10 января 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Алешкиной Натальи Николаевны,
установил:
в адрес Верховного Суда Республики Крым из Арбитражного суда Республики Крым на основании определения от 6 декабря 2022 года в порядке части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Алешкиной Н.Н. для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.17.3, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями.
Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к компетенции арбитражного суда, данное дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов.
При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий.
Исходя из положений, закрепленных в главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из позиции, сформулированной в абзацах 5 и 7 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2022 года должностным лицом ГИАЗ ОМВД России по г.Судаку вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, при этом определением начальника ООПАЗ УОООП МВД по Республике Крым Алгазиным А.А. срок административного расследования по делу был продлен до 13 сентября 2022 года.
Вместе с тем, все процессуальные действия по возбужденному делу об административном правонарушении были совершены 13 июля 2022 года, то есть в день возбуждения дела были составлены все процессуальные документы, отобраны объяснения, а также была приобщена имеющая доказательственное значение по делу документация. Сведения о совершении должностными лицами полиции в период с 14 июля 2022 года по день составления протокола об административном правонарушении (30 сентября 2022 года) какого-либо комплекса процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (направление запросов, назначение и проведение экспертиз, допросы лиц, проживающих в другой местности), в материалах дела отсутствуют, следовательно, в данном случае административное расследование по делу фактически не проводилось, что исключает рассмотрение дела судьёй районного суда.
Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алешкиной Н.Н. подсудно мировому судье.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
Из протокола об административном правонарушении следует, что местом совершения административного правонарушения является: нестационарный торговый павильон, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Алушта, ул.Ялтинская, д.1-Б, что относится к территориальной подсудности судебного участка № 23 Алуштинского судебного района Республики Крым, в связи с чем дело подлежит направлению мировому судье судебного участка № 23 Алуштинского судебного района Республики Крым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, 29.4, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
определил:
направить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Алешкиной Натальи Николаевны мировому судье судебного участка № 23 Алуштинского судебного района Республики Крым.
Копию настоящего определения направить участникам производства по делу.
Судья О.А. Шидакова