Гражданское дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Лукоянов
Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Урусовой-Черняевой В.В., при секретаре Горяевой Т.Н., с участием истца Семеновой С.А., представителя ответчика ГУ-ОСФР по Нижегородской области Силуяновой И.А., представителя ответчика ГБУЗ НО «Лукояновская ЦРБ» Захаровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С.А. к Государственному внебюджетному фонду – отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области, ГБЗУ НО «Лукояновская центральная районная больница» о включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Семенова С.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ-ОСФР по Нижегородской области, ГБУЗ НО "Лукояновская ЦРБ" о включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения. С данным решением не согласна считает, что в специальный стаж подлежат включению в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Просит обязать ГБУЗ НО «JIукояновская ЦРБ»внести изменения в трудовую книжку в записи № от ДД.ММ.ГГГГ, заменив название структурного подразделения «акушерско-гинекологическое» на «акушерское»; обязать Государственный внебюджетный фонд-отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской областивключить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности «акушерка акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности «акушерка акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ»; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В процессе рассмотрения дела истец Семенова С.А. обратилась с заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ. Просит обязать Государственный внебюджетный фонд-отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской областивключить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности «акушерка акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности «акушерка акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ»; обязать Государственный внебюджетный фонд-отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской областиназначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР РФ по Нижегородской области в судебном заседании иск не признала в полном объеме, указала, что назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона не возможно, в связи с отсутствием на момент обращения требуемого специального стажа.
Представитель ГБУЗ НО «Лукояновская ЦРБ» в судебном заседании указала, что с иском частично согласилась, не возражает против включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требование о назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ считает не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 01.01.2015.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из материалов дела усматривается, что согласно решению об отказе в установлении пенсии ОСФР по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ нет права, так как отсутствует требуемый льготный стаж – 30 лет. Страховой стаж составляет 27 лет 11 месяца 13 дней, специальный стаж – 28 лет 7 дней.
В специальный стаж включены следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – медицинская сестра участковая женской консультации Лукояновской ЦРБ, в календарном исчислении 1:1;
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – акушерка акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ, в календарном исчислении 1:1;
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – акушерка акушерского отделения Лукояновской ЦРБ, в льготном исчислении 1:1,6;
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – акушерка акушерского отделения Лукояновской ЦРБ, в календарном исчислении 1:1.
В специальный стаж не включены следующие периоды работы:
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Лукояновском медицинском училище;
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком.
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – период получения пособия по безработице.
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности санитарки родильного отделения.
Из записей в трудовой книжке следует, что ДД.ММ.ГГГГ Семенова С.А. принята на должность санитарки родильного отделения, временно, ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность санитарки родильного отделения, постоянно; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры женской консультации - участковой, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность акушерки акушерско-гинекологического отделения; ДД.ММ.ГГГГ считать акушеркой акушерского отделения в связи с переименованием структурного подразделения, ДД.ММ.ГГГГ МУ Лукояновская ЦРБ переименована в МУЗ Лукояновская ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория по специальности «Акушерское дело». ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Акушерское дело». ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Акушерское дело».
Согласно справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения №, Семенова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ работала санитаркой родильного отделения, временно; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – санитаркой родильного отделения, постоянно; ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой участковой женской консультации; ДД.ММ.ГГГГ – по настоящее время – акушерка акушерско-гинекологического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ – считается акушеркой акушерского отделения в связи с переименованием структурного подразделения.
Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц и заблаговременной работы № ОСФР по Нижегородской области, по штатным расписаниям Лукояновской ЦРБ за 2000-2023 гг., акушерское-гинекологическое отделение существовала с 2000-2002 гг., с 2003-2023 гг. существуют акушерское отделение и гинекологическое отделение.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Семенова С.А. работала в должности санитарки, родильного отделения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала на должности медицинской сестры женской консультации – участковой.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности «акушерка акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ». Согласно справке ГБУЗ НО «Лукояновская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ функциональные обязанности акушерки акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ 100% соответствуют функциональным обязанностям акушерки акушерского отделения Лукояновской ЦРБ. Акушерское отделение относится к отделениям хирургического профиля. Периоды работы в занимаемой должности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрен льготный порядок исчисления стажа, а именно, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы зачитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 – 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В названном Перечне указаны в качестве структурных подразделений отделения хирургического профиля стационаров учреждений (больниц всех наименований), в том числе акушерское, гинекологическое, родовое (родильное), а также должности, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, а именно, должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей-заведующих; операционных медицинских сестер, включая старших; акушерок, включая старших; медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности страхового и (или) специального стажа за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработал ли указанный стаж полностью или частично.
Согласно абзацу 3 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 01.01.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой».
В соответствии с указанными Списком и Правилами, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, 1 год работы засчитывался за 1 год 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, утратившим силу в связи изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 был утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781), исчисление сроков выслуги производилось с применением указанной льготы (год работы засчитывался как год и шесть месяцев), в том числе, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Из системного толкования вышеприведенной правовой нормы следует, что льготный порядок исчисления специального стажа один год работы за один год шесть месяцев предусмотрен для среднего медицинского персонала в структурных подразделениях (палатах) учреждений здравоохранения, имеющих хирургический профиль.
При этом, Постановление Совета Министров от 06.09.1991 № 464, регламентируя льготный порядок исчисления специального стажа для среднего медперсонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, не конкретизирует наименование отделений хирургического профиля стационаров.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 23.10.1992 N 301, приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 35 (утратили силу с 19 февраля 1995 года и с 1 декабря 2008 года соответственно) в перечень хирургических отделений стационаров были включены родильное, акушерское и гинекологическое отделения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 № 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» утвержден соответствующий Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, к которым, в том числе, относятся акушерское, гинекологическое и родильное отделения.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Как следует из письма Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997 N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Родильные отделения являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Согласно Списку от 06.09.1991 N 464 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а только если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях. Названный Список содержал конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений и состоял всего из двух пунктов и предусматривал перечень профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную страховую пенсию по старости. В п. 1 названы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В п. 2 назывались врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. При подсчете стажа за периоды работы до 1 ноября 1999 г. на практике применяются существовавшие номенклатуры (перечни) должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения, в том числе по системе здравоохранения Минобороны России, МВД России, Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) и др.
МУЗ Лукояновская центральная больница (согласно приказу Министерства здравоохранения Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ переименована в ГБУЗ НО «Лукояновская центральная больница») предусмотрена Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, а также предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Таким образом, право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
В соответствии с п. 1 указанного Списка в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы к 1 году 6 месяцам подлежит включению периоды работы в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при исчислении специального стажа среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях следует считать за 1 год и 6 месяцев без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций.
Поскольку спорный период работы: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ имел место до ДД.ММ.ГГГГ, суд, разрешая исковые требования, руководствуется Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет для указанных лиц, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 приходит к выводу, что указанные периоды следует исчислять в льготном порядке – 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1:1,6. Данные требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При исчислении периодов работы после 1 ноября 1999 года до 1 января 2002 года применяются Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, Список от 22.09.1999 N 1066, соответствующие Правила от 22.09.1999 N 1066 и Перечень (приложение к этим Правилам).
Список от 22.09.1999 N 1066 состоит из двух разделов: "Наименование должностей" и "Наименование учреждений". В каждом из этих разделов указаны конкретные должности врачей и среднего медицинского персонала, конкретные типы (виды) учреждений (больницы городские, районные, участковые; поликлиники восстановительного лечения, консультативно-диагностические; госпитали и т.д.), работа в которых засчитывается в стаж. В Списке от 06.09.1991 перечня должностей и учреждений не было, в связи с чем при назначении пенсии использовались нормативные акты Минздрава России и других ведомств (Минобороны России, МВД России и др.).
Списком от 22.09.1999 N 1066, подлежащим применению для учета трудовой деятельности, имевшей место с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно, в разделе "Наименование должностей" поименованы должности оперирующих врачей - специалистов всех наименований, в том числе, оперирующих врачей-заведующих. При этом льготное исчисление специального стажа предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, операционных медицинских сестер, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению (пункт 3 Правил от 22.09.1999 N 1066 и пункт 1 Перечня от 22.09.1999 N 1066).
С учетом изложенных нормативных положений суд приходит к выводу, что к отделениям хирургического профиля относятся структурные подразделения, предназначенные для оказания родовспоможения. Согласно справке ГБУЗ НО «Лукояновская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ акушерское отделение, в котором выполняла свои обязанности акушерка Семенова С.А., относится к отделениям хирургического профиля. Периоды работы в занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Характер выполняемой истцом работы в должностях акушерка акушерско-гинекологического отделения акушерско-гинекологического отделения был сопряжён с выполнением хирургических манипуляций.
Согласно штатному расписанию 2001, 2002 годов медицинского персонала по Лукояновской ЦРБ имеется акушерско-гинекологическое отделение. В акушерско-гинекологическом отделении имеется должность акушерки.
Должность акушерки акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ соответствуют функциональным обязанностям акушерки акушерского отделения Лукояновской ЦРБ, которое относится к отделениям хирургического профиля.
Из вышеизложенного следует, что требования о включении в специальный стаж периода работы ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1:1,6 подлежит удовлетворению.
Суд отмечает, что законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих в разных должностях.
Таким образом, 30-ти летний стаж медицинской деятельности выработан Семеновой С.А. на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 22 Федерального Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения, согласно п. 2 ст. 22 считается днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" «Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста)» в случае возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в 2023 году, данная пенсия назначается не ранее чем через 60 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
На основании изложенного, право на назначение Семеновой С.А. досрочной страховой пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не возникло, таким образом, требование истца об обязании ГУ-ОПФ РФ по Нижегородской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
Истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12. 2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования Семенова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области, ГБЗУ НО «Лукояновская центральная районная больница» о включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области включить Семенова С.А. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения Лукояновской ЦРБ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области в пользу Семенова С.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальной части иска Семенова С.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Лукояновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
судья подпись В.В. Урусова-Черняева
копия верна
судья В.В. Урусова-Черняева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.