Дело № 2-303/2022 (11-11/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2023 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Разиной И.С.,
при секретаре Жарких А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело № по иску акционерного общества «Спецавтохозяйство» к ФИО4 в лице законного представителя, ФИО5 о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО, по апелляционной жалобе ФИО5 на решение мирового судьи 31 судебного участка Долгопрудненского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение от 15.11.2022
установил:
АО "Спецавтохозяйство" (далее - АО "СпецАТХ") обратилось в суд с иском к ФИО4, к участию в деле привлечена законный представитель ФИО1, а также к ФИО5 (привлеченному к участию в деле протокольным определением мирового судьи) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сославшись на то, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет № на имя ФИО4, количество расчетных единиц – 4. АО "СпецАТХ" являясь региональным оператором по обращению с ТКО, осуществляет данную деятельность на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующему законодательству размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного органами государственной власти субъекта РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, и рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Ответчики, пользуясь указанной коммунальной услугой, свои обязанности по ее оплате не исполняли, в связи с чем, на лицевом счете образовалась соответствующая задолженность в размере 11 265,12 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанная задолженность ответчиками не погашена. На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 265 руб. 12 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 450,60 руб.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик ФИО5 к мировому судье явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что является единственным собственником жилого помещения. В котором никто не проживает, в связи с чем отсутствуют основания для оплаты расходов по оказанию услуг с ТБО.
Ответчик ФИО4, его законный представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены.
Решением мирового судьи судебного участка № 31 Долгопрудненского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АО "Спецавтохозяйство" удовлетворены частично, с ФИО5 в пользу АО "Спецавтохозяйство" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО в размере 11 265,12 руб., расходы по уплате госпошлины 450,60 рублей. В удовлетворении иска к ФИО4 отказано (т.1 л.д.139-141).
Дополнительным решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ определен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за который взыскана задолженность в размере 11265,12 руб. (т.1 л.д.215).
Не согласившись с решением мирового судьи и дополнительным решением ответчик ФИО5 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, сославшись на незаконность и необоснованного решения мирового судьи. Истцом не оказаны услуги по вывозу ТКО непосредственно ответчику и членам его семьи, при том, что его семья и он проживают в <адрес>, т.е. не пользовались услугами АО "СпецАТХ"; не доказан факт потенциальной возможности использования указанных услуг, отсутствие контейнерной площадки согласно требованиям СанПин 42-128-4690-88 с.2.2, СанПин 2.1.2.2645-10 ст.8.2.5; не доказан факт отправки платежных документов ответчику, согласно п.67 Правил № 354; не доказана сумма задодженности, при отсутствии доказательств постоянной регистрации и проживания двух членов семьи ответчика; суд необоснованно согласился с расчетом задолженности, при том, что два члена семьи ответчика не имеют никакого отношения к объекту недвижимости с мая 2017 года, а два члена семьи, включая собственника не пользуются фактически данным объектом недвижимости; судом вменена обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО без ссылок на нормативные документы; судом не рассмотрен вопрос должен ли ответчик отвечать по требованиям истца, а лишь ответил на вопрос были ли оплачены требования истца и кто обязан за них отвечать; мировым судьей искажены объяснения ответчика; мировым судьей незаконно принято дополнительное решение (т.1 л.д.149-151, л.д.219).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца АО "Спецавтохозяйство", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Представлен отзыв на апелляционную жалобу с просьбой об оставлении решения мирового судья без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения (т.1 л.д.180-182).
Ответчик ФИО5 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доверив участие в деле представителю по доверенности ФИО1 (л.д.229 т.1).
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержала, а также пояснила, что жилой <адрес> принадлежит ФИО5, по данному адресу фактически зарегистрированы <данные изъяты>, это ФИО5 и несовершеннолетний ФИО4, при этом они там не живут. ФИО1 и их сын ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и проживают в Московской области. Поэтому по данному адресу зарегистрированы двое человек, но никак не четверо. Но фактически не проживают, услугами не пользуются, и не предоставляются им.
На основании положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав и изучив материалы дела, проверив решение мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст.328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 30, 31 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, также данная обязанность установлена и подпунктом "й" п. 34 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Для собственника жилого помещения обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента приобретения права собственности на жилое помещение.
С учетом заявленных исковых требований, в судебном заседании установлено, что ФИО5 с 2008 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
По вышеуказанному адресу на имя ФИО4 открыт лицевой счет 670329657, что подтверждается выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой количество зарегистрированных и проживающих в жилом доме составляет 4.
На указанный лицевой счет ежемесячно, начиная с января 2019 года, производятся начисления услуг по обращению с ТКО по тарифу.
Как установлено судом апелляционной инстанции: до ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу: были зарегистрирована семья ФИО5, ФИО1, их дети ФИО2, ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выбыли в <адрес>, с прекращением регистрации.
В ходе проведенного <адрес> по природным ресурсам и экологии конкурса по отбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес>, по итогам торгов ДД.ММ.ГГГГ с АО "СпецАТХ" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО; с ДД.ММ.ГГГГ АО "СпецАТХ" присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
Договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители <адрес>. Такой договор носит характер публичной оферты. Типовая форма, информация о тарифе, предложение ко всем потребителям <адрес>, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов были размещены ДД.ММ.ГГГГ на сайте АО «СпецАТХ» в сети Интернет по адресу: www.sah67.ru. Одновременно с этим, вся необходимая информация была размещена в газетах: «Смоленские новости» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Рабочий путь» № от ДД.ММ.ГГГГ, «Смоленская газета» № от ДД.ММ.ГГГГ и других газетах <адрес>.
Со стороны ФИО5, как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> каких-либо действий, отражающих его позицию относительно возможности оформления соответствующего договора, не производилось и доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п.1 ст.57 ЖК РФ).
Норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области установлен приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017 № 281-1/0103 на 1 расчетную единицу в год в размере 1,82 куб.м.
Предельный тариф на услугу регионального оператора установлен Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 № 218 в размере 608, 30 руб. на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Предельный тариф на услугу регионального оператора на 2020 год установлен Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.12.2019 № 304 в размере 589,89 руб. на период с 01.01.2020 по 30.11.2020, в размере 594,85 руб. на период с 01.12.2020 по.31.12.2020.
Предельный тариф на услугу регионального оператора на 2021 год установлен Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2020 № 257 в размере 594,85 руб. на период с 01.01.2021 по 30.06.2021, в размере 617,38 руб. на период с 01.07.2021 по.31.12.2021.
Пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в МКД и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается из числа постоянно или временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Пунктом 148(36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Обратившись в суд с настоящим иском, истцом представлен расчет стоимости услуги за 1 зарегистрированного в жилом помещении (1 собственника при отсутствии зарегистрированных) за 2019 г. – 92.26 руб. в месяц, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 89,46 руб. в месяц, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 90 21 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 90,21 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 93,63 руб., а также исходя их 4х расчетных единиц, размер задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 11 265,12 руб.
Ответчик не оспаривает, что оплату за услугу по обращению с ТКО не оплачивал, ссылаясь в жалобе на отсутствие фактически проживающих в жилой доме в <адрес>; отсутствии заключенного договора на оказание услуги по сбору ТКО; ненаправление в его адрес платежных документов; отсутствие подтвержденного тарифа и несоответствии представленной калькуляции и порядку произведенного расчета без выяснения фактических обстоятельств дела.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно п.6 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г.№ 89-ФЗ (далее также - Закон № 89-ФЗ) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу п. 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя.
Также п. 8 (17) Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 56(2) Правил также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу, что предусмотрено п. 148 (27) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требования закона и в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Однако, как верно было установлено мировым судьей, доказательств, подтверждающих факт оплаты услуг по обращению с ТКО, ответчиком не представлено, кроме того, не проживание ответчика в жилом помещении, в силу вышеприведенных норм права, не освобождает его от обязанности по внесению платы за данную услугу, отсутствие письменного договора между сторонами на предоставление данной услуги не свидетельствует о не заключении договора и не освобождает ответчика от обязанности по оплате услуг.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что положениями статей 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что к вопросам местного значения (к компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Ссылку ответчика на нарушение требование СанПин, а также расположение контейнерных площадок в отдаленности от жилого дома, суд находит несостоятельной, поскольку АО "СпецАТХ" не может нести ответственность, в том числе и за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Само по себе отсутствие в непосредственной близости (пешей доступности) от места расположения индивидуального жилого дома или многоквартирного дома места (площадки) накопления ТКО не является основанием для снятия начисления платы за обращения с ТКО, поскольку не свидетельствует об отсутствии оказания услуги собственникам объектов недвижимости, расположенным в том или ином районе <адрес>.
В связи с этим АО "СпецАТХ" при фактическом оказании услуги в соответствующем населенном пункте (если там есть любое место накопления ТКО, с которого Региональный оператор вывозит ТКО) вправе начислять плату за вывоз ТКО всем жителям домов данного поселения.
Относительно довода ответчика о нарушении персональных данных его сына, то данный вопрос не рассматривался мировым судьей и не является предметом спора.
Оценивая доводы жалобы ответчика (л.д.149-151), суд апелляционной инстанции полагает их необоснованными, за исключением одного - о том, что мировым судьей не учтено и не выяснен вопрос, что двое их четырех зарегистрированных не имеют отношения к вышеуказанному жилому помещению с мая 2017 года.
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что мировым судьей не было учтено и не проверено, что ФИО1 и ФИО3 (мать и сын) с ДД.ММ.ГГГГ сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в <адрес>, зарегистрированы с этого времени в <адрес> (дело передано по подсудности).
Сопоставляя данные тарифов, расчет, произведенный истцом, суд апелляционной инстанции считает, что довод ответчика заслуживает внимание, в связи с чем полагает необходимым изменить размер взысканной с ответчика ( (ФИО5) за себя и за своего несовершеннолетнего сына (ФИО4), взыскав задолженность за 2 расчетные единицы в жилом доме по адресу: <адрес>, исходя из представленного расчета (л.д.12- расчет произведен из количества зарегистрированных – 4 с умножением на стоимость услуги на одного зарегистрированного 11 265,12 руб.) - за 2 расчетные единицы в размере 5632 руб. 56 коп.
Соответственно, согласно со ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в пользу истца, пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 400 руб., с изменением взысканных мировым судьей расходов по госпошлине в размере 450 руб. 60 коп.
Нарушений при принятии дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей не допущено, оснований для его изменения или отмены не имеется, поскольку указан период, за который образовалась задолженность.
С учетом изложенного, обжалуемое решение мирового судьи подлежит изменению в части размера взысканной задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, расходов по госпошлине, а в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд
определил:
апелляционную жалобу ФИО5 удовлетворить частично.
Решение мирового судьи судебного участка № 31 Долгопрудненского судебного района Московской ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску акционерного общества «Спецавтохозяйство» к ФИО4 в лице законного представителя, ФИО5 о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО изменить в части суммы задолженности: взыскать с ФИО5 в пользу АО "СпецАТХ" задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5632 руб. 56 коп.
В остальной части решения суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 13 апреля 2023 г.
Судья И.С. Разина