

Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно пункту 38 Правил от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Отношения связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Курганской области в виде жилищно-коммунальной выплаты регулируются Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года № 594.

В подпункте 7 пункта 2 Правил установлено, что ЖКВ назначается, в том числе, инвалидам в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судом первой инстанции установлено, что Петрова Т.Т. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, р.<адрес>, совместно с супругом Петровым Н.С.

Услугу по отоплению по указанному адресу оказывает МУП «Теплотранс».

В период с января по май 2022 года по лицевому счету БП-0000000863, открытому на имя Петровой Т.Т.., за услугу «отопление» оплачено 13123 рубля 77 копеек, что подтверждается карточкой расчетов МУП «Теплотранс», а также копиями квитанций.

Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа осуществляет ГКУ «Управление социальной защиты населения №10».

Петрова Т.Т. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «инвалид», однако, компенсация в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты расходов на оплату теплоснабжения в январе - мае 2022 года Петровой Т.Т. ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» произведена не была, ввиду отсутствия у МУП «Теплотранс» утвержденного тарифа на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года

Наличие у истца права на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты ответчиком не оспаривалось.

Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП «Теплотранс» принято только с 1 июля 2022 года, период действия тарифа с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.

До установления тарифа на тепловую энергию МУП «Теплотранс» в спорный период использовал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, 3002 руб. 67 коп.за 1 Гкал.

Оплата услуги по отоплению жилого помещения истцом произведена на основании квитанций, выставленных МУП «Теплотранс».

Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, мировой судья пришел к выводу о том, что на Петрову Т.Т. не может быть возложена ответственность за отсутствие у МУП «Теплотранс» установленного тарифа на отопление, при том, что обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг исполняются им своевременно и надлежаще, в связи с чем, взыскал с ответчика в пользу Петровой Т.Т., невыплаченную сумму субсидии за период с января 2022 года по май 2022 года в сумме 3280 рублей 95 копеек.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи соглашается, полагая их верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию.

В п. 1 и 2 ст. 1 ГК РФ установлено, что Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом наосновании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного, комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Петровой Т.Т. был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения не имеется, обратного не доказано (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Согласно предварительного расчета, произведенного ответчиком, размер жилищно-коммунальной выплаты по жилищно-коммунальной услуге «отопление» в спорный период по тарифу 3002 руб. 67 коп.за 1 Гкал, подлежащий выплате истцу, составил 3280 рублей 95 копеек.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «Теплотранс» был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Петровой Т.Т. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, являются ошибочными и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта.

Факт поставки МУП «Теплотранс» тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ГКУ «УСЗН №10» и ГУ СЗН Курганской области в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса возникла у Петровой Т.Т. на основании статей 153, 154 ЖК РФ, исполнена ею своевременно. При этом истец, добросовестно исполнивший обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП «Теплотранс» по установлению тарифа. При указанных обстоятельствах, оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позиции ответчика, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержит новых доказательств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию заявителей на то, как должен быть разрешен спор.

Несогласие автора жалобы с установленными судом обстоятельствами и оценкой, данной судом вышеуказанным доказательствам, не может служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Оснований к безусловной отмене решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ по материалам дела не установлено.

Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 21 июня 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Петровой Т.Т. к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» - без удовлетворения.

Председательствующий –

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 сентября 2023 года.

11-95/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Лебяжьевского района в интересах Петровой Т.Т.
Ответчики
ГКУ "УСЗН №10"
Другие
МУП "Теплотранс"
Департамент финансов Курганской области
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
Администрация Лебяжьевского МО Курганской области
ГУСЗН Курганской области
Суд
Лебяжьевский районный суд Курганской области
Судья
Бесмельцев А.В.
Дело на сайте суда
lebiazhevsky--krg.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
08.08.2023Передача материалов дела судье
08.08.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2023Дело оформлено
21.09.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее