копия
Дело № 2-7914/2023
16RS0046-01-2023-012033-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Казаковой Л.Д.,
при секретаре Галимуллиной А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому ФИО8 Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии. В обоснование требований указано, что истец, ФИО2, ... года рождения, с ... является получателем страховой пенсии по старости. Сыну истца, ФИО5, ... года рождения, установлена инвалидность с детства, что подтверждается соответствующей справкой ....
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии с приведенной выше статьей, супруге истца, ФИО9 ранее была назначена страховая пенсия по старости досрочно.
В силу ч.1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Ввиду перехода супруги истца на другой вид пенсии, ..., у истца возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, ввиду отсутствия какого-либо информирования со стороны государственных органов о наличии у истца права на получение страховой пенсии по старости досрочно, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости он обратился в ОСФР по РТ лишь ....
При этом, в своем заявлении, истец просил назначить пенсию с момента возникновения у него права на неё, а именно - с ....
Однако, на основании ответа ОСФР по РТ от ... ..., в соответствии с п. 1,2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия была назначена истцу со дня обращения - ....
Вместе с тем, ввиду того, что право на получение указанной пенсии возникло у истца значительно раньше, с ..., считает, что недополученная истцом за период с указанной даты и по ... пенсия должна быть ему выплачена.
В связи с этим, истец вновь направил заявление в ОСФР по РТ, в котором уже просил произвести выплату недополученной им части страховой пенсии по старости за период с момента возникновения у него право на её назначение и по день её фактического назначения.
В ответном письме ОСФР по РТ от ... №... сообщило истцу, что независимо от причин, по которым он своевременно не обратился за назначением страховой пенсии по старости, за период не обращения за пенсией, пенсия не устанавливается и не выплачивается - ни единовременно, ни путем перерасчета размера установленного размера страховой пенсии по старости.
Данный отказ истец считает необоснованным, нарушающим его права и законные интересы. На основании изложенного истец просит обязать ОСФР по РТ произвести перерасчет установленного ФИО2 размера страховой пенсии по старости в сторону ее увеличения с учетом момента возникновения у него права на её назначение - ....
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Согласно ч 1,2ст. 22 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пунктам 3, 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых дляих установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н
граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
4. Граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему выбору.
В судебном заседании установлено, что .... ФИО2, ... года рождения, обратился в ОСФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.
Решением ОСФР по РТ от ... ... ОСФР по РТ ФИО2 была назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет.
Доказательств обращения истца ранее указанной даты с заявлением о назначении пенсии суду не представлено.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии с предоставлением необходимых документов. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.
Доводы истца об отсутствии какого-либо информирования со стороны государственных органов о наличии у истца права на получение страховой пенсии по старости досрочно, не обоснованы в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РоссийскойФедерации"), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на досрочное назначение пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Между тем доказательств обращения в пенсионный орган за разъяснениями по вопросам пенсионного обеспечения истец суду не представил, поэтому при отсутствии обращения истца к ответчику, сотрудники пенсионного органа не знали и не могли знать о возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии, обязанность анализировать пенсионные дела иных пенсионеров на предмет выявления возникновения права на пенсию у членов семьи пенсионера и обязанность по предоставлению такой информации у пенсионного органа отсутствует.
При таких обстоятельствах исковые требования истца о возложении обязанности на ОСФР по РТ произвести перерасчет установленного истцу размера страховой пенсии по старости в сторону ее увеличения с учетом момента возникновения у него права на её назначение, т.е. с ... подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12.12.2023 года.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Казакова Л.Д.