Решение по делу № 5-583/2017 от 31.08.2017

Дело № 5-583/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 августа 2017 года                                                г.Ухта Республики Коми<АДРЕС>

         Мировой судья Ярегского судебного участка г.Ухты Республики Коми Галстян А.М., рассмотрев поступившее из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухты УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми, в отношении юридического лица:

Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №23»,

дело об административном правонарушении по ч.13 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

установил:

            27 июня 2017 года в отношении юридического лица  Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №23» (далее - МОУ «НОШ №23», юридическое лицо) был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч.13 КоАП РФ, а именно, что юридическим лицом не выполнены в установленный срок п. п. 3,4,5,6,7,8,9,10 Предписания Государственного инспектора г.Ухты по пожарному надзору №305/1/1 от 24 июня 2016 года об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в части отсутствия вторых эвакуационных выходов из помещений здания школы, чем нарушены требования ч.4 ст.4, ч.11 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ; п. п.6.12,6.13 СНиП 21-01-97*, п.4.2.3 СП 1.13130.2009.

            Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухты УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми Костицына М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении, поддержала.

            В судебном заседании заместитель директора МОУ «НОШ № 23» Гущева Н.А., действующая на основании доверенности, вину в совершении правонарушения признала частично, указав, что юридическому лицу вменяются нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». МОУ «НОШ №23» введено в эксплуатацию в 1996 году, здание школы не подвергалось реконструкции, а также капитальному ремонту после введения в действие СНиП 21-01-97*. При этом, пункты предписания, не касающиеся отсутствия вторых эвакуационных выходов из помещений здания школы, исполнены в установленные сроки. Кроме того, указала, что юридическим лицом сообщалось в МУ «Управление образования» МОГО «Ухта» об отсутствии финансирования для выполнения предписания органа пожарного надзора, однако сметная документация по обустройству эвакуационных выходов составлена не была.

           Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства с учетом требований ст.26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

            В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

            Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

           При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

            Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

            Требования пожарной безопасности, нарушение которых вменяется в вину юридическому лицу, установлены ст. 4, 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3, и п.4.2.3 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171.

Так, согласно ст. 4, 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3 техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, в частности к процессам проектирования и эксплуатации.

Как следует из пункта 4.2.3 "СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171), число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.      

            Из материалов дела следует, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухты УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми по результатам проведенной проверки 24.06.2016 выдано предписание МОУ «НОШ №23» с требованием, в том числе, в срок до 01.05.2017 устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности в здании школы, в части отсутствия вторых эвакуационных выходов из помещений здания школы (п. п. 3,4,5,6,7,8,9,10 Предписания), в связи с чем, в отношении МОУ «НОШ №23» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

            Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21- 01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (п.1.1). Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению, как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

            Пунктами 6.12*, 6.13* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, предусмотрено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел., помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.; не менее двух эвакуационных выходов должны иметь, в том числе, этажи зданий класса Ф1.1, к которым относятся детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений.

            Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97*, необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с 01.10.2003. В соответствии с п.8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

            Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу п. 4.3 данных Правил и п. 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.    

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.

            В судебном заседании установлено, что здание МОУ «НОШ №23», расположенное по адресу: Республика Коми, г.Ухта, пгт.Ярега, ул. Строительная, д.10, введено в эксплуатацию в 1996 году, то есть до введения в действие СНиП 21-01-97*.         Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту после введения в действие СНиП 21-01-97* не имеется, а нарушение правил пожарной безопасности, отраженное в акте проверки от 09.06.2017, невыполнение которого вменено юридическому лицу, связано, по мнению суда, с конструктивным изменением здания.

            Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

            МОУ «НОШ №23» является юридическим лицом учебно-образовательного назначения и дошкольного воспитания. Учредителем учреждения является администрация МОГО «Ухта».

Законность предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухты УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми не оспаривается, вместе с тем заслуживают внимания доводы МОУ «НОШ №23» об отсутствии финансирования для выполнения предписания органа пожарного надзора.

Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ дополнена указанием на освобождение от административной ответственности муниципальных учреждений в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись. Производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Как следует из материалов дела, директором МОУ «НОШ №23» сообщалось в МУ «Управление образование» МОГО «Ухта» о выделении денежных средств для выполнения предписания органа пожарного надзора, в связи с чем, заместителем начальника управления было направлено письмо в адрес МУ «Управление капитального строительства» для подготовки сметной документации по обустройству эвакуационных выходов в МОУ «НОШ №23», а так же ставился вопрос о проведении оценки пожарного риска в отношении здания школы, с целью соблюдения условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

 Кроме того, директор МОУ «НОШ №23» обращалась с письменным мотивированным ходатайством в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухты УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми о продлении срока исполнения предписания, а именно с ходатайством о переносе срока исполнения п.п.3-10 Предписания до 01.09.2018, в виду разработки проектно-сметной документации на обустройство внутренних эвакуационных лестниц, что не позволяло выполнить соответствующее предписание органа пожарного надзора в установленный срок. При этом, пункты предписания № 305/1/1, не касающиеся отсутствия вторых эвакуационных выходов из помещений здания школы, исполнены юридическим лицом в установленные сроки.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что юридическим лицом были приняты достаточные и все зависящие меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого бюджетных денежных средств. Иной приносящей доход деятельности юридическим лицом не осуществляется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются обстоятельства, предусмотренные ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, для прекращения в отношении МОУ «НОШ №23» производства по делу.      

Руководствуясь ст.ст.24.5 ч.4, 23.1 ч.2, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа №23» по ст.19.5 ч.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.

          Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года).

            Копию постановления вручить (направить) законному представителю юридического лица, направить в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухты УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми.

Мировой судья -                                                                                        А.М.Галстян

5-583/2017

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП
Ответчики
МОУ "НОШ" №23
Суд
Ярегский судебный участок г. Ухты Республики Коми
Судья
Галстян Артаваз Маисович
Статьи

ст. 19.5 ч. 13

Дело на странице суда
yaregsky.komi.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
28.07.2017Рассмотрение дела
16.08.2017Рассмотрение дела
29.08.2017Рассмотрение дела
31.08.2017Прекращение производства
Окончание производства
12.09.2017Сдача в архив
31.08.2017
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее