Дело № 5-76/2023
УИД 42RS0023-01-2023-001254-97
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Новокузнецк 03 августа 2023 года
Судья Новокузнецкого районного суда Кемеровской области Горковенко М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Разрез «Березовский» юридический адрес: <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН №,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Разрез «Березовский» совершило нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: ведение горных работ в районе профильных линий № и осевых линий №, на горизонте +200,0 метров и ниже, протяжённостью 150 метров по пластам IV бис, V опасного производственного объекта «разрез угольный (участок открытых работ «Березовский - Восточный»)» Peг. № А68-01824-0010, II класса опасности, расположенного по адресу: <адрес> (на земельных участках Новокузнецкого района) при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут, было установлено, что на опасном производственном объекте «разрез угольный» (участок открытых работ «Березовский - Восточный») нарушен «Проект отработки запасов угля участка «Березовский Восточный» ООО «Разрез «Березовский», II очередь», далее «Проект...», а именно:
ведение горных работ в районе профильных линий 45?53 и осевых линий 90000?90200, в юго-восточной части южного блока на горизонте +184,0 м на протяжении 150 м по пластам IV бис, V осуществлялось ниже проектного горизонта (технической границы) на 6 м, в соответствии с «Проектом...» ведение горных работ должно осуществляться на гор. +190 м.
Так же ведение горных работ по пластам IV бис, V в районе профильных линий 45?53 и осевых линий 90000?90200, в юго-восточной части южного блока на горизонте +184,0 м на протяжении 150 м велось с нарушением параметров элементов системы разработки, предусмотренных «Проектом...», а именно:
- при ведении горных работ в юго-восточной части рабочего борта разреза в районе профильных линий 45?53 и осевых линий 90000?90200 сформировался борт со следующими параметрами: высота уступов с гор. +184,0 до гор. +258,9 составляют: 15,9 м (отаетка нижней бровки уступа +184,0 м, отметка верхней бровки уступа +199,9 м) и 59 м (отметка нижней бровки уступа +199,9 м, отметка верхней бровки уступа +258,9 м);
При ведении горных работ параметры рабочего борта согласно «Проекта...» должны составлять:
- высота уступа 10 м, а при долговременном стоянии уступов (более 1 года), возможно, производить страивание уступов до 30 м;
- берм безопасности 10,8 м. Ширина предохранительной бермы должна обеспечивать возможность ее механизированной очистки бульдозером Б - 10.
Нарушены: ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.06.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 42, 44 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.11.2020 г. № 436.
Законный представитель ООО «Разрез «Березовский» о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представители юридического лица ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признали в полном объеме, пояснили, что установленные нарушения не могут быть устранены в срок менее 90 суток.
Государственный инспектор Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административный материал в его отсутствие.
Согласно ст. 2 Федерального Закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложения 1 к указанному федеральному закону, Свидетельству о регистрации А68-01824 от 08.11.2021 г. Разрез угольный (участок открытых работ «Березовский Восточный» рег. номер А68-01824-0010 отнесен к опасному производственному объекту.
В соответствии со ч.1, 2 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно п. 42,44 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.11.2020 г. № 436.:
п. 42. Запрещается ведение горных работ без утвержденной документации на производство работ, а также с отступлением от требований документации.
п. 44. Высота уступа должна определяться техническим проектом разработки месторождения с учетом результатов исследований физико-механических свойств вмещающих горных пород и угля, а также горно-геологических и гидрогеологических условий их залегания и параметров применяемого оборудования.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Разрез угольный (участок открытых работ «Березовский Восточный») рег. номер А68-01824-0010, является опасным производственным объектом, к эксплуатации которого в силу потенциальной опасности последнего, государством предъявляются определенные требования, ограничения, запреты, отраженные в Федеральном Законе от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законах и нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах в области промышленной безопасности.
Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанного опасного производственного объекта со стороны ООО «Разрез «Березовский» установлено в судебном заседании и подтверждено согласующимися между собой материалами дела: распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ о проверке устранения обстоятельств послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в отношении ООО «Разрез Березовский»; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировкой с плана горных работ участок «Березовский Восточный».
Так, в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что угроза возникает в случае дальнейшего ведения горных работ в юго-восточной части рабочего борта разреза в районе профильных линий 45?53 и осевых линий 90000?90200, на горизонте +200,0 метров и ниже, протяжённостью 150 метров по пластам IV бис, V; в случае случайного попадания людей в опасные зоны. При этом может возникнуть обрушение откоса уступа, а также скатывание кусков породы с вышележащих горизонтов, что может привести к травмированию персонала ООО «Разрез Березовский».
Предприятие ООО «Разрез «Березовский» имело возможность для соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности опасного производственного объекта, однако все зависящие от него меры по их соблюдению не приняло и не предотвратило нарушения установленных требований. Обстоятельств, препятствующих соблюдению требований промышленной безопасности, не установлено.
В соответствии со ст. 4.1 ч. 3 Кодекса РФ об АП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд принимает во внимание в качестве смягчающего обстоятельства – полное признание вины со стороны юридического лица, принятие мер к устранению выявленных нарушений, в том числе приостановление работ на опасном участке.
Общество привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об АП постановлением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что суд рассматривает как обстоятельство отягчающее наказание.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что выявленные нарушения в настоящее время в полном объеме не устранены, безопасность проведения горных работ не обеспечена, суд считает необходимым назначить ООО «Разрез «Березовский» наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку именно указанная мера наказания с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░> ░░░ №, ░░░ №, ░░░░ №) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 45?53 ░ ░░░░░░ ░░░░░ 90000?90200, ░░ ░░░░░░░░░ +200,0 ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 150 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ IV ░░░, V ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░»)» Pe░. № ░68-01824-0010, II ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░)░░░░░░ ░░ 90 (░░░░░░░░░) ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 15 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 32.12 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░