Дело №5-471/2021 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г.Заринск 28 октября 2021 года Мировой судья судебного участка №1 г.Заринска Алтайского края Р.С. Азанова, с участием старшего помощника прокурора г.Заринска Алтайскогокрая <ФИО1>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МБУ ДО «Центр детского творчества» г.Заринска (ОГРН 1022200705988, ИНН 2205006416,адрес: 659100, <АДРЕС> край, <АДРЕС> Жуковой <ОБЕЗЛИЧЕНО>
У С Т А Н О В И Л:
<ДАТА4> прокуратурой <АДРЕС> края в ходе проверки исполнения законодательства в сфере организованных перевозок детей автомобильным транспортом в деятельности МБУ ДО «Центр детского творчества» г.Заринска установлено, что должностным лицом - директором МБУ ДО «Центр детского творчества» г.Заринска Жуковой <ФИО2> не организовано проведение сезонного, специального инструктажей с водителем по безопасности дорожного движения, в путевых листах отсутствуют сведения: о собственнике (владельце) транспортного средства - основной государственный регистрационный номер юридического лица; виде сообщения и виде перевозки; транспортное средство <ОБЕЗЛИЧЕНО> не оснащен Государственной автоматизированной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
В судебное заседание должностное лицо - директор МБУ ДО «Центр детского творчества» <АДРЕС> Жукова Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом, до начала рассмотрения дела представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что свою вину в совершении правонарушения признает полностью, в содеянном раскаивается, просит назначить минимальное наказание. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА5> имеется объяснение Жуковой Т.В. о том, что в настоящее время заключен договор по обслуживанию спутниковой навигации «Эра <АДРЕС>, путевые листы заполняются в соответствии с требованиями, фактически инструктажи имеются, Журнал учета проведенных инструктажей ведется.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФ об АП) дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство, если имеются данные о надлежащем извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявившего.
Старший помощник прокурора <АДРЕС> края <ФИО1> в судебном заседании поддержала постановление и.о. прокурора <АДРЕС> края о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА5> по ч.2 ст.19.20 КРФ об АП в отношении должностного лица - директора МБУ ДО «Центр детского творчества» г.Заринска Жуковой Т.В., просила назначить наказание в соответствии с санкцией ч.2 ст.19.20 КРФ об АП.
Выслушав старшего помощника прокурора <АДРЕС> края <ФИО1>, изучив материалы дела, мировой судья приходит к выводу о том, что винадолжностного лица - директора МБУ ДО «Центр детского творчества» <АДРЕС> (далее - МБУ ДО «ЦДТ») Жуковой Т.В. в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.19.20 КРФ об АП, нашла свое подтверждение в судебном заседании по следующим основаниям.
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с п.18 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства оценивает в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст.26.2 КРФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Частью 2 статьи 19.20 КРФ об АП установлена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Мировым судьей установлено, что МБУ ДО «ЦДТ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц <ДАТА7> за основным государственным номером 1022200705988, ИНН 2205006416, по адресу: 659100, Алтайский край, <АДРЕС>.
Южно - Сибирским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора МБУ ДО «ЦДТ» выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами <НОМЕР> от <ДАТА8> бессрочно.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения») задачами федерального законодательства в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к одним из которых относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 7 Приказа Минтранса России от <ДАТА10> <НОМЕР> «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» установлено, что в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее - журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Согласно п.7.3 Приказа Минтранса России от <ДАТА10> <НОМЕР> «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее - сезонные инструктажи).
Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Однако МБУ ДО «ЦДТ» не организовано проведение сезонного, специального инструктажей с водителем по безопасности дорожного движения.
В нарушение п.п. 1, 3, 6 приказа Министерства транспорта РФ от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», п.2 ст.6 Федерального закона РФ <НОМЕР> от <ДАТА12> «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ч.1 ст.20 Федерального закона 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в путевых листах <НОМЕР> от <ДАТА13>, <НОМЕР> от <ДАТА14>, <НОМЕР> от <ДАТА15>, <НОМЕР> от <ДАТА16>, <НОМЕР> от <ДАТА17> отсутствуют сведения: о собственнике (владельце) транспортного средства - основной государственный регистрационный номер юридического лица; виде сообщения и виде перевозке.
Постановлением Правительства РФ от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», вступившим в силу с <ДАТА19>, утверждены новые правила оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации (далее по тексту - Правила).
Согласно п.3 Правил, транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
а) соответствует требованиям технического регламента;
б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС".
По состоянию на <ДАТА4> транспортное средство <ОБЕЗЛИЧЕНО> не оснащен Государственной автоматизированной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
В соответствии с пунктом 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
В силу статьи 2 указанного закона выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктами «г», «д», «л» п. 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1616 (далее - Положение о лицензировании перевозок), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами являются, в том числе, заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также „аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими.
Таким образом, в деятельности МБУ ДО «ЦДТ» допускаются нарушения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения - Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1616.
Приказом председателя комитета по образованию администрации <АДРЕС> от <ДАТА22> <НОМЕР> на должность директора МБУ ДО «ЦДТ» назначена Жукова Т.В., с ней заключен трудовой договор <НОМЕР> от <ДАТА22>.
На основании приказа МБУ ДО «ЦДТ» от <ДАТА24> <НОМЕР> «Об обеспечении безопасности дорожного движения и безопасной работы автомобильного транспорта» директор МБУ ДО «ЦДТ» Жукова Т.В. назначена ответственным должностным лицом за организацию перевозок пассажиров и грузов, обеспечение безопасности дорожного движения и безопасной работы автомобильного транспорта. Согласно положениям должностных обязанностей директора и должностной инструкции ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения, директор МБУ ДО «ЦДТ» является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состоянии работы в учреждении по предупреждению дорожно - транспортных происшествий; проводит вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей, проверять при выпуске транспортные средства на линию наличие регистрационных документов транспортных средств, документов, подтверждающих проведение технического осмотра транспортных средств. За нарушение требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности автобусных перевозок директор несет дисциплинарную, административную ответственность
Факт совершения данного правонарушения должностным лицом - директором МБУ ДО «ЦДТ» Жуковой Т.В. подтверждается:
- копией приказа Комитета по образованию администрации <АДРЕС> от <ДАТА22> <НОМЕР> о принятии Жуковой Т.В. директором МБУ ДО «Центр детского творчества» с <ДАТА22>;
- копией трудового договора <НОМЕР> от <ДАТА22>;
- копией приказа МБУДО «Центр детского творчества» от <ДАТА24> <НОМЕР> «Об обеспечении безопасности дорожного движения и безопасной работы автомобильного транспорта»;
- копией диплома о профессиональной переподготовке Жуковой Т.В.;
- копией должностных обязанностей директора по обеспечению безопасности перевозок детей автобусом, с которыми Жукова Т.В. была ознакомлена <ДАТА19>;
- копией должностной инструкции ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения, с которой Жукова Т.В. была ознакомлена <ДАТА19>;
- копией лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, предоставленной МБУ ДО «ЦДТ»;
- копией выписки из реестра лицензий от <ДАТА8>;
- копией ПТС на <ОБЕЗЛИЧЕНО>
- копией свидетельства о регистрации <ОБЕЗЛИЧЕНО>
- копией диагностической карты на <ОБЕЗЛИЧЕНО>
- копией журнала учета движения путевых листов;
- копией журнала учета выхода и возврата автомобиля;
- копиями путевых листов от <ДАТА15>, <ДАТА16>, <ДАТА17>, <ДАТА13>, <ДАТА14>;
- выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой Жукова Т.В. является директором МБУ ДО «ЦДТ».
В судебном заседании старшим помощником прокурора <АДРЕС> края <ФИО1> в материалы дела представлены: копия ответа МБУ ДО «ЦДТ» о результатах рассмотрения представления прокуратуры <АДРЕС> «Об устранении нарушений законодательства по перевозке детей автомобильным транспортом» и принятии мер по устранению нарушений; копией приказа МБУ ДО «ЦДТ» от <ДАТА19> <НОМЕР> «Об обеспечении безопасности дорожного движения и безопасной работы автомобильного транспорта»; копия плана мероприятий по обеспечению безопасной работы автомобильного транспорта на 2021-2022 учебный год; копия приказа МБУ ДО «ЦДТ» от <ДАТА25> <НОМЕР> «Об утверждении положения о комиссии по контролю выполнения мероприятий по обеспечению безопасной работы автомобильного транспорта и создании комиссии по контролю выполнения мероприятий по обеспечению безопасной работы автомобильного транспорта, указанных в утвержденном «Плане мероприятий по обеспечению безопасной работы автомобильного транспорта на 2021-2022 учебный год»; копия журнала регистрации инструктажа на рабочем месте для водителя; копия договора возмездного оказания услуг <НОМЕР> от <ДАТА26> между МБУ ДО «ЦДТ» и АО «<АДРЕС> с приложениями к нему; копия журнала учета выхода и возврата автомобиля; копия журнала учета пассажироперевозок; копия журнала регистрации инструктажа на рабочем месте дл водителя.
Все собранные по делу доказательства мировой судья считает относимыми, допустимыми, достоверными, а также достаточными для разрешения настоящего дела. Доказательства оценены мировым судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КРФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.2.4. КРФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При изложенных обстоятельствах, в силу своих должностных обязанностей, Жукова Т.В. обязана была обеспечить выполнение требований Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа Минтранса России от <ДАТА10> <НОМЕР> «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», приказа Министерства транспорта РФ от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», п.2 ст.6 Федерального закона РФ <НОМЕР> от <ДАТА12> «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1616.
Мировым судьей принимается во внимание, что выявленные в ходе проверки нарушения закона устранены, что не освобождает должностное лицо от ответственности за невыполнение требований закона.
Неустранимых сомнений, которые в силу ч.4 ст.1.5 КРФ об АП должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Бездействие должностного лица - директора МБУ ДО «ЦДТ» г.Заринска Жуковой Т.В. мировой судья квалифицирует по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, ее имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, такие как признание вины, принятие мер к устранению нарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должностного лица - директора МБУ ДО «Центр детского творчества» г.Заринска Жуковой Т.В. не установлено.
Данных о том, что должностное лицо - директор МБУ ДО «Центр детского творчества» <АДРЕС> Жукова Т.В. ранее привлекалось к административной ответственности материалы дела не содержат.
Согласно ч. 1 ст.3.1 КРФ об АП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КРФ об АП некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 19.20 КРФ об АП в перечень, установленный ч. 2 ст. 4.1.1 КРФ об АП, не включена.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КРФ об АП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательства возникновения реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в результате совершенного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности должностного лица, его имущественного положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств и в целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, мировой судья, с учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание, что выявленные нарушения закона устранены, полагает, что имеются основания для замены административного штрафа предупреждением.
Руководствуясь ст. ст.29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С ТА Н О В И Л:
должностное лицо - директора МБУ ДО «Центр детского творчества» г.Заринска Жукову Татьяну Викторовну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Заринский городской суд Алтайского края через судебный участок № 1 г. Заринска Алтайского края. Мировой судья Р.С.Азанова