Дело № 2-151/2024
УИД 02RS0007-01-2024-000156-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 10 апреля 2024 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыпчаковой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Бордюшевой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Мутинского сельского поселения о признании права собственности на квартиру,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Усть-Мутинского сельского поселения о признании права собственности в порядке приобретательной давности на квартиру, общей площадью 42,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что ******* ФИО1 купила данную квартиру у ФИО2 При покупке квартиры документы не были оформлены надлежащим образом, в связи с чем, право собственности покупателя не было зарегистрировано в ЕГРН в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В настоящее время нет возможности восстановить правоустанавливающие документы. В спорной квартире истец проживает с 2008 года. Данная квартира находится на земельном участке, который принадлежит истцу на праве собственности на основании Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Усть-Мутинского сельского поселения ФИО3 не возражал в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Усть-Канского района (аймака) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 указанного постановления № 10/22 от 29.04.2010 также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
С учетом вышеизложенного, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в пункте 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения права собственности.
Кроме того, по смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестность давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий.
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности, ФИО1 указывает, что в данной квартире она проживает с 2008 года, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным.
По мнению суда, данные обстоятельства нашли свое подтверждение в представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно сведениям главы Усть-Мутинского сельского поселения № от ******* квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на балансе администрации не состоит.
Согласно сведениям и.о. главы администрации <адрес> (аймака) № и/0706 от ******* квартира, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № , по адресу: <адрес>, не числится в реестре муниципальной собственности МО «<адрес>».
Из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от *******, выданной главой Усть-Мутинского сельского поселения, следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
******* ФИО1 зарегистрировала в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок, общей площадью 765 +/- 9,68 кв.м., с кадастровым номером № , расположенный по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство.
Из выписки из ЕГРН от ******* следует, что сведения о зарегистрированных правах на квартиру, общей площадью 42,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют.
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что она постоянно проживает в указанной квартире примерно с 2010 года, обустраивая и поддерживая жилое помещение в пригодном для проживания виде, несет расходы по содержанию жилого помещения. За длительный период времени интерес к дому никто не проявлял и прав на него никто не заявлял, информация о приватизации дома отсутствует.
Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств подтверждается, что ФИО1 после приобретения указанного жилого помещения более пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, как своим собственным, за время владения жилым домом никто о правах на спорное имущество не заявлял, никаких мер, направленных на сокрытие факта владения имуществом со стороны истца не предпринималось, ФИО1 исполняла и исполняет до настоящего времени обязанности владельца жилого помещения.
Право собственности на спорное жилое помещение за кем-либо не зарегистрировано, в реестре муниципальной или государственной собственности не значится; ответчик какого-либо интереса к данному имуществу как выморочному либо бесхозяйному не проявлял, о своих правах не заявлял, мер по содержанию имущества не предпринимал. Доказательств иного стороной ответчика суду не представлено, как не представлено доказательств, подтверждающих факт незаконного владения и пользования истцом спорным имуществом.
Учитывая изложенное, оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о признании за ней права собственности на квартиру в силу приобретательной давности подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, данное решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности в силу приобретательной давности на квартиру, общей площадью 42,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд Республики Алтай.
Судья Л.В. Кыпчакова
Мотивированное решение суда принято *******