11RS0001-01-2024-002237-75 дело №2-3576/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 апреля 2024 года гражданское дело по иску Бобровой Юлии Игоревны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Боброва Ю.И. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить ей на состав семьи 4 человека, включая ФИО3, ФИО4 и ФИО5, вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: ..., указав в обоснование требований на бездействие ответчика в принятии мер к расселению жильцов аварийного дома, проживание в котором несет угрозу для жизни и здоровья.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, ФИО4 и ФИО5
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала
Истец и третьи лица в суд не явились.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... входит в состав муниципального жилищного фонда МО ГО «Сыктывкар».
В указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы Боброва Ю.И., ФИО3, ФИО4 и ФИО5
В ** ** ** АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» проведено обследование многоквартирного ..., составлен соответствующий отчет, из которого следует, что по состоянию на ** ** ** физический износ здания составляет 70%. Год возведения объекта – 1955, жилой дом не пригоден для проживания. Имеются нарушения правил пожарной безопасности. Электропровода в аварийном состоянии, состояние инженерного обрудования – аварийное. Несущая способность фундамента утратила восприятие нагрузки от конструкций дома, стены – в аварийном состоянии. Ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменениям параметра микроклимата жилых помещений, внутренняя температура здания ниже допустимой, наблюдается повышенная влажность, наличие плесени и грибка, что создает угрозу жизни и здоровья человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании данного отчета межведомственной комиссией в заключении от ** ** ** выявлены основания для признания многоквартирным дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный жилой ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для принятия мер по расселению граждан установлен до 2022 года.
До настоящего времени ... не расселен.
** ** ** экспертом ООО «...» ФИО8 проведено обследование ..., по результатам которого установлено наличие сильной деформации несущих конструкций с высокой вероятности их обрушения и возгорания, а также необратимых последствий для проживающих в доме граждан
В связи с этим, администрацией МО ГО «Сыктывкар» инициированы иски о выселении граждан, в том числе семьи Бобровой Ю.И., из аварийного дома в жилые помещения маневренного фонда.
Боброва Ю.И. полагает, что имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилья по договору социального найма, поскольку проживание в занимаемом ею жилом помещении №... в аварийном ... опасно для жизни и здоровья.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2018 года №57-КГ18-16).
По делу установлено, что конструкции ... находятся в неудовлетворительном состоянии, которое со временем лишь ухудшается, при этом присутствует угроза внезапного обрушения дома, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровья проживающих в нём граждан.
Каких-либо сведений о том, что на момент рассмотрения дела жилой дом приведен в состояние, пригодное для проживания в нем, администрацией не представлено. Напротив, ввиду наличия угрозы для проживающих в доме граждан администрацией поданы в суд иски об их выселении.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у Бобровой Ю.И. и членов её семьи права на предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 ЖК РФ, и не зависит от признания их малоимущими и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 ЖК РФ).
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Учитывая, что до настоящего времени Боброва Ю.И. благоустроенным жилым помещением взамен непригодного не обеспечена, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в силу статей 85, 86, 89 ЖК РФ, а также статьи 40 Конституции Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по предоставлению ей на состав семьи 4 человека, включая ФИО3, ФИО4 и ФИО5 вне очереди на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г.Сыктывкара, равнозначного по общей площади жилому помещению по адресу: ..., то есть не менее 40,9 кв.м.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Бобровой Юлии Игоревны (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Бобровой Юлии Игоревне на состав семьи 4 человека, включая ФИО3, ФИО4 и ФИО5 на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 40,9 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 15 апреля 2024 года.
Председательствующий О.Л. Саенко