Судья: Смолова Е.К. адм. дело N 33А-13523/2021
(дело N 2а-1688/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.
судей Лёшиной Т.Е. и Хлыстовой Е.В.
при секретаре Петровой А.В.
с участием военного прокурора Шеховцова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-1688/2021 по апелляционной жалобе административного истца Скороходова А.В. на решение Советского районного суда г. Самары от 17 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
установила:
Скороходов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации, Министру обороны Российской Федерации, ФКУ «ЕРЦ» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействий (действий) незаконными, просит признать незаконным бездействие Министра обороны РФ, связанное с непринятием решения об отмене приказа командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части его исключения из списков личного состава части, признать незаконным бездействие Министра обороны РФ, связанное с непринятием решения о выплате материальной помощи за 2013 год, обязать Министра обороны РФ издать приказа об отмене приказа командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части его исключения из списков личного состава части, обязать Министра обороны РФ принять решение о выплате материальной помощи за 2013 год, признать не законными действия ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанные с отказом в исполнении приказа Министра обороны РФ № № от 26.06.2020, в части выплат денежного довольствия, обязать ФКУ «ЕРЦ МО РФ» выплатить денежное довольствие, взыскать с ФКУ «ЕРЦ МО РФ» судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 4-11).
Также, Скороходов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации, Министру обороны Российской Федерации, ФКУ «ЕРЦ» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействий (действий) незаконными, просит признать незаконным приказ командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части его исключения с 30.12.2013 из списков личного состава части, обязать Министра обороны РФ отменить приказ командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части его исключения с 30.12.2013 из списков личного состава части, обязать командующего войсками Центрального военного округа исключить его из списков личного состава войсковой части № со дня выплаты ему денежного довольствия с момента его незаконного исключения из списков личного состава части за все время его незаконного исключения из списков личного состава части, обязать ФКУ «ЕРЦ» Министерства обороны Российской Федерации провозвести расчет и выплату полагающихся ежемесячные надбавки, ежемесячную премию, материальную помощь с 01.01.2012 по 30.12.2013 исходя из размера окладов на день выплаты по воинской должности, соответствующие 29 тарифному разряду, окладов по воинскому званию «подполковник юстиции», обязать ФКУ «ЕРЦ» Министерства обороны Российской Федерации произвести расчет и выплатить денежное довольствие с 31.12.2013 по день исключения из списков личного состава воинской части, в том числе оклад по воинской должности, соответствующий 29 тарифному разряду, оклад по воинскому званию «подполковник юстиции», ежемесячные надбавки, ежемесячную премию, материальную помощь за 2014-2021 гг., взыскать с ФКУ «ЕРЦ МО РФ» судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей (т.1 л.д. 138-161).
Определением Советского районного суда от 16.06.2021 административное дело № 2а-1688/2021 по административному исковому заявлению Скороходова А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Министру обороны Российской Федерации, ФКУ «ЕРЦ» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействий (действий) незаконными и административное дело № 2а-1857/2021 по административному исковому заявлению Скороходова А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, командующему войсками Центрального военного округа № №, ФКУ «ЕРЦ» Министерства обороны Российской Федерации о признании действий административного ответчика, связанных с неисполнением приказа Министерства обороны Российской Федерации незаконными, оспаривании приказа об исключении из списков личного состава части для совместного рассмотрения в одно производство, присвоен единый номер № 2а-1688/2021 (т.1 л.д. 84)
С учетом уточнений, административный истец просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации № № от 26.06.2020 в части отсутствия в нем указания на отмену приказа командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части его исключения из списков личного состава части, обязать Министра обороны Российской Федерации отменить приказ командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части его исключения из списков личного состава части и восстановить его в списках личного состава части по 01.06.2021, обязать Министра обороны Российской Федерации издать приказ о выплате всех положенных ему видов денежного содержания как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту на воинской должности помощника командующего 2 армией по правовой работе – начальнику юридической службы армии, <данные изъяты> т.р. за период с 01.06.2018 по 01.06.2021, обязать ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обеспечить ему выплату денежного довольствия за период с 01.06.2018 по 01.06.2021, взыскать с ФКУ «ЕРЦ МО РФ» судебные расходы, связанные с подачей административного иска в размере <данные изъяты> рублей (т.1 л.д. 103-106).
В обоснование заявленных требований Скороходов А.В. указал, что в период с 01.08.1989 по 30.12.2013 проходил военную службу по контракту на различных воинских должностях. Приказом командующего войсками Центрального военного округа № № от 23.11.2013 уволен с военной службы и приказом командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 с 30.12.2013 исключен из списков личного состава части. В период прохождения военной службы на воинской должности с 01.01.2012 по 30.12.2013 ему не были выплачены положенные ежемесячные надбавки и иные дополнительные выплаты, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях. Решениями Самарского гарнизонный военный суд от 08.06.2012, 06.09.2012 его требования к Министерству обороны РФ о выплате ежемесячных надбавок были удовлетворены, решения вступили в законную силу, выданы исполнительные листы. До 30.12.2013 г. вышеуказанные решения суда Министром обороны РФ исполнены не были. Решением Самарского гарнизонный военный суд от 20.02.2014 в удовлетворении заявленных требований об оспаривании приказа командующего войсками Центрального военного округа № № от 23.11.2013 в части исключения его из списков личного состава военной части отказано. По состоянию на 01.06.2021 г. все положенные ему виды денежного довольствия, которые ему не были выплачены в период с 01.01.2012 по 30.12.2013 ему были выплачены, что является подтверждением факта незаконного исключения его из списков личного состава воинской части, в силу прямого указания об этом в пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения воинской службы, утвержденного Указом президента РФ № 1237 от 1999 г. (далее по тексту - Положение). До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия, в совокупности с мотивировочной частью решения Самарского гарнизонного военного суда от 20.02.2014 денежное довольствие не было ему выплачено своевременного исключительно в результате неправомерных действий Министра обороны РФ, в связи с чем, приказ Министерства обороны Российской Федерации № № от 26.06.2020 в части отсутствия указания на отмену приказа командующего войсками Центрального военного округа № № от 23.11.2013 в части исключения его из списков личного состава военной части, является незаконным. Обязанность по восстановлению его в списках личного состава воинской части возложена на Министра обороны РФ в силу прямого указания пункта 16 статьи 34 Положения, а обязанность по выплате денежного довольствия, причитающего военнослужащему, установлена пунктом 9 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и представления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом министерства обороны РФ № 727 от 2019 года.
Решением Советского районного суда г. Самары от 17 августа 2021 г. в удовлетворении административного иска Скороходова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Скороходов А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 КАС РФ судебной коллегией дело рассмотрено в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, который против доводов апелляционной жалобы возражал, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (пункт 4 части 1 ст. 310 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе стороны (административный истец и административный ответчик) и заинтересованные лица.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в дела, и других участников процесса.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (п.п.4,5 ст. 37 КАС РФ).
Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8) в качестве административных ответчиков (ответчиков) выступают органы военного управления и воинские должностные лица.
Так же в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 разъяснено, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом в силу абзаца 5 того же пункта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 под воинскими должностными лицами понимаются должностные лица органов военного управления, командиры (начальники) воинских частей, начальники органов военной полиции, начальники гарнизонов, иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающие от имени Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Подп. "в" п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что увольнение военнослужащих, кроме военнослужащих, указанных в подпунктах "а" и "б", производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Из материалов дела следует, что Скороходов А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе с 2001 года в войсковой части № в должности помощника командующего армией по правовой работе начальника юридической службы № армии, имел воинское звание подполковник.
23.11.2013 на основании представления командира войсковой части № от 21.09.2013, командующий войсками Центрального военного округа издан приказ № № об увольнении помощника командира войсковой части № по правовой работе подполковника юстиции Скороходова А.В. с военной службы по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. В соответствии с приказом командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 Скороходов А.В. был исключен из списков личного состава войсковой части № и всех видов обеспечения с 30.12.2013.
Вместе с тем, войсковая часть №, командир войсковой части № к участию в деле не привлечены.
Поскольку предметом административного иска, в том числе, является требование об отмене приказа командующего войсками Центрального военного округа № № от 18.12.2013 в части исключения Скороходова А.В. из списков личного состава части и восстановлении его в списках личного состава части, разрешение заявленных требований может повлиять на права и обязанности войсковой части №, командира войсковой части №, последние подлежат привлечению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеназванные положения КАС РФ необходимо привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц войсковую часть №, командира войсковой части №.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Самары от 17 августа 2021 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Самары в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: