66RS0006-01-2021-001030-68
2-2328/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 30 июня 2021 года
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретаре Коноваловой А.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбиной Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Уралавтосервис» о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Рыбина Н.А. обратилась с иском к ООО «Уралавтосервис» о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что 30 сентября 2020 года по гражданскому делу по иску Рыбиной Н.А. к ООО «Уралавтосервис» о взыскании заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда было утверждено мировое соглашение, которое предусматривало выплату в течение трех рабочих дней. Однако данное соглашение выполнено не было и денежные средства взыскивались через судебного пристава. В связи с чем с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы, размер которой за период с 02 февраля 2018 года по 03 декабря 2020 года составил 48 327 рублей 53 копейки. Указанную сумму процентов истец просит взыскать с ответчика, а также компенсацию морального вреда 20 000 рублей, почтовые расходы 222 рубля 28 копеек, расходы по распечатке искового заявления 108 рублей.
В судебном заседании истцом было подано заявление в соответствии с которым она просит взыскать проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 16 мая 2019 года по 20 апреля 2021 года, от исковых требований за период с 02 февраля 2018 года по 15 мая 2019 года отказывается ввиду выплаты данной компенсации ответчиком.
Определением суда от 30 июня 2021 года к производству суда принято изменение истцом исковых требований в части изменения периода начисления процентов за нарушение срока выплаты заработной платы. С учетом мнения представителя ответчика Лазукова А.С., который не возражал против рассмотрения дела с учетом изменения периода начисления процентов, рассмотрение дела продолжено судом.
Кроме того определением от 30 июня 2021 года принят отказ истца от исковых требований к ответчику в части взыскания процентов за задержку выплаты заработной платы за период с 02 февраля 2018 года по 15 мая 2019 года, производство по делу в данной части прекращено.
Истец Рыбина Н.А. в судебном заседании требования иска с учетом изменения и частичного отказа от иска поддержала и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что проценты за задержку выплаты заработной платы подлежат взысканию с работодателя независимо от причин такой задержки и вины работодателя.
Представитель ответчика Лазуков А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями иска не согласился по доводам письменного отзыва, где указано, что осуществить платежи в установленное время не представлялось возможным в связи с техническими проблемами банка. 15 октября 2020 года истцу была перечислена сумма 85 079 рублей 56 копеек. Кроме того, судебным приставом-исполнителем со счета ответчика в рамках исполнительного производства 25 ноября 2020 года были списаны денежные средства 59 510 рублей. Также ответчик отмечает, что 05 декабря 2019 года ответчик добровольно исполнил апелляционное определение Свердловского областного суда от 04 декабря 2019 года, которое впоследствии было отменено, и перечислил истцу взысканные этим судебным актом денежные средства. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В силу ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Определением суда от 30 сентября 2020 года по гражданскому делу 2-3300/2020 по иску Рыбиной Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Уралавтосервис» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда утверждено мировой соглашение, по условиям которого ООо «Уралавтосервис» обязуется выплатить Рыбиной Н.А. денежные средства в размере: 116 000 (сто шестнадцать тысяч) рублей 00 копеек в счет погашения задолженности по заработной плате; 23 589 (двадцать три тысячи пятьсот восемьдесят девять) рублей 56 копеек в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы с 01 февраля 2018 года по 15 мая 2019 года; 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек в счет компенсации морального вреда. Ответчик производит уплату денежных средств одним платежом в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня утверждения мирового соглашения Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга. Выплата производится путем перечисления денежных средств по банковским реквизитам, предоставленным Рыбиной Н.А. Перечисления производить по реквизитам на карту открытую на предприятии по зарплатному проекту.
В настоящее время указанные в мировом соглашении денежные средства выплачены истцу в полном объеме. При этом из пояснений истца следует, что последние выплаты поступили на ее счет 20 апреля 2021 года.
Как следует из платежного поручения № 2408 от 15 октября 2020 года ответчик во исполнение мирового соглашения от 30 сентября 2020 года перечислил истцу денежные средства в сумме 85 079 рублей 56 копеек.
В рамках исполнительного производства возбужденного 16 ноября 2020 года на основании исполнительного листа выданного по гражданскому делу № 2-3300/2020 со счета ответчика в счет исполнения требований исполнительного документа 25 ноября 2021 года была списана сумма 59 010 рублей. Исполнительное производство окончено 23 апреля 2021 года.
Учитывая, что задолженность по заработной плате за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года в сумме 116 000 рублей истцу своевременно выплачена не была, на сумму задолженности (116 000 рублей) подлежат начислению проценты, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определяя период начисления процентов за нарушение срока выплаты заработной платы суд соглашается с указанной истцом датой начала начисления процентов – 16 мая 2019 года, поскольку компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период по 15 мая 2019 года была предусмотрена мировым соглашением и выплачена истцу в настоящее время.
С указанной истцом датой окончания периода начисления процентов, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, - 20 апреля 2021 года, суд не может согласиться ввиду следующего.
Из приведенных выше положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.
После вступления определения суда об утверждении мирового соглашения в законную силу и истечении срока на исполнение данного соглашения сумма задолженности, на которую истец просит начислить проценты, утратила правовой режим заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, и приобрела иной правовой режим - взысканных судом денежных сумм.
Таким образом, к спорным правоотношениям, возникшим между сторонами в связи со взысканием на основании судебного постановления суммы задолженности по заработной плате, положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Из условий мирового соглашения, утвержденного судом 30 сентября 2020 года следует, что ООО «Уралавтосервис» перечисляет истцу денежные средства в течение трех рабочих дней со дня утверждения мирового соглашения, следовательно, перечисление денежных средств, в том числе и задолженности по заработной плате, должно было произойти не позднее 05 октября 2020 года (третий рабочий день со дня утверждения мирового соглашения). Поскольку, определение об утверждении мирового соглашения вступило в законную силу 30 сентября 2020 года, срок исполнения данного соглашения истек 05 октября 2020 года, однако денежные средства истцу перечислены не были, истцу был выдан исполнительный лист на принудительное исполнение условий мирового соглашения, с 06 октября 2020 года сумма задолженности по заработной плате, определенная в мировом соглашении, приобрела иной правовой режим - взысканных судом денежных сумм.
Таким образом, компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы подлежит расчету за период с 16 мая 2019 года по 05 октября 2020 года. Поскольку в расчетах истца период расчета компенсации указан неверно, суд полагает необходимым произвести свой расчет:
задолжен- |
период |
кол-во |
доля |
||||
ность |
с |
по |
дней |
ставка |
ставки |
формула |
проценты |
116 000 |
16.05.2019 |
16.06.2019 |
32 |
7,75 |
1/150 |
116 000 х 32 х 1/150 х 7,75% |
1 917,87 |
116 000 |
17.06.2019 |
28.07.2019 |
42 |
7,50 |
1/150 |
116 000 х 42 х 1/150 х 7,50% |
2 436,00 |
116 000 |
29.07.2019 |
08.09.2019 |
42 |
7,25 |
1/150 |
116 000 х 42 х 1/150 х 7,25% |
2 354,80 |
116 000 |
09.09.2019 |
27.10.2019 |
49 |
7,00% |
1/150 |
116 000 х 49 х 1/150 х 7% |
2 652,53 |
116 000 |
28.10.2019 |
15.12.2019 |
49 |
6,50% |
1/150 |
116 000 х 49 х 1/150 х 6,5% |
2 463,07 |
116 000 |
16.12.2019 |
09.02.2020 |
56 |
6,25% |
1/150 |
116 000 х 56 х 1/150 х 6,25% |
2 706,67 |
116 000 |
10.02.2020 |
26.04.2020 |
77 |
6,00% |
1/150 |
116 000 х 77 х 1/150 х 6% |
3 572,80 |
116 000 |
27.04.2020 |
21.06.2020 |
56 |
5,50% |
1/150 |
116 000 х 56 х 1/150 х 5,5% |
2 381,87 |
116 000 |
22.06.2020 |
26.07.2020 |
35 |
4,50% |
1/150 |
116 000 х 35 х 1/150 х 4,5% |
1 218,00 |
116 000 |
27.07.2020 |
05.10.2020 |
71 |
4,25% |
1/150 |
116 000 х 71 х 1/150 х 4,25% |
2 333,53 |
Итого: |
26 019,53 |
С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы подлежат частичному удовлетворению. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 16 мая 2019 года по 05 октября 2020 года в сумме 26 019 рублей 53 копейки.
Оснований для начисления и взыскания с ответчика компенсации за нарушения срока выплаты заработной платы за период с 06 октября 2020 года по 20 апреля 2021 года не имеется и в удовлетворении требований истца в данной части надлежит отказать.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что истец обращалась в суд с заявлением об индексации присужденной по делу № 2-3300/2020 суммы, определением суда от 28 июня 2021 года по делу № 2-3300/2020 определенная мировым соглашением к выплате истцу сумма проиндексирована судом с 06 октября 2020 года по 25 ноября 2020 года (день принудительного исполнения определения суда от 30 сентября 2020 года).
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку ненадлежащим выполнением обязательств, вытекающих из трудовых правоотношений, нарушены права истца как работника, в соответствии с положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд с учетом принципа разумности и справедливости, исходя из фактических обстоятельств дела полагает возможным требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворить частично в размере 2 000 рублей.
По правилам ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы по отправке копии иска в размере 222 рубля 28 копеек и расходы по распечатке искового заявления в размере 108 рублей.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1 280 рублей 59 копеек (980 рублей 59 копеек за требования имущественного характера и 300 рублей за требование о компенсации морального вреда).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыбиной Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Уралавтосервис» о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Уралавтосервис» в пользу Рыбиной Н. А. компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы 26 019 рублей 53 копейки, компенсацию морального вреда 2 000 рублей, почтовые расходы 436 рублей 88 копеек, расходы по копированию 198 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Уралавтосервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 280 рублей 59 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья Е.А. Лащенова
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021 года.
Судья Е.А. Лащенова