Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-226/2022 ~ М-199/2022 от 21.06.2022

Дело №2-226/2022

УИД 22RS0056-01-2022-000303-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2022 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Калединой И.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Тюменцевского района Стрельцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Ключевская общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края, муниципальному образованию Тюменцевский район Алтайского края в лице Администрации Тюменцевского района Алтайского края о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменцевского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Ключевская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края (далее по тексту - МКОУ «Ключевская СОШ») и муниципальному образованию Тюменцевский район Алтайского края в лице администрации Тюменцевского района Алтайского края с иском, в котором просит:

- возложить на муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края в лице администрации Тюменцевского района Алтайского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование деятельности МКОУ «Ключевская СОШ» по приобретению вывесок с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне для размещения при входе в здания, расположенные по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15;

- возложить на МКОУ «Ключевская СОШ» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить вывески с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне при входе в здания, расположенные по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15.

В обоснование указанных исковых требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Тюменцевского района Алтайского края в отношении МКОУ «Ключевская СОШ» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов на объектах, принадлежащих МКОУ «Ключевская СОШ». Проверкой установлено, что в нарушение п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №1309 (далее по тексту – Порядок), в МКОУ «Ключевская СОШ» по адресам:Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15 не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Данное нарушение является недопустимым, так как влечет за собой нарушение прав инвалидов (в том числе несовершеннолетних) на доступную среду в сфере образования. В связи с чем, прокурором директору МКОУ «Ключевская СОШ» 07 июня 2022 года внесено представление с требованием об устранении вышеуказанного нарушения, которое оставлено без исполнения, в связи с отсутствием финансирования. Как следует из Устава МКОУ «Ключевская СОШ» его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края, вследствие чего, а также исходя из положений ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязанность по финансированию мероприятий по приобретению МКОУ «Ключевская СОШ» вышеуказанных вывесок лежит на данном муниципальном образовании.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Стрельцов А.В. поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики МКОУ «Ключевская СОШ», муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края в лице Администрации Тюменцевского района Алтайского края, будучи надлежаще извещены, в судебное заседание своих представителей не направили, представитель ответчика муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края в лице Администрации Тюменцевского района Алтайского края – глава района Дитц И.И. представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает, что исковые требования признает в полном объеме, последствия такого признания ему известны и понятны. Директор МКОУ «Ключевская СОШ» представил телефонограмму, в которой просит о рассмотрении дела в её отсутствие, с исковыми требованиями согласна.

При таких обстоятельства, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Выслушав помощника прокурора Стрельцова А.В., изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №181-ФЗ) на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу ст.2 Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Согласно ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности основывается, в том числе на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Положениями ч.2 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту – Федеральный закон №384-ФЗ) закреплено, что настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

В соответствии с ч.6 ст.3 Федерального закона №384-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ в перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Частью 3 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ предусмотрено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона №384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее по тексту – СП 59.13330.2020), утвержденным Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр.

Как следует из п.4.1 СП 59.13330.2020 Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края табличкидо края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Судом установлено, что в МКОУ «Ключевская СОШ» по адресам: Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15А; Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, поскольку при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Выявленные нарушения ограничивают доступ инвалидов к образовательному учреждению, нарушают права указанной категории лиц на свободный доступ к объекту социальной инфраструктуры.

В соответствии с п.1.3 Устава МКОУ «Ключевская СОШ» учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Тюменцевского района Алтайского края.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований.

Положениями ст.206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд устанавливает ответчику шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение должно быть исполнено. Указанный срок является разумным, обеспечивающим баланс интересов сторон.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика МКОУ «Ключевская СОШ» в доход бюджета муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тюменцевского района Алтайского края (ИНН 2225028552, ОГРН 1032202262157) удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края в лице администрации Тюменцевского района Алтайского края (ИНН 2282001814, ОГРН 1022202563525) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить финансирование деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ключевская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края по приобретению вывесок с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне для размещения при входе в здания, расположенные по адресам:

- Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15А;

- Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15.

Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ключевская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края (ИНН 2282003000, ОГРН 1022202565660) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разместить вывески с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне при входе в здания, расположенные по адресам:

- Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15А;

- Алтайский край, Тюменцевский район, с.Ключи, ул.Запорожская, д.15.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ключевская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края (ИНН 2282003000, ОГРН 1022202565660) в доход бюджета муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края государственную пошлину в размере 300рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 22 июля 2022 года.

2-226/2022 ~ М-199/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тюменцевского района Старченко А.В.
Ответчики
МКОУ Ключевская ООШ
Администрация Тюменцевского района Алтайского края
Суд
Тюменцевский районный суд Алтайского края
Судья
Савостин Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
tumencevsky--alt.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
23.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее