Дело № 2-432/2019
24RS0054-01-2019-000248-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Сазоновой О.В.,
при секретаре Дригота К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рерих Н.В. к Муниципальному казенному учреждению Ужурского района «Забота» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, суд
УСТАНОВИЛ:
Рерих Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «Забота» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что Рерих Н.В. работает в МКУ «Забота» на 1,0 ставки, о чем с ней заключен трудовой договор. Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Частью третьей указанной статьи предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Статьей 1 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11163 рубля.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в ред. Постановления администрации края от 31.07.2001 года № 554-П) с 01.09.1992 года установлен единый районный коэффициент 1,3 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Таким образом, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнении нормы труда с 01.05.2018 года должна быть начислена не менее МРОТ в размере 17860,80 рублей.
Размер недоначисленной суммы заработной платы Рерих Н.В. составил 6698 рублей, исходя из следующего расчета: 17861 рубль (подлежало начислению) - 11163 рубля (фактически начислено)
На основании изложенного Рерих Н.В. просит взыскать с МКУ «Забота» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за август 2018 года в размере 6698 рублей.
Истец Рерих Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. В заявлении Рерих Н.В. просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика МКУ «Забота» в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От директора МКУ «Забота» Ускова О.А. в суд поступил отзыв на исковое заявление Рерих Н.В., в котором указано на не согласие с исковыми требованиями по следующим основаниям. В соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», а также письмом Министерства финансов Красноярского края от 21.12.2017 № 14-11/8809 «О минимальной заработной плате в 2018 году» размер заработной платы в Красноярском крае, применяемый для целей расчета региональной выплаты, с 1 января по апрель 2018 года с учетом дифференциации по территориям края составлял для Ужурского района 11016 рублей. Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.05.2018 года установлен в размере 11163 рубля. Финансирование Ужурского района на выплату заработной платы выделяется из расчета установленного МРОТ и составляло с января по апрель 2018 года 11016 рублей, а с 1 мая 2018 года составляет 11163 рубля. Учреждение не может выплачивать заработную плату в размерах указанных в исковом заявлении, свыше доведенных лимитов, так как данные выплаты приведут к перерасходу фонда оплаты труда. На основании изложенного просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица МКУ «Межведомственная бухгалтерия Ужурского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От директора МКУ «Межведомственная бухгалтерия» Егорова Н.В. в суд поступили возражения на исковое заявление, в которых указано на несогласие с заявленными требованиями по следующим основаниям. Финансирование Ужурского района на выплату заработной платы выделяется из расчета установленного МРОТ и составляло с января по апрель 2018 года 11016 рублей, а с 1 мая 2018 года составляет 11163 рубля. Учреждение не может выплачивать заработную плату в размерах указанных в исковом заявлении, свыше доведенных лимитов, так как данные выплаты приведут к перерасходу фонда оплаты труда. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Согласно ст. 129 ТК РФ Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания вышеприведенных положений закона следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. Соблюдение требований статей 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлен запрет повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.03.2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 11163 рубля.
Таким образом, размер ежемесячной заработной платы за август 2018 года с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, не может быть менее 17860 рублей 80 копеек исходя из расчета: 11163 рубля + 3348,9 рублей + 3348,9 рублей.
В судебном заседании установлено, что Рерих Н.В. работает в Муниципальном казенном учреждении Ужурского района «Забота» на 1,0 ставки с 01 августа 2017 года по настоящее время, что подтверждается трудовым договором и записями в трудовой книжке. С 01 сентября 2018 года должность Рерих Н.В. сокращена на 0,5 ставки.
Исходя из представленного расчетного листка за август 2018 года Рерих Н.В. начислено 31717 рублей 79 копеек, из которых: 11163 рубля - заработная плата, 20554 рубля 79 копеек - заработная плата, взысканная по решению суда. Таким образом, начисленная заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края.
Так, сумма недоначисленной заработной платы истца за август 2018 года составила 6697 рублей 80 копеек, исходя из следующего расчета: 17860,80 рублей (подлежало начислению) - 11163 рубля (фактически начислено согласно расчетного листка). Указанная сумма подлежит взысканию с МКУ «Забота» в пользу Рерих Н.В..
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с МКУ «Забота» подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Согласноч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, государственная пошлина подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рерих Н.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения Ужурского района «Забота» в пользу Рерих Н.В. сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за август 2018 года в размере 6697 рублей (шесть тысяч шестьсот девяносто семь) рублей 80 (восемьдесят) копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Рерих Н.В. отказать.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения Ужурского района «Забота» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий О.В. Сазонова