Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2023 года
Дело № 2-1939/2023
УИД 51RS0021-01-2023-002250-94
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2023 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.
при секретаре Власовой Ю.М.,
с участием представителей истца Зайцева В.В., Скородумова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть *** в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Котлову Андрею Владимировичу о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
заместитель военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть *** в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к Котлову А.В. о взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указал, что 62 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть *** проведена проверка исполнения в военном комиссариате Мурманской области законодательства о сохранности федеральной собственности.
В ходе проверки установлено, что Котлов А.В. в период с 29.08.1992 по 29.05.2010 проходил военную службу на различных должностях в воинских частях, в том числе, входивших в состав Северного флота. 19.04.2010 уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и 29.05.2010 исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат Мурманской области.
Стаж его военной службы в районах Крайнего Севера составил менее *** лет, в связи с чем при проживании в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащим не установлен, право на исчисление пенсии с его применением ответчик не имел и не имеет.
14.08.2010 Котлов А.В. обратился в военный комиссариат Мурманской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 как лицу, непосредственно перед увольнением проходившему военную службу в районах Крайнего Севера, при этом ознакомлен с условиями выплаты пенсии и обстоятельствами, лишающими права на дальнейшее получение пенсии или влекущими уменьшение ее размера, а также дал обязательство сообщить об убытии на постоянное место жительства (пребывания) в другую область или государство.
30.05.2010 отделом военного комиссариата Мурманской области Котлову А.В. назначена выплата пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4.
Будучи осведомленным о порядке и условиях выплаты пенсии за выслугу лет, а также об отсутствии у него права на сохранение районного коэффициента при выезде на новое место жительства за пределы Мурманской области, ответчик необоснованно получал пенсию за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 путем умолчания о месте своего проживания. В этих целях Котлов А.В. предпринимал активные действия по подтверждению своего мнимого проживания в районах Крайнего Севера, для чего с 01.04.2018 по 31.12.2021 неоднократно указывал адрес фиктивной регистрации в переписке и в ходе телефонных переговоров с сотрудниками военкомата Мурманской области, в целях обмана сохранив адрес регистрации в ***, по которому фактически не проживал.
Находясь с 01.04.2018 по 31.12.2021 в ***, Котлов А.В. утратил право на получение пенсии с применением районного коэффициента, при этом незаконно получал социальную выплату - пенсию за выслугу лет, исчисляемую с применением районного коэффициента, которая перечислялась ему на расчетный счет.
В результате таких действий ответчик необоснованно получил денежные средства в виде разницы между размером пенсии за выслугу лет, исчисленной с применением районного коэффициента 1,4 и без учета этого коэффициента в размере *** копеек.
Материалы проверки в отношении Котлова А.В. направлены в правоохранительные органы, где 31.08.2023 в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью *** Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации преступлением, денежные средства в размере *** копеек.
В судебном заседании представители истца – заместитель военного прокурора Северного флота Зайцев В.В. и помощник военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Северного флота Скородумов А.А. исковые требования поддержали по доводам искового заявления, просили удовлетворить.
Ответчик Котлов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом по месту регистрации. В адрес ответчика направлялось судебное извещение заказной корреспонденцией, однако было возвращено в адрес суда с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Между тем, ответчик не предпринял каких-либо мер по уведомлению компетентных органов о перемене места жительства или места своего нахождения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по перечисленным адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, по смыслу выше приведенных разъяснений, учитывая факт неполучения заказных писем с уведомлением, в отсутствие доказательств иного места жительства ответчика у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела без участия ответчика.
Судом предприняты исчерпывающие меры по извещению ответчика. При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик распорядился предоставленными ему правами по своему усмотрению, уклонился от получения судебной повестки, и в соответствии с частью 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признан надлежащим образом, извещенным.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месту судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчика, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом того, что истец не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Представитель истца – Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - ФКУ "Военный комиссариат Военный комиссариат Мурманской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 21, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, иными субъектами и в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из положений статьи 10, пункта "а" статьи 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", выплата пенсий указанным в данном Законе лицам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Исходя из изложенного, данное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" определен круг лиц, на которых распространяется действие данного Закона, в их числе названы, в числе прочих, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно статье 6 указанного Закона лицам, указанным в статье 1 данного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В соответствии с положениями статьи 48 указанного Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 данного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 данного Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье данного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 данного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 данного Закона) была исчислена с применением части первой данной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Совета Министров - Правительство Российской Федерации от *** *** "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" сохраняется размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (утратило силу с 01.04.2023) территория Мурманской области, за исключением ряда ее территорий, отнесена к району, в котором применяется коэффициент 1,4 (утратило силу с 01 апреля 2023 года).
Пунктом 3 указанного Постановления предписано федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", применять с 1 января 2012 г. коэффициенты, установленные данным постановлением, при выплате указанным лицам пенсий в случаях, установленных статьей 48 этого Закона.
Согласно пунктам 1, 12, 15 статьи 56 указанного Закона Российской Федерации выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 данного Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Лица, указанные в статье 1 данного Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 55 указанного Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 данного Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения.
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
Исходя из положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Требованиями статей 5, 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктов 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, определено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных данным Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 данного Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Котлов А.В. в период с 29.08.1992 по 29.05.2010 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на различных должностях в воинских частях, в том числе входивших в состав Северного флота, 19.04.2010 уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, 29.05.2010 исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат Мурманской области, при этом стаж его военной службы в районах Крайнего Севера составил на момент увольнения менее 15 лет.
14.08.2010 Котлов А.В. обратился в военный комиссариат Мурманской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 как лицу, непосредственно перед увольнением проходившему военную службу в районах Крайнего Севера, при этом ознакомлен с условиями выплаты пенсии и обстоятельствами, лишающими права на дальнейшее получение пенсии или влекущими уменьшение ее размера, а также дал обязательство сообщить об убытии на постоянное место жительства (пребывания) в другую область или государство.
30.05.2010 отделом военного комиссариата *** Котлову А.В. назначена выплата пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4.
Будучи осведомленным о порядке и условиях выплаты пенсии за выслугу лет, а также об отсутствии у него права на сохранение районного коэффициента при выезде на новое место жительства за пределы Мурманской области, ответчик необоснованно получал пенсию за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 путем умолчания о месте своего проживания. В этих целях Котлов А.В. предпринимал активные действия по подтверждению своего мнимого проживания в районах Крайнего Севера, для чего с 01.04.2018 по 31.12.2021 неоднократно указывал адрес фиктивной регистрации в переписке и в ходе телефонных переговоров с сотрудниками военкомата Мурманской области, в целях обмана сохранив адрес регистрации в ***, по которому фактически не проживал.
Находясь с 01.04.2018 по 31.12.2021 в ***, Котлов А.В. утратил право на получение пенсии с применением районного коэффициента, при этом незаконно получал социальную выплату - пенсию за выслугу лет, исчисляемую с применением районного коэффициента, которая перечислялась ему на расчетный счет.
При этом с апреля 2018 года по январь 2022 года Котлов А.В. утратил право на получение пенсии с применением районного коэффициента, поскольку в указанный период находился в ***, где оформил временную регистрацию по адресу: ***.
Кроме того, ответчик в период с 02.12.2019 по 10.09.2021 осуществлял трудовую деятельность в ООО «Техэксплуатация» (***).
Указанное подтверждается представленными в материалы дела соответствующими документами: копиями приказом о приеме и увольнении Котлова А.В. в ООО «Техэксплуатация» (от *** и *** соответственно), копией личной карточки работника (заполненной *** с указанием фактического адреса проживания работника: ***; распечаткой с реестром оказанных медицинских услуг Котлову А.В. ГБУЗ МО *** ЦРБ» за период с *** по 01.02.2022, согласно которой, начиная с 13.01.2020 по 30.12.2021, Котлову А.В. специалистами *** поликлинике при центральной районной больнице регулярно оказывалась первичная специализированная медико-санитарная помощь).
Факт проживания в *** в период с апреля 2018 по февраль 2022 не оспаривается и самим Котловым А.В., о чем он указал в объяснении, данном военному прокурору 62 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть ***.
В результате указанных действий Котлов А.В. за период с 01.04.2018 по 31.01.2022 необоснованно получил пенсию с учетом начисленного районного коэффициента в размере *** копеек, тем самым причинив ущерб государству на указанную сумму. Указанный размер переплаты подтверждается расчетом начальника центра социального обеспечения от 28.03.2023.
Суд соглашается с доводом военного прокурора о том, что Котлов А.В., несмотря на наличие у него обязанности сообщить в военный комиссариат об изменении места жительства, о которой ему было достоверно известно, убыв для проживания в ***, умолчал об обстоятельствах изменения им своего места жительства, что свидетельствует о его недобросовестности. Доказательства возникшего на стороне ответчика неосновательного обогащения истцом представлены, ничем не опровергнуты.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные правовые нормы, установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 811 рублей 88 копеек, от уплаты которой прокурор при подаче в суд иска освобожден.
руководствуясь статьями 194 - 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя военного прокурора 62 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть *** в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Котлову Андрею Владимировичу о взыскании неосновательного обогащения - удовлетворить.
Взыскать с Котлова Андрея Владимировича, *** года рождения, уроженца *** (паспорт ***) в пользу Российской Федерации через федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат ***" неосновательное обогащение в размере *** копеек с перечислением УИН ФССП России ***
Взыскать с Котлова Андрея Владимировича, *** года рождения, уроженца *** (паспорт ***) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 811 рублей 88 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.А. Ревенко