Дело № 5-441/2022
УИД №***
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Можга УР 21 апреля 2022 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Хисамутдинова Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием помощника Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Князева А.Д.,
представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» Федоровой А.Ф., действующей на основании доверенности №*** от 08.02.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике»,
у с т а н о в и л:
На рассмотрение Можгинского районного суда Удмуртской Республики из Удмуртской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Удмуртской Республики поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее – ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР»).
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 февраля 2022 года установлено, что Удмуртской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Удмуртской Республики в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР.
На администрации исправительных учреждений УФСИН России по УР возложены обязанности по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а именно в проведении дезинфекционных мероприятий с применением ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях общежитий, столовой и иных помещениях с постоянным нахождением людей.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлен факт невыполнения ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что на балансе учреждения имеется 4 облучателя- рециркулятора воздуха ультрафиолетовых бактерицидных ОРУБ-3-3-«КРОНТ» мощностью 100 куб.м., в час. Указанные рециркуляторы воздуха эксплуатируются в следующих помещениях: один аппарат в столовой и пекарне жилой зоны (общий объем данных помещений составляет 1449 куб.м), один в карантинном отделении, отрядах №№ №*** (общий объем данных помещений составляет 4722,38 куб.м), один в отряде со строгими условиями отбывания наказания (ОСУОН), отрядах №№ №*** (общий объем данных помещений составляет 4136,67 куб.м), один в комнате длительных свиданий, комнате приема посылок и передач (общий объем данных помещений составляет 965,5 куб.м).
Таким образом, в ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР не обеспечено надлежащее проведение ежедневных дезинфекционных мероприятий с использованием бактерицидных облучателей (рециркуляторов), мощность которых явно недостаточна для обеззараживания помещений исправительного учреждения, в которых содержатся осужденные. На текущий момент имеется потребность в облучателях-рециркуляторах в количестве 10 штук производительностью не менее 180 куб.м в час.
ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР имело возможность для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Местом совершения правонарушения является местонахождение ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР: УР, <***>.
Таким образом, ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР в период времени с 22.07.2021 г. (дата издания постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 22.07.2021 г. №***) до момента проведения проверки - 01.12.2021, совершило нарушение законодательства по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих
В судебном заседании помощник прокурора Князев А.Д. полагал, что имеются достаточные основания для привлечения лица к административной ответственности, вместе с тем, учитывая принятые ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР меры к устранению выявленных нарушений, организационно-правовую форму учреждения, которое осуществляет деятельность за счет выделения бюджетных средств, считал возможным назначить за совершенное правонарушение наказание в виде предупреждения.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР Федорова А.Ф. суду пояснила, что нарушения имели место ввиду отсутствия своевременного финансирования, в последующем учреждению были выделены средства на приобретение рециркуляторов, нарушение устранено.
Заслушав помощника прокурора, представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР Федорову А.Ф., исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 УИК РФ (медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы) администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 50 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, а также о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее по тексту - СП 3.1.3597-20) установлены санитарно-эпидемиологические правила и требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Во исполнение указанных нормативных актов Главным государственным санитарным врачом ФСИН России принято постановление от 23.06.2021 №*** «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которым в учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо обеспечить применение ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях общежитий, столовой и иных помещениях с постоянным нахождением людей, организовать учет отработанного времени бактерицидных ламп и суммы отработанных часов в соответствующем журнале (п. 1.7 постановления).
В соответствии с принятым во исполнение указанного акта постановлением главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 22.07.2021 № 83 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в учреждениях УФСИН России по УР необходимо обеспечить применение ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях общежитий, столовой и иных помещениях с постоянным нахождением людей, организовать учет отработанного времени бактерицидных ламп и суммы отработанных часов в соответствующем журнале (п. 7 постановления).
Таким образом, на администрации учреждений УФСИН России по Удмуртской Республике возложены обязанности по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а именно, в проведении дезинфекционных мероприятий с применением ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях общежитий, столовой и иных помещениях с постоянным нахождением людей.
Согласно п.16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV), относится к числу заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Факт совершения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике вменяемого правонарушения подтверждается:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.02.2022 года,
- справкой о результатах проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР санитарно-эпидемиологического законодательства, направленного на предотвращение распространения заболевания COVID-2019 от 01.12.2021 г. в которой указано, что в ходе проверки выявлен факт невыполнения ФКУ МК-6 УФСИН России по УР требований санитарно-эпидемиологического законодательства, не обеспечено надлежащее проведение ежедневных дезинфекционных мероприятий с использованием бактерицидных облучателей (рециркуляторов), мощность которых явно недостаточна для обеззараживания помещений исправительного учреждения, в которых содержатся осужденные. На текущий момент имеется потребность в облучателях-рециркуляторах в количестве 10 штук производительностью не менее 180 куб.м.
- справкой начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР полковника внутренней службы Чайникова О.А., адресованной прокурору Удмуртской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях старшему советнику юстиции Вихареву Е.И. в которой указано, что в ФКУ ИК-6 содержится на 01.12.2021 285 осужденных, из них по отрядам: №*** осужденных, №*** осужденных, №*** осужденных, №*** осужденных, №*** осужденных, ОСУОН - 3 осужденных, карантинное отделение - 7 осужденных, отряд У КП - 25 осужденных, ШИЗО/ПКТ - 14 осужденных. На балансе учреждения имеется 5 облучателей, из них 4 облучатели- рециркуляторы воздуха ультрафиолетовых бактерицидных ОРУБ-3-3- «КРОНТ» мощностью 100 метров кубических в час для рециркуляции воздуха отрядов, комнат длительных свиданий, столовой жилой зоны. Один облучатель-рециркулятор эксплуатируется в столовой и пекарне ж/з, емкость всех помещений данных объектов составляет 1449 метров кубических. Второй облучатель-рециркулятор эксплуатируется в карантинном отделении, отрядах №*** емкость всех помещений данных отрядов составляет 4722,38 метров кубических. Третий облучатель-рециркулятор эксплуатируется в ОСУОН, отрядах №*** емкость всех помещений данных отрядов составляет 4136,67 метров кубических. Четвертый облучатель-рециркулятор эксплуатируется в КДС, комнате приема посылок и передач, емкость всех помещений которых составляет 965,5 метров кубических. Пятый рециркулятор-облучатель ОБР-15 установлен в караульном помещении. На объекте МСЧ имеется 9 облучателей-рециркуляторов, необходимости дополнительных облучателей-рециркуляторов не нуждается. Таким образом, в ФКУ ИК-6 учитывая имеющееся количество с их мощностями облучатели-рециркуляторы на объем обрабатываемых объектов имеется потребность в облучателях-рециркуляторах в количестве 10 штук закрытого типа производительностью не менее 180 метров кубических. В связи с этим неоднократно отправлялись заявки на выделение денежных средств,
- письмом Врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР подполковника внутренней службы Овчинникова Д.Н. от 20.03.2020 г. №***, адресованного главному государственному санитарному врачу-начальнику филиала ЦГСЭЖН ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России Мазитову А.Н., в котором указано, что для приобретения бактерицидных ламп и рециркуляторов необходимо 120 000 рублей, информацией о наличии и потребности в бактерицидных облучателях (рециркуляторах),
- письмом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР полковника внутренней службы Чайникова О.А. от 03.06.2020 г. №***, адресованного главному государственному санитарному врачу-начальнику филиала ЦГСЭЖН ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России Мазитову А.Н., в котором содержится информация об имеющихся бактерицидных облучателях, информацией о наличии и потребности в бактерицидных облучателях (рециркуляторах),
- письмом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России Чайникова О.А. от 09.09.2021 г. №***, адресованным Врио заместителю начальника УФСИН России по УР Муллахметову Р.Р., в котором указано, что в целях обеззараживания воздуха в помещениях общественного питания, а также для оборудования производственных помещений оборудованием рециркуляции и очистки воздуха в количестве 6 штук просят выделить денежные средства в сумме 24 тыс. рублей,
- письмом начальника ОКБ, ИиХО Власова С.П. от 01.12.2021 г. №*** о потребности в рециркуляторах,
- письмом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России Чайникова О.А. от 08.12.2021 г. №***, адресованным главному государственному санитарному врачу-начальнику филиала ЦГСЭЖН ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России Мазитову А.Н., а также письмом начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России Чайникова О.А. от 08.12.2021 г. №***-№***, адресованным Хаместителю начальника ФСИН России Р.Р. Газизуллину, в которых указано о потребности в бактерицидных облучателях в количестве 10 штук,
- инструкцией по применению облучателей - рециркуляторов воздуха ультрафиолетовых бактерицидных ОБР-15,
- постановлением Главного государственного санитарного врача ФСИН России №*** от 23.06.2021 г. о введении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019),
- постановлением Главного государственного санитарного врача ФСИН России №*** от 22.07.2021 о дополнительных мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции COVID-2019 в учреждениях УФСИН России по УР,
- копией устава ФКУ ИК-6 УФСИН по УР,
- копией приказа ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР №*** от 25.01.2022 г. о вводе в эксплуатацию и закреплении облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР,
- государственным контрактом №*** от 23.12.2021 г. на поставку облучателя-рециркулятора ультрафиолетового бактерицидного для нужд ФКУ ИК-6 УФСИН России по УР.
Таким образом, действия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Удмуртской Республике подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Из положений ст. 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При назначении административного наказания судья должен исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствовала возможность исполнить требования для соблюдения норм и правил. Лицом, привлекаемым к административной ответственности, предпринимались меры к выделению дополнительных бюджетных средств для осуществления бактериологического контроля дезинфекционных камер. Таким образом, неисполнение требований действующего законодательства вызвано отсутствием соответствующего финансирования.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 3.4 КоАП РФ, учитывая, что административное правонарушение лицом, привлекаемым к административной ответственности, совершено впервые, а также принятие им мер к выделению дополнительных бюджетных средств для осуществления бактериологического контроля дезинфекционных камер, суд приходит к выводу о назначении ФКУ ИК-6 УФСИН по УР административного наказания в виде предупреждения.
Суд считает, что административное наказание в виде предупреждения соразмерно характеру содеянного и целям административной ответственности, установленным статьей 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать виновным Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Хисамутдинова