Дело № 2-727/2024
УИД 76RS0017-01-2023-003446-70
Принято в окончательной форме 07.06.2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2024 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.
при секретаре Шиндыковой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Т.В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Семенова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (старый адрес: <адрес>).
Определением суда от 12.02.2024 произведена замена в порядке ст.44 ГПК РФ стороны – ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 7715033007, - на ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 5047041033 (ФГАУ «Росжилкомплекс»).
В обоснование своих требований Семенова Т.В. ссылается на то, что она с 10.08.1998 по настоящее время проживает в квартире, площадью 22,8 кв.м., по адресу: <адрес>. Данная квартира была ей предоставлена по ходатайству Администрации Телегинского с/с перед начальником КЭЧ с открытием лицевого счета. 26.02.2004 она была зарегистрирована в данной квартире на основании её заявления в адрес начальника Ярославского КЭЧ. 29.08.2019 постановлением Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО квартире был присвоен адрес: <адрес>.
Указывает о том, что каких-либо документов, из которых можно определить основание предоставления квартиры, у неё не имеется, однако в квартире проживает около 25 лет, оплачивает коммунальные услуги, обеспечивает сохранность жилого помещения и надлежащее состояние. Ею были получены сведения о том, что квартира не находится в реестре собственности Карабихского с/п ЯМР ЯО, Ярославской области, а также в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества. Считает, что спорная квартира принадлежит Министерству обороны РФ, в связи с чем в адрес последнего направлено заявление о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, но ответа не последовало. Ссылается на положения Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Истец Семенова Т.В. в суд не явилась, о дне слушания дела извещена заранее.
Представитель истца Смирнова У.М. в суде исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные описательной части решения, представила письменную позицию в обоснование иска (л.д.186-188). Также пояснила, что истец не являлась военнослужащей и не работала в воинской части.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее. Ранее представил отзыв (л.д.212-216), в котором возражал по иску. В данном отзыве не оспаривал факт предоставления жилого помещения в 1998 году Семеновой Т.В. начальником Ярославской КЭЧ района на основании ходатайства Администрации Телегинского с/с. Считает, что жилое помещение в качестве служебного жилья было предоставлено истцу на период работы. В настоящее время спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». Считает, что нет оснований полагать, что жилое помещение было предоставлено на основании социального найма и подлежит приватизации.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс», представители 3-х лиц – Администрации ЯМР ЯО, Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены заранее.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Семенова Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги по состоянию на 14.05.2024, представленной Администрацией Карабихского с/п ЯМР ЯО. Из данной выписки следует, что истец зарегистрирована в указанном жилом помещении с 26.02.2004. Из ответа Администрации поселения при этом усматривается, что сведений об основаниях регистрации истца в Администрации не имеется.
Также судом установлено, что фактически в данном жилом помещении истец проживает с 1998 года, что подтверждается её пояснениями, копией её заявления от 05.04.2002 на имя начальника Ярославской КЭЧ района (л.д.31), в котором она просила разрешения на регистрацию сына, 1992 г.р., указывала, что жилое помещение предоставлено ей в 1998 году по ходатайству Администрации Телегинского с/с перед начальником КЭЧ. Кроме того, данный факт подтвержден представителем ответчика Министерства обороны РФ в отзыве.
Постановлением Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО от 23.08.2019 № 605 (л.д.34-36) спорному жилому помещению присвоен адрес: <адрес>.
Также судом установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости с адресом: Ярославская область, Ярославский муниципальный район, Карабихское с/п, с.Лучинское, ул.Славная, д.1 кв.3, что подтверждается соответствующим уведомлением (л.д.233).
Вместе с тем, согласно выписки из ЕГРН (л.д.234-236) на кадастровый учет 01.07.2012 поставлено помещение с кадастровым номером №, общей площадью 22,8 кв.м., по адресу: <адрес>, назначение: жилое, наименование: квартира, правообладателем 24.10.2022 зарегистрирована Российская Федерация, вид права: собственность, 25.10.2022 в ЕГРН внесена запись о правообладателе - ФГАУ «Росжилкомплекс», вид права – оперативное управление.
Из копии трудовой книжки истца (л.д.194-204) следует, что в трудовых отношениях с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ, воинскими частями истец не состояла, военнообязанной не является.
Согласно копии технического паспорта по состоянию на 07.06.2008 (л.д.100-102), общая площадь спорной квартиры составляет 22,8 кв. м, жилая площадь – 15,3 кв. м.
Сведения об отнесении данного жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда суду не предоставлены.
Согласно справки МКУ ЯМР «АПУНИ» (л.д.45) истец право на приватизацию жилья не использовала и приватизированного жилья в Ярославском муниципальном районе не имеет. Уведомлением об отсутствии сведений в ЕГРН (л.д.193) подтверждается тот факт, что на имя истца в период с 31.01.1998 по 25.03.2024 какие-либо объекты недвижимости зарегистрированы не были.
Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о приватизации) определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 указанного Закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Статьей 4 Закона о приватизации установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Суд считает установленным, что фактически Семенова Т.В. проживает в спорной квартире на условиях договора социального найма, поскольку она не является военнослужащей, а доказательств отнесения жилого помещения к служебному жилью ответчиками не представлено. Напротив, из ответа УГИЗО Администрации ЯМР (л.д.95) следует, что постановлений о присвоении квартире статуса «служебная» не издавалось.
Согласно п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если они заняты на основании договоров социального найма.
Как разъяснено в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Пунктом 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Судом установлено, что истец обращалась в Министерство обороны РФ с заявлением о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.29-30), однако какого-либо ответа не получила.
Таким образом, в отсутствие оснований, препятствующих приватизации согласно ст.4 Закона о приватизации, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения иска. Суд считает необходимым в целях исполнения решения суда указать в резолютивной части на прекращение права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс». При этом суд не выходит за пределы исковых требований, поскольку признание права собственности за истцом влечет прекращение прав иных лиц, которые зарегистрированы в ЕГРН.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Семеновой Т.В., паспорт №, к Министерству обороны Российской Федерации, ОГРН 1037715046467, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», ОГРН 1035009568736, Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение, удовлетворить.
Признать за Семеновой Т.В., паспорт №, право собственности на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 22,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 22,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> зарегистрированное в ЕГРН 24.10.2022 за № №.
Прекратить право оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», ОГРН 1035009568736, на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 22,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрированное в ЕГРН 25.10.2022 за № №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.М.Хахина