Решение по делу № 4-167/2018 от 30.03.2018

Дело <НОМЕР>

/резолютивная часть постановления оглашена 30.03.2018 г/ /мотивированное постановление изготовлено 04.04.2018г/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г.Макарьев 30 марта 2018 года Мировой судья судебного участка № 40 Макарьевского судебного района Костромской области Чистякова Ю.П., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - Ожиганова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении: <ФИО1>, <ДАТА4> рождения, уроженца <АДРЕС> района <АДРЕС> области, гражданина РФ. русским языком владеющего, женатого, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, пенсионера, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, ул. 1-го Мая, <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

         Ожиганов Н.В. обвиняется в том, что он, в установленный срок - до 15.02.2018года не выполнил обязательное для исполнения предписание от 17.08.2017 года № 26к об устранении нарушений ст.26 Земельного кодекса РФ, выданное заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский и Кадыйский муниципальный район - на земельный участок по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, ул.1-го Мая, <АДРЕС>, не оформил в установленном порядке правоудостоверяющие документы на землю.

    В судебном заседании Ожиганов Н.В. вину в совершении правонарушения не признал и пояснил следующее. В сентябре 2017 года постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 40 Макарьевского судебного района Костромской области он был привлечен к административной ответственности по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ - за повторное в течение года невыполнение в установленный срок предписания, выданного заместителем главного государственного инспектора по исполнению и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район Костромской области. Данное постановление им было обжаловано в Макарьевский районный суд Костромской области и судом было принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение вступило в законную силу. Поскольку предметом и основанием исполнения предписания от 17.08.2017 года является все тот же земельный участок, и имеется вступившее в законную силу решение суда, то считает, что у должностного лица не было основания составлять в отношении него протокол об административном правонарушении и он не может быть привлечен к административной ответственности. Представитель лица привлекаемого к административной ответственности Лебедев С.С. также считал, что дело подлежит прекращению , поскольку в силу требований пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Кроме того имеются нарушения при составлении протокола об административном правонарушении. Из материалов дела установлено, что Ожигановым Н.В. было получено уведомление о проведении внеплановой документарной, выездной проверки исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства в отношении физического лица о явке 22.02.2018 года к 10.00 часам, тогда как Акт проверки составлен 22.02.2018 года в 11 часов 00 минут, а следовательно и протокол составлен позже 10 часов, а значит Ожиганов Н.В. не был надлежащим образом уведомлен о времени составления протокола об административном правонарушении, что является грубым нарушением . Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район Костромской области Степаничева С.А в судебном заседании поддержала протокол об административном правонарушении, пояснив суду следующее. На земельном участке по адресу: Костромская область Макарьевский район п. Горчуха ул. 1 мая д. 2Д Ожигановым Н.В. построено одноэтажное здание цеха по выращиванию грибов площадью примерно 500 м. кв. На основании Распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области № 216 от 20.06.2016 года на земельном участке 23.08.2016 года была проведена внеплановая документарная выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Ожиганова Н.В. в результате которой установлено, что Ожигановым Н.В. используется земельный участок, находящийся в государственной собственности, земли населенных пунктов, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок - нарушена ст. 7.1 КоАП РФ. На основании выявленного в ходе проверки нарушения 01.09.2016 года Ожиганов Н.В. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, постановление не было обжаловано, административный штраф уплачен. 23.08.2016 года Ожиганову Н.В. было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, которое также не было обжаловано. В ходе проверки исполнения предписания 17.02.2017 года было установлено, что предписание Ожигановым Н.В. не исполнено в срок, на земельном участке по-прежнему стоит здание, документы отсутствуют. Все это послужило основание для составления протокола об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. 31.03.2017 года постановлением мирового судьи судебного участка № 40 Макарьевского судебного района Костромской области Ожиганов Н.В. был привлечен к административной ответственности, постановление не обжаловал, штраф оплатил. 17.02.2017 года Ожиганову Н.В. снова было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, которое также им не было обжаловано. В ходе проверки исполнения предписания 17.08.2017 года было установлено, что предписание не исполнено в установленный срок, на основании чего был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ. 08.09.2017 года постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 40 Макарьевского судебного района Костромской области Ожиганов Н.В. был привлечен к административной ответственности. Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Ожигановым Н.В. была подана апелляционная жалоба в Макарьевский районный суд Костромской области. Решением Макарьевского районного суда 15.11.2017 года постановление и.о. мирового судьи отменено, дело прекращено за отсутствием в действиях Ожиганова Н.В. состава административного правонарушения. Она, как должностное лицо, не согласившись с решением Макарьевского районного суда, обратилась в Костромской областной суд с жалобой на вступившее в законную силу решение Макарьевского районного суда Костромской области от 15.11.2017 года Постановлением Костромского областного суда от 21.02.2018 года жалоба была оставлена без удовлетворения. 17.08.2017 года по результатам проверки Ожиганову Н.В. было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, которое также им не было обжаловано. Срок исполнения предписания 15.02.2018 года. В ходе проверки исполнения предписания 22.02.2018 года было установлено, что предписание не исполнено в установленный срок. Кроме того, Ожиганов Н.В. данное предписание не обжаловал, с заявлением о продлении срока исполнения предписания Ожиганов Н.В. также не обращался 22.02.2018 года в отношении Ожиганова Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении. Что касается способа устранения выявленного нарушения, то хочу пояснить, что сама форма предписания об устранении нарушения земельного законодательства РФ, утвержденная Приказом Министерства экономического развития № 851 от 26.12.2014 «Об утверждении формы Предписания об устранении нарушения земельного законодательства Российской Федерации» не предусматривает указания на способ устранения нарушения. Лицо, которому выдано предписание, выбирает способ устранения нарушения по своему усмотрению в рамках действующего законодательства Российской Федерации. С Ожигановым Н.В. велись переговоры о том, как он будет устранять нарушение. Он обещал и документы оформить на земельный участок и здание снести. До сегодняшнего дня нарушения не устранены. Предписание от 17.08.2017 года, Ожиганов Н.В. не обжаловал, а значит согласился с данным предписанием, кроме того, он был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа и это постановление о привлечении к административной ответственности Ожигановым Н.В. также не обжаловалось. Считает, что данный земельный участок занят Ожигановым Н.В., правоустанавливающих документов он на земельный участок не оформил, здание построенное под цех для выращивания грибов он не снес, поэтому имеются законные основания для привлечения Ожиганова Н.В. к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.7 КоАП РФ. Допрошенная в качестве свидетеля специалист Горчухинского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области Короткова И.В. в судебном заседании пояснила, что, Ожиганов Н.В. использует земельный участок по адресу : Макарьевский район п. Горчуха ул. 1 Мая д. 2д под выстроенный им цех по выращиванию грибов, но ни арендная плата, ни налогов Ожиганов Н.В. за землю не платит. Здание им было выстроено на новом месте. Допрошенная в качестве свидетеля специалист Управления по экономическим, имущественным и земельным отношениям администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Вислова О.Н. в судебном заседании указала, что претензий администрация к Ожиганову Н.В. по использованию им земельного участком без правоустанавливающих документов, не имеет. Допрошенная в качестве свидетеля заведующая по делам архивов администрации Макарьевского муниципального района Костромской области Фирсова С.А. в судебном заседании пояснила, что в администрацию поступало заявление от Ожиганова Н.В. о выдаче разрешения на строительства цеха по выращиванию грибов Вся процедура по оформлению документов на строительство была соблюдена, был выделен земельный участок под строительство цеха. Здание Ожигановым Н.В. было построено. Договора аренды на земельный участок с Ожигановым Н.В. администрацией не заключался, но в силу чего, она пояснить не может, поскольку на тот момент работала в администрации в качестве специалиста. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Часть. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 25 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства. В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости ". Из материалов дела усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: Костромская область Макарьевский район п. Горчуха ул. 1 Мая д. 2д является государственной собственностью. На данном земельном участке находится одноэтажное нежилое здание площадью примерно 500 кв.м, сведения о котором в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Предписанием от 17.08.2017 года № 26к в срок до 15.02.2018 года на Ожиганова Н.В. возложена обязанность устранить нарушения, т. е оформить в установленном законном порядке названный земельный участок. Кроме того, в предписании от 17.08.2017 года № 26к должностным лицом сделан вывод о том, что Ожиганов Н.В. самовольно занял земельный участок и пользуется им с 2010 года без оформления правоустанавливающих документов на землю. Считаю данный вывод ошибочным, поскольку статьей 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Диспозиция ст. 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и не охватывает деяние по использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01 февраля 2005 года № 11301/04, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Из чего следует, что если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, то пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения. Из представленных суду доказательств, установлено, что 26.01.2010 года главой Макарьевского муниципального района Костромской области Ожиганову Н.В. было выдано разрешение № 3 на строительство цеха по выращиванию грибов. Срок действия разрешения до 26.01.2010 года. Согласно характеристике предоставляемого земельного участка установлено, что земельный участок расположен в п. Горчуха Макарьевского района Костромской области, землепользователем является Ожиганов Н.В. на основании Договора аренды сроком на три года, но доказательств того, что с Ожигановым Н.В. был заключен договор аренды на вышеуказанный земельный участок должностным лицом суду не представлено. Кроме того из показаний лица привлекаемого к административной ответственности Ожиганова Н.В., свидетеля Фирсовой С.А. установлено, что письменного договора аренды с Ожигановым Н.В. не заключалось. Администрация Макарьевского муниципального района также сообщила, что земельный участок для строительства цеха по выращиванию грибов, расположенный по адресу: Костромская область Макарьевский район п. <АДРЕС> Ожиганову Н.В. не предоставлялся и в списках арендаторов Ожиганов Н.В. не значится. Таким образом, ни должностным лицом, ни материалами дела не представлено документов, подтверждающих право пользования земельным участком Ожигановым Н.В., а отсутствие документального подтверждения права на использование земельного участка не позволяют суду сделать вывод об обязанности Ожиганова Н.В. оформить в установленном законом порядке право на названный земельный участок. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дел. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9., ст. 29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Ожиганова <ФИО2>, прекратить по основаниям предусмотренным п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Макарьевский районный суд Костромской области в течение десяти суток с момента получения путем подачи жалобы через мирового судью. Мировой судья Ю.П. Чистякова