Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1178/2023 ~ М-461/2023 от 27.04.2023

№ 2-1178/2023

91RS0011-01-2023-001014-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2023 года                                 пгт. Красногвардейское

Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего: судьи        - Пикулы К.В.,

при секретаре                    - Андриевской К.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моисеевой В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым

о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -

У С Т А Н О В И Л :

Моисеева В.В. обратилась с указанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании частично незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган.

Требования мотивированы тем, что 07 февраля 2022 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением ответчика от 22 марта 2022 года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по мотивам отсутствия правовых оснований.

В расчет специального стажа не включен период работы с 01 января 2001 года по 31 декабря 2021 года в должности преподавателя, поскольку педагогический стаж на 31 декабря 2000 года составил менее 16 лет 8 месяцев, то есть не соблюдены условия, установленные в пункте 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года .

Ответчик представил возражения, в которых поддержал принятое решение в отношении Моисеевой В.В. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Участники, заблаговременно извещенные о времени и месте судебного слушания, в судебное заседание не явились, представителем истца подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца.

    На дату судебного заседания поступило ходатайство об отложении слушания, подписанное Антоненко Я.И., указавшего на свой статус представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым. Ходатайство мотивировано нахождением Антоненко Я.И. в ежегодном оплачиваемом отпуске.

По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), лица участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин до начала судебного заседания.

При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статьи 167 ГПК Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного слушания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Гарантии, предусмотренные статьей 167 ГПК Российской Федерации, направлены на рассмотрение гражданских дел в установленные законом сроки и исключение злоупотребления процессуальными правами лицами, участвующими в деле.

Согласно части 2 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

Таким образом, организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве.

В материалы дела представлена доверенность, выданная Абрамовой Ю.А. на представительство интересов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Абрамовой Ю.А. 02 июня 2023 года поданы возражения по делу, с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Сведения о замене ответчиком представителя суду не представлены, в деле отсутствует доверенность на имя Антоненко Я.И.

Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, является правом, а не обязанностью суда (часть 6 статьи 167, часть 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.

Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 07 февраля 2022 года Моисеева В.В. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения фонда Российской Федерации по Республике Крым от 22 марта 2022 года отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого документального подтверждения льготного стажа с применением положений части 1.1 ст.30 Закона №400-ФЗ.

Решение пенсионного органа обосновано невыполнением необходимого условия, определенного в пункте 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Так, в расчет специального стажа не включен период работы с 01 января 2001 года по 31 декабря 2021 года, поскольку педагогический стаж истца по состоянию на 31 декабря 2000 года составил менее 16 лет 8 месяцев.

Вместе с тем, принятое решение не отвечает требованиям законности.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ).

    Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ.

    В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, при условии наличия индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    Согласно ч.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

    Согласно ч.2 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 названной статьи).

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 названной статьи).

    В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление №665).

    В соответствии с подпунктом «м» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список №781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №781);

В соответствии с п.12 Правил №781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.

Согласно записям в трудовой книжке и уточняющей справке МБУДО «<данные изъяты>», Моисеева В.В. с 01 августа 1986 года принята на работу в <данные изъяты> на должность преподавателя по классу фортепиано, с 17 марта 2017 года и по настоящее время работает в должности преподавателя сольного пения; название учреждения неоднократно переименовывалось.

В пункте 2 списка в разделе «Наименование должностей» Списка №781 поименована должность «преподаватель», которая также обозначена в разделе 1 списка «Наименование должностей»; в разделе «Наименование учреждений» указаны детские школы искусств, в том                                  числе по виду (видам) искусств.

Причиной отказа пенсионного органа в досрочном назначении пенсии по старости стало отсутствие совокупности условий, предусмотренных пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

По данным пенсионного органа, общий страховой стаж Моисеевой В.В. составил 39 лет 01 месяц 26 дней (без учета периодов с 01.01.2022 по 07.02.2022), в том числе стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, - 14 лет 01 месяц 04 дня, что не соответствует условиям, установленным пунктом 12 Правил №781.

Вместе с тем, применительно к спорным правоотношениям следует также учитывать нижеследующее.

    Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 1 статьи 1).

Согласно статье 2 Федерального закона №208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона №208-ФЗ установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

    Статья 55 Закона Украины от 05 ноября 1991 года № 1788-ХII «О пенсионном обеспечении» предусматривала право работников образования на пенсию по выслуге лет при наличии специального стажа работы по перечню, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, по состоянию на 1 апреля 2015 года - не менее 25 лет и далее с поэтапным увеличением этого возраста.

    Статьей 1 Закона Украины «О внешкольном образовании» культурно-образовательные учебные заведения были отнесены к структуре внешкольного образования.

    В соответствии с частью 4 статьи 21 названного Закона, педагогические работники внешкольных учебных заведений имели право на пенсию по выслуге лет при наличии педагогического стажа работы не менее 25 лет.

    Аналогичные положения были закреплены постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года №909, которым утвержден Перечень учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет. Должность преподавателя музыкальной школы была включена в перечень должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет; работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных перечнем, давала право на пенсию по выслуге лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.

    При этом законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 01 января 2015 года, не предусматривало ограничений, подобных установленным в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 29.10.2002 №781, а именно, условий о необходимости выработки стажа работы по специальности не менее 16 лет 8 месяцев по состоянию на 1 января 2001 года.

    При таком положении вещей истец, работая в спорные периоды в указанной должности, предполагал получение льготы в виде досрочного выхода на пенсию.

    Осуществление истцом педагогической деятельности в спорные периоды подтверждается данными трудовой книжки, справками, уточняющими особый характер работы или условия труда необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, представленные в материалах пенсионного дела.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и считает возможным признать незаконным в части письменный отказ пенсионного органа, с возложением обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости с 07 февраля 2022 года, поскольку на дату обращения истца с заявлением о досрочном назначении пенсии, совокупный педагогический стаж составлял более 25 лет.

      Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,-

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Моисеевой В.В. удовлетворить.

Признать частично незаконным решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Республике Крым от 22 марта 2022 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Моисеевой В.В. .

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж, дающий Моисеевой В.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период работы с 01 января 2001 года по 31 декабря 2021 года и назначить пенсию с 07 февраля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                       К.В. Пикула

2-1178/2023 ~ М-461/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Моисеева Виктория Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Другие
Пискарев Денис Анатольевич
Суд
Красногвардейский районный суд Республики Крым
Судья
Пикула Кристина Владимировна
Дело на странице суда
krasnogvardeiskiy--krm.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.08.2023Предварительное судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее