№ 2-664/2024
24RS0056-01-2023-004530-28
РЕШЕНИЕ
. Именем Российской Федерации
02 мая 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Приходько И.В.,
при секретаре Лазаревой В.А.,
с участием представителя процессуального истца Глуховой К.В.,
представителя ответчика Поздеевой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Таймырского района Красноярского края, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО14, ФИО15, ФИО16 в лице законного представителя Бетту Елены Алексеевны, к КГКУ «УСЗН» об установлении факта, признании права на ежемесячную денежную выплату, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Таймырского района Красноярского края в интересах несовершеннолетних ФИО17., ФИО18 ФИО19 в лице законного представителя Бетту Е.А. обратился в суд с иском к КГКУ «УСЗН» об установлении факта, признании права на ежемесячную денежную выплату, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что 20.04.2023 года территориальным отделом КГКУ «УСЗН» неправомерно отказано Бетту Е.А. и ее несовершеннолетним детям ФИО20 ФИО21., ФИО22. в предоставлении ежемесячной денежной выплаты многодетным родителям, имеющим трех или четырех детей по причине отсутствия совместной регистрации по месту жительства заявителя и детей, а также копии решения суда об установлении факта совместного проживания детей с родителями на территории Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района Красноярского края. Установлено, что Бетту Е.И. проживает в <адрес>. Совместно с Бетту Е.И. по вышеуказанному адресу проживают ФИО23 ФИО24, ФИО25 Данный факт совместного проживания подтверждается полученной справкой и.о. начальника территориального отдела п. Жданиха, справкой ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1ФИО26 и ФИО27 а также нахождением в очереди для зачисления в дошкольные группы филиала школы в п. Жданиха ФИО28 Таким образом, у территориального отдела КГКУ «УСЗН» по Таймырскому и Долгано-Ненецкому муниципальному району отсутствовали правовые основания для отказа Бетту Е.И. в предоставлении ежемесячной выплаты семьям, имеющим трех или четырех детей.
В указанной связи, с учетом уточненных требований, процессуальный истец просит установить факт совместного постоянного проживания на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края Бетту Елены Алексеевны, 30.03.1987 года рождения, и несовершеннолетних детей ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать право на предоставление ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей, Бетту Елене Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; возложить обязанность на ответчика назначить и выплатить Бетту Елене Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей, начиная с 12.04.2023 года.
В судебном заседании представитель процессуального истца Глухова К.В. поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Поздеева Е.Ф. возражала против удовлетворения требований иска в части признания права на выплату на дату обращения, в остальной части оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Материальный истец Бетту Е.А., представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 года N 81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 18.12.2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» (далее – Закон Красноярского края № 7-2660) установлен основные положения о предоставлении социальной поддержки.
В соответствии со ст. 27 Закона Красноярского края № 7-2660 многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), в которой один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории муниципального района.
Таким образом, одним из оснований получения меры социальной поддержки является установление факта постоянного проживания на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального округа.
В силу ст. 28 Закона Красноярского края № 7-2660 многодетным семьям, указанным в статье 27 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) единовременное дополнительное пособие при рождении третьего и последующего ребенка в размере 3000 рублей;
2) ежемесячное пособие по уходу за ребенком многодетным семьям, имеющим детей-близнецов, двойняшек, до достижения ими возраста полутора лет в размере 1000 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход;
3) ежемесячная денежная выплата в размере 700 рублей многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей;
4) ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей многодетным семьям, имеющим пять и более детей;
5) первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения;
6) первоочередное обеспечение детей из многодетных семей при наличии медицинских показаний местами в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа.
Условия и порядок предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки закреплены в постановлении Правительства Красноярского края от 31.03.2020 года № 185-п «Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края»
Пунктом 5 приложения № 3 к указанному постановлению установлено, что ежемесячная денежная выплата многодетным семьям, имеющим троих или четверых детей, пятерых и более детей, предоставляется родителю (законному представителю) ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации, и выплачивается с месяца подачи заявления о назначении этой выплаты.
Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 29.11.2022 года № 93-Н «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством социальной политики Красноярского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» (далее – Регламент) установлен перечень оснований для отказа в назначении указанной выплаты.
Согласно п. 24 Регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии со статьей 27, пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 28 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" (далее - Закон края N 7-2660);
2) непредставление (представление не в полном объеме) заявителем или представителем документов, предусмотренных пунктами 17 - 18 Административного регламента.
Как следует из позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713", уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства (абз. 3 п.2).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
При этом местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ч. 2 ст. 20 ГК РФ).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, указанными в определении от 06.10.2008 № 619-О-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бетту Елена АлексеевнаДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью: ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении №), ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении №), ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении № Указанные свидетельства о рождении выданы Хатангским территориальным отделом Управления ЗАГС Администрации Таймырского Долгано-Ненецского муниципального района Красноярского края.
12.04.2023 года Бетту Е.А. обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Красноярского края с заявлением о назначении социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям, имеющим трех детей. В качестве адреса места жительства истцом в заявлении указано: <адрес> что относится к территории Таймырского Долгано-Ненецкого района.
ТО КГКУ «УСЗН» по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Красноярского края 20.04.2023 года принято решение об отказе в удовлетворении заявления Бетту Е.А. в связи с отсутствием совместной регистрации по месту жительства заявителя и детей и отсутствия решения суда об установлении факта совместного проживания детей с родителями на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.
Из представленной справки отделения полиции Хатанга (от 14.06.2023 года № 547) следует, что Бетту Е.А. проживает по адресу: <адрес> Совместно с ней проживают несовершеннолетние дети: Бетту А.С. – ученик начальной школы п. Жданиха, ФИО35. – воспитанник детского сада, ФИО36. – неорганизованный. Бетту Е.А. состоит на профилактическом учете в ОП ОМВД России по Таймырскому Долгано-Ненецкому району с 16.01.2021 года, за весь период нахождения на профилактическом учете и в настоящее время несовершеннолетние дети проживают совместно с Бетту Е.А.
Согласно справке от 06.06.2023 года № 98, выданной администрацией сельского поселения Хатанга, Бетту Е.А. фактически проживает в п. <адрес>, в период с 13.11.2018 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают: ФИО37. (свекровь), ФИО38 (муж), ФИО40. (сын), ФИО39 (сын), ФИО41 (сын).
Исходя из свидетельства о регистрации по месту пребывания № 394, № 395 Бетту Е.А. и ФИО42 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> в период с 13.11.2018 года по 13.11.2023 года.
В соответствии со сведениями, представленными МВД, ФИО43. и ФИО44 зарегистрированы по адресу: <адрес>, с 18.03.2020 года и 08.04.2022 года соответственно.
Согласно справкам ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» (от 06.06.2023 года № 144, от 06.06.2023 года № 142, от 06.06.2023 года № 143), Чуприн В.П. состоит на очереди для зачисления в дошкольные группы филиала ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» в п. Жданиха, ФИО45. обучается в филиале ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» в п. Жданиха, Чуприн Н.П. является воспитанником дошкольных групп филиала ТМК ОУ «Хатангская средняя школа № 1» в п. Жданиха.
Как следует из ответа на судебный запрос ТФОМС Красноярского края, Бетту А.С. прикреплен на медицинское обслуживание в КГБУЗ « Таймырская районная больница № 1» с 16.03.2021 года по настоящее время, ФИО46 прикреплен на медицинское обслуживание в КГБУЗ « Таймырская районная больница № 1» с 17.03.2021 года по настоящее время, Чуприн В.П. прикреплен на медицинское обслуживание в КГБУЗ «Таймырская районная больница № 1» с 27.04.2023 года по настоящее время (в период с 21.06.2022 года по 26.04.2023 года Чуприн В.П. был прикреплен к медицинской организации по условно-территориальному признаку).
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает доказанным факт постоянного совместного проживания Бетту Е.А. и ее несовершеннолетних детей ФИО47 ФИО48., ФИО49. на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, вследствие чего приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании за Бетту Е.А. права на предоставление ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей, и возложении на ответчика обязанности по выплате указанной меры социальной поддержки с даты первоначального обращения 12.04.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Таймырского района Красноярского края, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО50, ФИО51, ФИО52 в лице законного представителя Бетту Елены Алексеевны, к КГКУ «УСЗН» об установлении факта, признании права на ежемесячную денежную выплату, возложении обязанности удовлетворить.
Установить факт совместного постоянного проживания на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края Бетту Елены Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и несовершеннолетних детей ФИО53 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО54, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО55, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Бетту Еленой Алексеевной (паспорт серии №) право на предоставление ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей.
Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463) назначить и выплатить Бетту Елене Алексеевне (паспорт серии №) ежемесячную денежную выплату многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей, начиная с 12 апреля 2023 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий П.В. Приходько
Мотивированное заочное решение изготовлено 22 мая 2024 года.