Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-824/2023 ~ М-304/2023 от 16.02.2023

УИД: 66RS0011-01-2023-000352-26

№ 2-824/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                                  28 июня 2023 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,

при секретаре Ивакиной О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Бабец В.И.

к

Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области,

Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области

о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Бабец В.И. обратился в Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение.

В исковом заявлении истец просит:

- признать за истцом Бабец В.И. право собственности на жилое помещение, квартиру по адресу: <адрес> порядке приватизации.

Истец Бабец В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду пояснил, что он нес службу в **, состоял в очереди как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Ему была предоставлена спорная квартира для проживания его и трех членов его семьи. Он полагал, что жилое помещение ему предоставлено для постоянного пользования и он имеет право на передачу ему жилого помещения в собственность. Однако ему было направлено предупреждение о выселении. Он пытался решить вопрос о приватизации квартиры, но ему было везде отказано. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Бабец В.И. Савкина Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец работал в **, имел право на получение жилого помещения, ему было предоставлено жилье, которое он полагал предоставленным для постоянного пользования. О том, что жилье служебное он узнал, когда ему пришло сообщение о выселении. Он предпринимал попытки приватизировать жилое помещение, однако ему было отказано. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области Запрудина Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что истец состоял в очереди на предоставление жилого помещения, но впоследствии сведении об учете в отношении истца не имеется, в настоящее время именно ГУ МВД РФ по Свердловской области ведет единую очередь сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сведений об истце не представлено. Действительно истцу направлялось уведомление о выселении из служебного жилого помещения, однако в настоящее время предоставлены документы, подтверждающие право истца и членов его семьи на проживание в спорной квартире, несмотря на то обстоятельство, что она служебная. В связи с этим требование о выселении не заявлено, оснований в настоящее время не имеется. Однако жилое помещение является служебным, предоставлено истцу и членам его семьи как служебное, соответственно приватизации не подлежит.

Представитель третьего лица Муниципального отдела МВД России «Каменск-Уральский» Бабакишиева И.Г. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании исковые требования не признавала, суду пояснила, что истец ранее состоял в очереди для предоставления жилого помещения, ему была предоставлена служебная квартира, до 2005 года он еще значится в записях жилищно-бытовой комиссии. После этого времени в списке его имя не значится. Установить основания снятия с учета или иные обстоятельства, почему имя истца отсутствует в списках не представляется возможным, поскольку никого из членов жилищно-бытовой комиссии уже нет, документы сохранились только частично, восстановить утраченные документы не представляется возможным.

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ГУ МВД по Свердловской области с 24 марта 2015 года по настоящее время (л.д. 102-105).

С 1 октября 1987 года проходил службу в отделе внутренних дел <адрес>, с 31 октября 1994 года в должности старшего участкового уполномоченного милиции (л.д. 83). С 30 сентября 2010 года истец Бабец В.И. уволен по ст. 19 по ограниченному состоянию здоровья, на основании заключения ВВК об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. С 1 октября 2010 года получает пенсию за выслугу лет (л.д. 11).

В 1996 года по 2005 год Бабец В.И. с составом семьи (жена, дети) состоял в очереди на улучшение жилищных условий в ЖБК <адрес>. При объединении списка очередности на предоставление жилой площади сотрудникам районных отделов и МО в 2012 году, Бабец В.И. в списке очередности ** отсутствовал. На основании чего, Бабец В.И. снят с очереди на улучшение жилищных условий, в ** информация отсутствует (л.д. 140).

27 июля 2004 года Жилищно-бытовой комиссией ** было принято решение ходатайствовать перед ГУВД и Правительством СО о выделении денежных средств в сумме 450 000 рублей на приобретение жилья для ст. УУМ Бабец В.И. (л.д. 78).

С 23 декабря 2005 года по настоящее время Бабец В.И., Г., И., К. зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 114).

На основании постановления Главы администрации города Каменска-Уральского от 05.05.1996 Бабец В.И. состоял в списках очередности для предоставления жилья (л.д. 79). 09.01.2002 Бабец В.И. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, согласно ордеру на жилое помещение (л.д. 75).

Право на бесплатную приватизацию жилого помещения истцом Бабец В.И. использовано не было. В 2005 году супруга Бабец В.И..- Г. и две его дочери И., К. участвовали в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, вследствие чего стали ее собственниками в равных долях.

Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В силу действующего законодательства, частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ), данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, истец с семьей зарегистрированы в жилом помещении на основании договора найма служебного помещения от 09.11.2004 (л.д. 152).

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным, их приватизация возможна в случае принятия соответствующего решения собственником жилищного фонда.

В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.

Однако, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости квартира по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации в оперативном управлении у Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и в собственность муниципального образования не включена (л.д. 46-48).

Сведений о том, что жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность материалы дела не содержат. Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что истцу предоставлялось жилое помещение на условиях договора социального найма.

Кроме того, именно собственнику принадлежит право передачи имущества из служебного фонда в муниципальный. Истец обращался к ответчику с просьбой предоставить право приватизировать жилое помещение, однако ответчик не усмотрел оснований для передачи служебного жилого помещения в муниципальный жилищный фонд (л.д. 25).

При таких обстоятельствах, спорное жилое помещение бесплатной передаче в собственность не подлежит, поскольку право на приватизацию имеют лишь граждане, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, однако таких обстоятельств в данном случае не установлено.

Кроме того, требования истца не могут быть удовлетворены в том виде как они заявлены. Истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации.

В силу части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу статьи 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В силу статьи 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статье 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Исходя из приведенных норм, приватизация представляет собой ряд мероприятий, направленных на заключение договора о передаче жилого помещения в собственность граждан. Суд не может подменять собой компетентные органы и выполнить мероприятия по заключению договора. Суд решает вопросы о правах граждан. Однако требование о признании за истцом права на приватизацию не заявлено.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Бабец В.И. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области о признании права собственности на жилое помещение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.

       Решение в окончательной форме изготовлено 5 июля 2023 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:                 М. И. Безукладникова

2-824/2023 ~ М-304/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабец Владимир Ильич
Ответчики
ТУ Росимущество по СО
ГУ Министерство внутренних дел РФ по СО
Другие
МО МВД России "Каменск-Уральский"
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Безукладникова Марина Ивановна
Дело на странице суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2023Предварительное судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023Дело оформлено
11.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее