Судебный акт #1 (Решение) по делу № 30-2-472/2022 от 22.07.2022

Дело № 30-2-472/2022

УИД 76RS0022-01-2022-000855-93

РЕШЕНИЕ

город Ярославль                                                             24 августа 2022 года

Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В., рассмотрев жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» Семенова Д.Д., действующего на основании доверенности, на решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 26 мая 2022 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта экологического надзора Ярославской области Малышевой Е.С. от 1 марта 2022 года, принятые в отношении ОАО «Российские железные дороги», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта экологического надзора Ярославской области Малышевой Е.С. №117/4043/76 от 01.03.2022, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 26.05.2022, ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Из постановления следует, что ОАО «РЖД» признано виновным в неисполнении предписания от 21.10.2021 № 146/4043/76, выданного Верхне-Волжским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно которому Научно-производственному центру по охране окружающей среды - филиала ОАО «РЖД» предписано в срок до 21.01.2022 устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», выразившиеся в эксплуатации комплекса термического обезвреживания отходов - установки КТО-500 по адресу: Ярославская область, с/п Кузнечихинское, Кузнечихинский с/о, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, а также с нарушением условий лицензии, поскольку эксплуатация указанной установки не предусмотрена условиями выданной лицензии.

В поданной в Ярославский областной суд жалобе защитник ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Семенов Д.Д. просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности постановления о назначении административного наказания и решения судьи районного суда.

В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» Семенова Д.Д., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал. Дал объяснения по тексту жалобы.

Административный орган о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.

Дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав защитника Семенова Д.Д., исследовав письменные материалы дела, административное дело №117/4043/76, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия постановления судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 26.06.2022 получена представителем ОАО «РЖД» по доверенности Сидоровой Н.Ю. 27.06.2022, жалоба, согласно отчету об отправке почтового отправления с почтовым идентификатором 15000072198096, направлена в суд 06.07.2022. Таким образом, установленный названной нормой закона срок для подачи жалобы, заявителем не пропущен.

В соответствии с пунктом 8 части 2, части 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.

Объективную сторону правонарушений по статье 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, и судья районного суда, исходили из того, что доказательств, подтверждающих надлежащее и своевременное исполнение предписания от 21.10.2021 № 146/4043/76, не представлено.

С данными выводами согласиться нельзя. При рассмотрении дела должностным лицом, вынесшим постановление, и судьей районного суда, требования статьи 24.1 КоАП РФ не выполнены.

Из предписания от 21.10.2021 № 146/4043/76, выданного по результатам проверки, следует, что ОАО «РЖД» осуществляет эксплуатацию комплекса термического обезвреживания отходов по адресу: <адрес>, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации. Нарушены требования статей 32. 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 1, 3, 11, 18, 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (пункт 1); ОАО «РЖД» осуществляет лицензионный вид деятельности (обезвреживание) с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности по сбору, обработке, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № 07743 от 19.03.2020, а именно обезвреживание отходов по адресу: Ярославская область, Кузнечихинское с/п, Кузнечихинский с/о, осуществляется на установке КТО-500, эксплуатация которой не предусмотрена условиями выше указанной лицензии. Нарушен подпункт «д» пункта 7 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 №2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (пункт 2). Установлен срок устранения выявленных нарушений – до 21.01.2022.

Исходя из объяснений защитника Семенова Д.Д., в связи с невозможностью в установленный предписанием срок разрешить вопросы лицензирования в отношении указанной установки было принято решение о прекращении использования установки КТО-500.

В подтверждение выполнения требований предписания в административный орган представлены приказ руководителя Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» от 20.01.2022 №НПЦ-10/П, согласно которому установка переведена в режим охлаждения с последующим выводом из эксплуатации; приказ от 20.01.2022 №НПЦ-2, согласно которому предписано с 21.01.2022 прекратить обезвреживание\утилизацию на установке комплекса КТО-500 промышленных отходов III-IV классов опасности, отраженных в лицензии № (77)-770370-СТОУБР/П от 21.12.2021; акт ООО «Теплогазсервис» от 20.01.2022 №16 об отключении газоиспользующего оборудования, согласно которому в связи с выводом из эксплуатации по заявке заказчика установки КТО- 500 комплекса по техническому обезвреживанию отходов было произведено отключение газоиспользующего оборудования с установкой заглушки после запорного устройства в соответствии с ГОСТ Р 58095.4-2021. В подтверждение невозможности эксплуатации установки КТО-500 представлена дефектная ведомость от 20.01.2022, согласно которой в процессе производственной деятельности произошло обрушение фуровочного слоя камеры сжигания (хвостовик барабана) КТО-500.

Полагая вышеуказанные документы недостаточными для вывода о выполнении предписания от 21.10.2021 № 146/4043/76, должностное лицо и судья районного суда в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ не предприняли мер к истребованию дополнительных доказательств, которые в совокупности с названными выше подтверждали либо опровергали доводы лица, привлекаемого к административной ответственности об исполнении предписания.

Между тем, исполняя предписание, Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиал ОАО «РЖД» обеспечил отключение установки от газоснабжения, что подтверждается актом отключения газоиспользующего оборудования от 20.01.2022. Из указанного акта следует, что отключение газоснабжения произведено в связи с выводом из эксплуатации установки КТО-500.

Оснований для критической оценки представленного акта не имеется, так как акт составлен газоснабжающей организацией (ООО «Теплогазсервис»), содержит всю необходимую информацию об отключении газоснабжения.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о недоказанности факта, что ООО «Теплогазсервис» является поставщиком газа; об отсутствии поступления газа с других установок на установку КТО-500, не ставят под сомнение достоверность представленного акта отключения газоиспользующего оборудования от 20.01.2022, поскольку в материалах дела об административном правонарушении данный акт отсутствует. В акте документарной внеплановой проверки от 15.02.2022 не содержится информации о том, что указанный акт был предметом проверки, в акте проверки не отражено об истребовании указанного акта отключения.

Должностным лицом было исследовано и оценено только письмо, в котором указано о составлении акта. Содержание акта не изучалось и не оценивалось ни должностным лицом, ни судьей районного суда. Также не были предприняты меры к истребованию доказательств, подтверждающих либо опровергающих статус ООО «Теплогазсервис» как поставщика газа, возобновления подачи газа на установку, а также о возможности поступления газа на установку КТО-500 от других установок. Соответствующие сведения у Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» и ООО «Теплогазсервис» истребованы не были.

Также расценивается как необоснованная ссылка в постановлении на информацию в сети «Интернет» о том, что 23.01.2022 в 14.00 час. из трубы КТО-500 Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» происходит выброс черного цвета.

Содержание постановления и имеющиеся материалы дела не содержат сведений о том, что данная информация проверялась непосредственно должностным лицо при вынесении постановления и судьей районного суда. В материалах дела отсутствуют ссылки на соответствующий ресурс в сети «Интернет», скриншоты, данные о лице, распространившем указанную информацию, и другие материалы, которые могли бы обеспечить проверяемость указанной информации.

При таких данных имеются основания для вывода о несоблюдении требований статьи 26.11 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела.

Ни в рамках внеплановой документарной проверки, ни в ходе производства по делу об административном правонарушении не были истребованы сведения относительно установок КТО-50 и КТО-150.

В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ материалы проверки, являясь одним из доказательств по делу, не могут иметь заранее установленную силу и подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами.

Анализ дефектной ведомости от 20.01.2022, приведенный в постановлении о назначении административного наказания, с бесспорностью не свидетельствует о доказанности вины ОАО «РЖД».

В связи с этим выводы должностного лица и судьи районного суда не могут расцениваться как основанные на всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела.

Такое рассмотрение дела не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, так как имеющиеся материалы дела не устраняют сомнения в виновности ОАО «РЖД», которые согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ подлежат толкованию в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Неисполнение требований статьи 24.1 КоАП РФ в данном случае повлекло, в том числе, нарушение права ОАО «РЖД» на защиту, поскольку его доводы фактически остались без проверки.

Согласно требованиям статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что вина ОАО «РЖД» в совершении вмененного административного правонарушения не установлена и не доказана.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом вышеизложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 26 мая 2022 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта экологического надзора Ярославской области Малышевой Е.С. от 1 марта 2022 года, принятые в отношении ОАО «Российские железные дороги», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено решение.

Судья                                                      И.Г. Сингатулина

30-2-472/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Сингатулина Ирина Геннадьевна
Статьи

ст. 19.5 ч.37 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--jrs.sudrf.ru
22.07.2022Материалы переданы в производство судье
24.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Дело оформлено
07.09.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее