Дело № 7-269(2)/2022
Судья Морозов А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 27 июня 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. на решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года (далее также постановление должностного лица № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года) директор ООО «Стинэк» (далее также общество) Комарова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виду административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На указанное постановление Комаровой М.В. была подана жалоба в суд.
Решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года постановление должностного лица № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. состава вмененного административного правонарушения, а также ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит данное решение судьи районного суда отменить и оставить вынесенное им постановление без изменения.
Указывает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении было установлено, что ООО «Стинэк» на объекте: рекультивация полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска Тамбовской области осуществляло работы по рекультивации данного полигона в соответствии с муниципальным контрактом от 21 августа 2020 года № 16. Выполнение работ подтверждается актами о приемке выполненных работ.
При осуществлении работ ООО «Стинэк» образовывало 6 наименований отходов производства и потребления, при этом общество не осуществляло отнесение данных отходов к соответствующему классу опасности, что является нарушением норм действующего законодательства.
Полагает, что директор ООО «Стинэк» Комарова М.В., имея возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при выполнении работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска Тамбовской области, не приняла все зависящие меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Анохиным С.А., прихожу к следующим выводам.
Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Как усматривается из материалов дела, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 11 по 24 августа 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Стинэк» на объекте: «Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов города Мичуринск Тамбовской области» по адресу: ***, кадастровый номер участка - ***, объект площадью 73 699 м2, категория земель: земли населённых пунктов для размещения полигона твердых бытовых отходов.
21 августа 2020 года управлением городского хозяйства города Мичуринска заключен муниципальный контракт № 16 на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов с ООО «Стинэк». Приложением к государственному контракту являются Проект и Государственная экологическая экспертиза.
В проекте полигона ТБО города Мичуринск Тамбовской области перечень мероприятий по охране окружающей среды №-10-19-2016/1-ООС, в разделе 2.8 «Расчёт и обоснования нормативного количества образования отходов» приведены расчеты, количественные и качественные характеристики отходов, образующихся в период рекультивации полигона. Указаны места хранения и накопления, а также способы обращения с отходами.
В ходе проверки должностное лицо пришло к выводу, что в процессе рекультивации полигона, проводимой ООО «Стинэк» в соответствий с проектом, образуется 6 наименований отходов производства и потребления, указанные в таблице 4 «Перечень отходов, образующихся на объекте, в период рекультивации»: 73310001724 (IV класс опасности) мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 73210001304 (IV класс опасности) отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин; 72239911394 (IV класс опасности) отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод; 91910001205 (V класс опасности) остатки и огарки стальных сварочных электродов; 40529001295 (V класс опасности) отходы бумаги вощеной; 89000001724 (IV класс опасности) отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
По результатам проверки обществу было вменено не осуществление отнесения отходов, образующихся в процессе деятельности, к соответствующему классу опасности, а также не составление паспорта на выше указанные отходы IV класса опасности, что является нарушением требований приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности», постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и пунктов 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. постановлением должностного лица № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья районного суда исходил, что доказательств того, что при выполнении работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в рамках муниципального контракта у ООО «Стинэк» образовывались какие-либо отходы I-IV классов опасности, не представлено.
Согласно актам о приемке выполненных работ за отчетный период с 21 августа 2020 года по 24 декабря 2020 года при рекультивации полигона твердых коммунальных отходов обществом была произведена разработка грунта с перемещением до 10 м., перевозка грузов I класса, планировка площадей, уплотнение грунта. Данные работы также отражены в акте приемки выполненных работ от 28 декабря 2020 года, утвержденным заместителем главы администрации г. Мичуринска Тамбовской области.
При этом судьей указано в решении, что материалы дела не содержат сведений о том, при производстве каких работ у ООО «Стинэк» образовывались отходы I-IV классов опасности и необходимости составления паспортов отходов, а также сам факт образования отходов в процессе деятельности общества.
Также судья указал, что согласно пункту 1.1 договора субподряда № 007 на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска Тамбовской области от 21 августа 2020 года, заключенного между ООО «Стинэк» (генподрядчик) и ООО «Дорспецстрой» (субподрядчик), последнее обязалось выполнить работы по рекультивации полигона. Данный факт также отражен в акте приемки выполненных работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов от 28 декабря 2020 года.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа вопрос заключения данного договора субподряда не исследовался, не было установлено, какая именно организация фактически осуществляла деятельность по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в рамках исполнения муниципального контракта № 16 от 21 августа 2020 года, и образовывались ли при этой деятельности какие-либо отходы.
С учетом изложенных обстоятельств, судья районного суда пришел к выводу об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу.
Статья 8.2 КоАП РФ включена в Главу 8 названного Кодекса «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 28 декабря 2020 года.
Следовательно, годичный срок давности привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по данному делу истек 28 декабря 2021 года.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Поскольку на момент рассмотрения в Тамбовском областном суде жалобы государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. на решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года, которым постановление должностного лица № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. к административной ответственности истек, с учетом положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос о виновности данного должностного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года, вынесенное в отношении директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов