Решение по делу № 5-1119/2020 от 06.11.2020

Дело № 5-1119/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ухта Республика Коми                                                                              09 ноября 2020 года                                                                               

 Мировой судья Пионергорского судебного участка г.Ухты Республики Коми Яковенко О.Е., рассмотрев поступившее из прокуратуры Усть-Вымского р-на Республики Коми в отношении должностного лица

Поповой <Н.В.1>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Центр экологического партнерства» (далее - ООО «ЦЭП»), расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Западная, д. 4, строение 1, офис 4, директором которого является Попова Н.В., на 19 августа 2020 года осуществляло предпринимательскую деятельность в сфере накопления, сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на полигоне твердых бытовых отходов с. Айкино без специального разрешения - лицензии, если такая лицензия обязательна.

В судебном заседании Попова Н.В. вину в совершенном правонарушении признала, пояснила, что с момента вступления в должность директора ООО «ЦЭП» предпринимала все необходимые действия для получения лицензии на осуществление деятельности по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, в частности выполнен комплекс работ по приведению полигона в состояние, соответствующее СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", осуществлены кадастровые работы по межеванию земельного участка под сооружениями «полигон ТБО», «подъездная дорога к полигону ТБО», выполнены инженерно-геодезические, инженерно-геологические изыскания; выполнен проект санитарно-защитной зоны, проведена экспертиза проекта, получено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора РК по санитарно-защитной зоне ОРО, проведена инвентаризация отходов, направлены сведения в ГРОРО (характеристика ОРО), которые являлись необходимыми этапами получения 08.07.2020 положительного заключения о соответствии полигона требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, и естественным образом имели определённую продолжительность во времени. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 11.РЦ.09.000.М.00211.08.20 Управлением Роспотребнадзора по РК выдано 03.08.2020. Заявление о внесении сведений в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) подано 04.08.2020, заявление о выдаче лицензии в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу подано 19.08.2020, которое было оставлено без рассмотрения, ввиду наличия выданной ООО «Жилуслуга» ранее и не отозванной лицензии на аналогичные виды деятельности на том же объекте размещения отходов в с. Айкино. Была подана жалоба в Прокуратуру Усть-Вымского района о проверке законности действий ООО «Жилуслуга». Таким образом, лицензия на право осуществления деятельности по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности выдана ООО «ЦЭП» только 20.10.2020. Несмотря на отсутствие лицензии, полигон ТБО в с. Айкино эксплуатировался на протяжении 2020 года, в противном случае в двух районах возникла бы неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация, в летний период устоявшихся жарких температур неизбежно привело бы к возгораниям, то есть к чрезвычайным ситуациям. В перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми полигон ТБО в с. Айкино, что позволило бы размещать отходы без лицензии, не входит. Просила не применятьадминистративное наказание в виде штрафа, а ограничиться предупреждением.

Представитель Иванова Н.Н., действующая по доверенности, поддержала доводы Поповой Н.В.

 Помощник прокурора г. Ухты Филиппова Е.В., с учетом всех установленных по делу обстоятельств, полагала возможным заменить наказание в виде штрафа предупреждением, поскольку данное правонарушение выявлено в рамках осуществления прокурорского надзора при отсутствии сведений о причинении ущерба окружающей среде.  

Выслушав лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Исходя из положений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего федерального закона.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию с 01 июля 2016 года.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 года N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности".

Согласно пункту 2 Порядка лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Материалами дела установлено, что на территории Усть-Вымского района на земельном участке с кадастровым номером 11:08:0101001:6386 расположен объект размещения отходов - полигон ТБО с. Айкино общей площадью 40000 м2.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 31.12.2014 № 870 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», полигон ТБО с. Айкино в Государственном реестре объектов размещения отходов зарегистрирован под № 11-00020-3- 00870-311214 с назначением - захоронение отходов.

Согласно выписке из ЕГРН полигон ТБО с. Айкино принадлежит на праве собственности администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский».

На основании договора аренды от 31.12.2019 № 18 полигон ТБО с. Айкино передан во временное владение и пользование ООО «ЦЭП» в период с 01.01.2020 по 31.12.2029.

По информации, представленной 18.06.2020 региональным оператором ООО «Ухтажилфонд», в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Коми твердые коммунальные отходы, образованные на территории МО MP «Усть-Вымский» и МО MP «Княжпогостский» размещаются на полигоне ТБО с. Айкино.

Согласно ответу на запрос ООО «ЦЭП» от 19.08.2020 Обществом деятельность по размещению отходов на полигоне ТБО с. Айкино осуществляется. В период с 01.01.2020 по 31.07.2020 региональным оператором ООО «Ухтажилфонд» на полигон ТБО с. Айкино завезено 41585,35 м3 твердых коммунальных отходов.

Лицензия на осуществление деятельности по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Айкино, полигон ТБО, кадастровый номер № 11:08:0101001:6386, по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности выдана ООО «ЦЭП» 20.10.2020 за № (11)-110004-ТР.

Вина должностного лица Поповой Н.В. в совершении данного административного правонарушения подтверждается: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 02.10.2020; объяснениями Поповой Н.В.; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на ООО «ЦЭП»; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; договором № 18 от 31.12.2019 о передаче в аренду имущества, являющегося собственностью муниципального района «Усть-Вымский» - полигон твердых бытовых отходов с Айкино; информацией, предоставленной ООО «ЦЭП» 19.08.2020 в ответ на требование прокурора Усть-Вымского района; экспертным заключением № 416/2020/220 по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы от 23.03.2020; информацией, предоставленной 18.06.2020 ООО «Ухтажилфонд» в адрес прокуратуры Усть-Вымского р-на; уставом ООО «ЦЭП»; приказом № 2 от 05.02.2020 о вступлении Поповой Н,В. В должность директора ООО «ЦЭП»; заявлением ООО «ЦЭП» от 12.02.2020 на оказание услуг в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК»; актом № 416/2020/220 по результатам санитарно-эпидемиологического обследования от 18.03.2020; экспертным заключением № 954/2020/220 по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы от 08.07.2020; санитарно-эпидемиологическим заключением № 11.РЦ.09.000.М.000211.08.20 от 03.08.2020 о соответствии производства транспортированию и размещению отходов IV класса на полигоне ТКО с. Айкино государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; заявлением о предоставлении лицензии; ответом Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 24.08.2020; обращением в адрес и.о. прокурора Усть-Вымского р-на; лицензией № (11)-110004-ТР от 20.10.2020 и другими.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом № 02 от 05.02.2020 Попова Н.В. является директором ООО «ЦЭП». Согласно положениям Устава ООО «ЦЭП» единоличным исполнительным органом Общества является директор, к компетенции которого относятся вопросы руководства текущей деятельностью.

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с п. 2.1 Устава ООО «ЦЭП» целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц на ООО «ЦЭП» следует, что основным видом деятельности является обработка и утилизация опасных отходов, дополнительными видами деятельности являются сбор опасных отходов, обработка вторичного неметаллического сырья, торговля оптовая отходами и ломом, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами. 

Суд полагает установленным, что при размещении твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО с. Айкино ООО «ЦЭП» осуществлялась именно предпринимательская деятельность, несмотря на утверждение о том, что по каким-либо причинам прибыль не была получена, поскольку все предпринятые меры по приведению полигона ТБО с. Айкино в соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, с целью получения лицензии на осуществление транспортирования и размещения отходов преследовали цель извлечения прибыли.

Само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом (абзац 4 пункта 13 Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.10.2006 № 18).

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив доказательства с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к следующему выводу, что вина должностного лица директора ООО «ЦЭП» Поповой Н.В. в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение достаточной совокупностью имеющихся в материалах дела допустимых и достоверных доказательств, и в ее действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, суд не находит.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не усматривается обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Вместе с тем, при назначении наказания суд учитывает положения ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3, а также положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что ООО «ЦЭП» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые, выявлено в ходе прокурорского надзора, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о привлечении должностного лица к административной ответственности, а также отсутствие доказательств причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности меры, предпринятые ООО «ЦЭП» для получения необходимой лицензии на осуществление деятельности по размещению твердых коммунальных отходов, получение 20.10.2020 данной лицензии, отсутствие иного объекта по размещению твердых коммунальных отходов в пределах наименьшей транспортной доступности в Усть-Вымском и Княжпогостском районах, суд при назначении наказания в виде штрафа находит возможным заменить его на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14.1 ч. 2, 4.1.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

п о с т а н о в и л:

Признать должностное лицо - директора Общества с ограниченной ответственностью «Центр экологического партнерства» Попову <Н.В.1> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание, с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми через мирового судью Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (резолютивная часть постановления оглашена 06 ноября 2020 года).

Мировой судья                                                                                  О.Е. Яковенко

5-1119/2020

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Попова Наталья Владимировна
Суд
Пионергорский судебный участок г. Ухты Республики Коми
Судья
Яковенко Оксана Евгеньевна
Статьи

ст. 14.1 ч. 2

Дело на странице суда
pionergorsky.komi.msudrf.ru
04.11.2020Подготовка к рассмотрению
06.11.2020Рассмотрение дела
06.11.2020Административное наказание
30.04.2022Обращение к исполнению
04.12.2020Окончание производства
04.12.2020Сдача в архив
06.11.2020
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее