Гр.дело № 2-119/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 июня 2022 года с. Багдарин
Баунтовский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Имеева А.К., при секретаре судебного заседания Быковой Е.С., с участием помощника прокурора Баунтовского района Республики Бурятия Хосоева АВ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Гадьяновой Ю.Р-С., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Бурятия о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622, и снятии его с кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Баунтовского района Республики Бурятия, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит признать отсутствующим права собственности Гадьяновой Ю.Р-С. на земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622, и снятии его с кадастрового учета.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлен факт незаконного формирования и приобретения в собственность Гадьяновой Ю.Р-С. земельного участка, с кадастровым номером 03:02:410102:622, общей площадью по 260000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, сельское поселение «Северное». Указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, перевод земель в иную категорию не осуществлялся, в связи с чем, не мог быть зарегистрирован на праве собственности за ответчиком.
В иске прокурором в качестве третьих лиц, участвующих в деле, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, заявлено Республиканское агентство лесного хозяйства (далее – РАЛХ).
В судебном заседании помощник прокурора Хосоев А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Гадьянова Ю.Р.-С. и ее представитель по доверенности Ябжанов А.В. не явились, уведомлены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом. Представитель Ябжанов А.В. в отзыве указал, что исковые требования прокурора не признают, поскольку федеральный законодатель устанавливает (п. 2 ст. 5 ФЗ от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ), приоритет ведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах в Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения, и изъятие земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании, и указаны как собственники этих участков в ЕГРН. Спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Права правообладателя возник на указанный земельный участок до 1 января 2016 года, материалы дела не содержат сведений о проведении государственного земельного надзора в отношении спорного земельного участка. Просит отказать в удовлетворении иска прокурора, применить исковую давность, поскольку истцом в 2019 году подавался аналогичный иск в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:02:410102:634 и 03:02:410102:623, также указывает, что материалы лесного хозяйства устарели и не могут иметь правового значения.
Представитель Управления Росреестра по РБ по доверенности Хандархаева Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, указав в отзыве на иск, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, 27 мая 2019 года осуществлен государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности гр. В. на земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622 на основании межевого плана от 30 апреля 2019 года, выполненного кадастровым инженером Гадьяновой Ю.Р-С., проекта межевания земельных участков от 29 апреля 2019 года, Постановления Администрации Баунтовского район «О выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей» от 30 мая 1995 года № 138. Представленными документами подтверждалось нахождение образуемого земельного участка из состава земель, предназначенных для передачи в коллективно-долевую собственность согласно Схеме перераспределения земель совхоза «Ципиканский» Баунтовского района. На момент осуществления учетно-регистрационных действий в ЕГРН отсутствовали сведения о вхождении территории указанного участка в границы Витимского лесничества, а также лесного фонда. 28 июня 2019 года зарегистрирован переход права собственности к ответчику на основании Договора дарения земельного участка от 7 мая 2019 года.
Представитель третьего лица РАЛХ по доверенности Хамаганова А.В. направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Определением суда от 30 мая 2022 года, к участию в деле в качестве представителя Российской Федерации привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства Черняк А.А. направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав помощника прокурора Хосоева А.В., суд приходит к следующему выводу.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником лесного участка Багдаринского участкового лесничества Витимского лесничества площадью 5298989 га, с условным кадастровым номером 03:02:00000045/2004-000367 (в настоящее время кадастровый номер 03:02:000000:53) является Российская Федерация.
Сведения о границе участка лесного фонда, обозначаемых характерными точками координат в государственном кадастровом реестре отсутствуют.
Согласно материалам лесоустройства, описание лесного участка Витимского лесничества включает лесные участки, в том числе Багдаринского участкового лесничества площадью 574922 га, в котором выделен квартал 894. Леса, расположенные в границах указанного квартала относятся к 3 группе.
Из заключения Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 29, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622, общей площадью по 260000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, сельское поселение «Северное» полностью находится на землях лесного фонда, в части выделов 7, 9 и 10 квартала 894 Витимского лесничества Багдаринского участкового лесничества.
Согласно сведениям из Росреестра, указанно, что земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622 выделен и оформлен в собственность из состава земель, предназначенных для передачи в коллективно-долевую собственность согласно Схеме перераспределения земель совхоза «Ципиканский» Баунтовского района.
По общедоступным сведениям ЕРГЮЛ совхоз «Ципиканский» зарегистрирован администрацией Баунтовского эвенкийского района в качестве юридического лица 30 апреля 1992 года по месту нахождения в п. Малый Амалат, сведения в ЕГРЮЛ внесены 10 декабря 2002 года. Учредителем совхоза являлось Баунтовское управление сельского хозяйства. Сведения о видах деятельности совхоза отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2002 года ликвидируемый должник совхоз «Ципиканский» признан несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда от 26 марта 2003 года конкурсное производство в отношении совхоза завершено.
Запись в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия внесена 21 апреля 2003 года.
В схеме перераспределения земель совхоза «Ципиканский» 1993 года, подготовленной Бурятским предприятием ВостсибНИИгипрозем, определена общая площадь сельскохозяйственных угодий - 6593 га, из них пашни – 1683 га, сенокос – 789 га, пастбище 4121 га. Из указанных земель, общая площадь подлежащих передаче гражданам, имеющим право на получение земельного пая бесплатно из земель совхоза, определена в размере 2 131 га, в том числе пашни – 1683 га, сенокосы – 448 га. Пастбища гражданам не передавались, указано, что земли площадью 6775 га в 1991 году переданы в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов, в том числе сельхозугодий – 3573 га, из них сенокосов - 381 га, пастбищ – 3192 га.
Остальные земли включены в фонд распределения земель для предоставления их в аренду, пользование, продажи гражданам. Общая площадь перераспределения составила 4462 га, из которых сенокосы - 341 га, пастбища – 4121 га.
Средняя площадь земельного пая, подлежащего передаче гражданам бесплатно, составила 26 га, в том числе пашни – 20,5 га, сенокосы – 5,5 га
Согласно схеме перераспределения земель совхоза «Ципиканский» земли, не подлежащие приватизации, остаются за хозяйством, как земли общего пользования. Характеристика земель общего пользования отсутствует.
В экспликации земель совхоза, содержащейся в материалах Схемы перераспределения земель (без даты изготовления) указано, что по учету на 1 ноября 1991 года и по инвентаризации (без даты) общая площадь составляла 46832 га, в том числе пашни 1683 га, земли, переданные сельским Советам в 1991 году – 6775 га (пашни не указаны), из них арендуемые земли – 180 га, из которых перераспределению подлежат – 6593 га, остальные земли площадью 33464 га отнесены к землям общего пользования.
В экспликации всех земель, переданных сельским Советам Баунтовского района, с уточнением на 1993 год, указано, что общая площадь земель, переданных сельским советам в 1991 году по Багдаринскому – 1 836 га (1833 га с уточнением в 1993 году – 3, итого -1836 га), Северному – 4759 га, Ципиканскому – 180 га, в том числе арендуемых – 180 га, всего – 6775 га.
Исходя из исследованных экспликаций и Схемы перераспределения, площади земель, суд усматривает, что в указанной схеме приведены земли в площадях, предоставленных не совхозу «Ципиканский», а трем сельским Советам: Багдаринскому, Северному и Ципиканскому, и только по состоянию на 1993 год, а не на 1991 год, и всем трем площадью 6775 га, равной площади в экспликации земель совхоза.
Согласно сообщениям заместителей руководителя МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» Дашиева Б.Д. от 26 ноября 2019 года и Бакуменко О.В. от 10 марта 2020 года, постановление районной администрации об утверждении схемы перераспределения земель совхоза «Ципиканский» отсутствует.
Поскольку сведения о выделении земель совхозу «Ципиканский» для осуществления сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, суд приходит к выводу, что совхоз осуществлял свою деятельность на землях, переданных в пользование трем сельским Советам Баунтовского района.
Суд также приходит к выводу о том, что совхозу «Ципиканский» не предоставлялись сельскохозяйственные земли в постоянное (бессрочное) пользование, которые использовались им в сельскохозяйственном производстве до 1991 года, соответственно указанные земли не подлежали передаче в частную и коллективно-долевую собственность.
Как видно из карты Витимского лесничества, все поселения расположены на землях лесного фонда, а перераспределенные земли совхозу «Ципиканский» – в том числе в лесном квартале 894 и др.
Согласно служебной запиской от 5 июля 2006 года, из содержания которой следует, что при лесоустройстве Витимского лесничества по данным Территориального отдела Управления Роснедвижимости обнаружены посторонние землепользователи в числе которых ни совхоз «Ципиканский», ни собственники земельных паев совхоза не значатся.
Данный факт свидетельствует о том, что перевод земель лесного в земли сельскохозяйственного назначения для совхоза «Ципиканский» в 1992-1994 годах, в 2006 году не производился.
Из содержания приведенной служебной записки следует, что проводилось сравнение с данными лесоустройства 1978 года и вновь полученными данными при лесоустройстве в 2006 году.
Акт разногласия площадей, по данным которого обнаружено разногласие в площадях фонда Витимского лесхоза по сведениям лесхоза и сведениям территориального Управления Роснедвижимости по Баунтовскому району, не связывает указанное разногласие с выявлением землепользователей земельных долей совхоза «Ципиканский».
Указанный в записке СПК «Ципиканский» не тождественен совхозу «Ципиканский», СПК «Ципиканский» находится на землях Монгойского участкового лесничества на участке, который согласно карте Витимского лесничества с кварталом 894 Багдаринского участкового лесничества не пересекается.
Оснований не доверять приведенным документам не имеется, служебная записка пописана начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия, Баунтовскому и Еравнинскому району, изложенные в ней сведения не противоречат иным установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с п. 1.3. раздела 2 Рекомендаций Минсельхоза РФ от 14 января 1992 года разделу на земельные доли подлежали все сельскохозяйственные угодья хозяйства за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования.
Соответственно земли, переданные в пользование сельским Советам Багдаринскому, Северному и Ципиканскому (согласно Схеме перераспределения земель) не подлежали распределению на земельные доли.
Согласно выписке из ЕГРН от 23 января 2019 года, единое землепользование с кадастровым номером 03:02:000000:20, учтенного в границах кадастрового квартала (совхоз Ципиканский) поставлено на кадастровый учет 14 марта 2006 года, как земли сельскохозяйственного назначения, с видом использования – для сельскохозяйственного производства. Площадь единого землепользования составляла 21310000 кв.м. Установлена общедолевая собственность граждан по 1/75 доли в праве за каждым, из них: правообладателем земельной доли по 1/75 доли в ЕГРН указана В.. Сведения о границах единого землепользования в ЕГРН отсутствуют.
Согласно сведениям из Управления Росреестра по РБ (выписка из ЕГРН от 19 апреля 2022 года) земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622 сформирован путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:02:000000:20., и зарегистрирован 28 июня 2019 года на праве собственности за Гадьяновой Ю.Р-С. На основании договора дарения В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Суду не представлены документы, на основании которого были выданы свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей, совхоза «Ципиканский».
Вместе с тем, Постановлением администрации Баунтовского района Республики Бурятия от 30 мая 1995 года № 138, постановлено выдать свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей, согласно утвержденным спискам граждан, имеющих право на земельную долю.
Данное постановление не содержит указания на собственников земельных долей совхоза «Ципиканский», а также не предусматривает списков граждан, имеющих право на долю, в том числе в качестве приложения к данному постановлению, не содержит отсылок на реквизиты документа, содержащего такие списки.
Соответственно данный документ, нельзя расценивать, как распоряжение о предоставлении земельных долей из перераспределенной земли, согласно Схеме перераспределения совхоза «Ципиканский» 1993 года, учитывая, что земля, переданная сельским Советам, распределению на земельные паи не подлежала.
Заключением Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 29, подготовленным в соответствии с требованиями Приказа ФГБУ «Рослесинфорг» № 50-П от 13 февраля 2018 года «О подготовке заключений о пресечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда» установлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 03:02:410102:622 с границами земель лесного фонда Витимского лесничества, Багдаринского участкового лесничества, в части выделов 7, 9 и 10 квартала 894, площадь пересечения составляет 260000 кв.м.
Правовое регулирование учета лесных участков в составе земель лесного фонда имеет определенные особенности, установленные Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), Лесным кодексом РФ (далее – ЛК РФ), а также законами о государственном учете недвижимости.
В силу ст. 8 ЛК РФ ст. 3 Вводного закона земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 ЗК РФ (здесь и далее положения закона приведены в редакции, действовавшей на день образования единого землепользования) к землям лесного фонда отнесены лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В соответствии со ст. 10 Вводного закона распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В частности, Вводным законом предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (ч. 3 ст. 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (ч. 2 ст. 4.2 Вводного закона).
Статья 92 ЛК РФ, в редакции на момент образования единого землепользования в 2006 году предусматривала, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
В силу ч. 6 ст. 39 Закона о кадастре согласование границ лесных земельных участков производился без установления их на местности.
Право собственности за Российской Федерацией на лесной участок с кадастровым номером 03:02:00000045/2004-000367, зарегистрировано в 2008 году, когда действовал Закон о кадастре, в соответствии с ч. 6 ст. 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными.
Статьей 4.2 Вводного закона в действующей редакции предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В действующей редакции ст. 92 ЛК РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Положения ч. 6 ст. 72 Закона № 218-ФЗ устанавливают, что со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют лесные участки в составе лесного фонда либо в отношении которых имеется план лесного участка, либо зарегистрированы вещные права и их ограничения, либо прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
Право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 5298989 га, с условным кадастровым номером 03:02:00000045/2004-000367 зарегистрировано в ЕГРН 29 февраля 2008 года. 12 ноября 2010 года лесной участок в границах Витимского лесничества указанной площадью имеет кадастровый номер 03:02:000000:53. (Согласно выписке из ЕГРН от 1 ноября 2019 года).
С учетом приведенных положений законодательства, лесной участок с кадастровым номером 03:02:00000045/2004-000367 считается поставленным на кадастровый учет в 2008 году и является ранее учтенным объектом недвижимости.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяется в лесоустроительной проектной документации (ч.4 ст.6.1, статьи 7,67,68,68.1,70.1 ЛК РФ).
Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяется по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади, на основании материалов лесоустройства. Материалы лесоустройства включают в себя таксационные описания, планшеты о границах лесничества, планы лесонасаждений.
Из материалов дела следует, что на момент образования земельного участка с кадастровым номером 03:02:000000:20 действовало лесоустройство 1978 года, а в настоящее время действует лесоустройство Витимского лесничества 2005-2007 года.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Материалы лесоустройства Витимского лесничества недействительными не признаны (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2018 года по делу N 4-КГ18-49), поэтому довод ответчика о том, что материалы лесного хозяйства устарели и не могут иметь правового значения, является не обоснованным.
Ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством предусматривается, что перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования в лесах второй и третьей групп производится органом исполнительной власти Российской Федерации (ст. 37 Лесного кодекса РСФСР, ст. 63 Лесного кодекса 1997 г., ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Суду не представлены доказательства того, что орган исполнительной власти Российской Федерации осуществил перевод лесных земель, а именно лесного участка выделов 7, 9 и 10 квартала 894 Витимского лесничества Багдаринского участкового лесничества, в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Кроме этого, суд приходит к выводу, что пользование участками лесного фонда, правовых последствий не порождает.
Во исполнение поручения Правительства РФ от 6 июля 2017 года № ДК-П13-182пр в субъектах РФ созданы региональные межведомственные группы в целях решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра, в состав которых входят представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, территориальных органов Рослесхоза, ФГБУ «Рослесинфорг», территориальных органов Росреестра, филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», а также иных органов государственной власти, в том числе органов прокуратуры и МВД России. Целью деятельности этих рабочих групп является проведение работ по выявлению случаев незаконного возникновения прав на земельные участки, которые в соответствии со сведениями государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, а в соответствии с ЕРГН – к землям иных категорий.
Проанализировав Положение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Устав ФГБУ «Рослесинфорг», пункты 3.3.58, 3.3.60 Устава ФГБУ «Рослесинфорг», утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 декабря 2018 года № 998 (в общем доступе), в соответствии с которыми к полномочиям данного государственного учреждения отнесена подготовка заключений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, в том числе с целью выявлению случаев незаконного возникновения прав на участки лесного фонда, суд находит представленное заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» надлежащим доказательством, оснований не доверять не усматривает, в то время как стороной ответчика не приведены доводы и не представлены доказательства, позволяющие усомниться в достоверности заключению специально уполномоченной на то организации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности ЛК РФ лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 сентября 1966 года № 763 «Об улучшении ведения хозяйства в колхозных лесах» колхозам, имеющим в пользовании леса, рекомендовалось организовать межколхозные лесхозы (лесничества) для совместного ведения лесного хозяйства.
Согласно Положению о колхозных лесах, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года № 144 колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР, находятся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Ведение хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами непосредственно или через межхозяйственные предприятия (организации) по ведению лесного хозяйства.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 мая 1968 года № 346 «Об улучшении руководства ведением хозяйства в лесах колхозов и совхозов РСФСР» Министерству сельского хозяйства РСФСР было поручено обеспечить организацию в совхозах, имеющих значительные площади закрепленных за ними лесов и ведущих в больших объемах лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы, совхозных лесничеств на правах внутрихозяйственных подразделений. Предложено совхозам, в составе которых организация указанных лесхозов нецелесообразна, участвовать в межколхозных лесхозах (лесничествах) для совместного с колхозами ведения лесного хозяйства.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года (далее – Основы) леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса РСФСР от 8 августа 1978 года леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса РСФСР (с изменениями от 03.12.1979, 18.01.1985) единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
Согласно ст. 25 Лесного кодекса РСФСР леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, признаются колхозными лесами. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
В соответствии с Основами 1977 года ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства (ст. 26 Лесного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 28 ЛК РСФСР в соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, а колхозные леса - на первую и вторую группы.
Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Советом РФ 6 марта 1993 года N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Основ лесного законодательства РФ лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.
Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами (ст. 53 Основ лесного законодательства РФ).
Границы лесного фонда определялись по материалам лесоустройства (ст. 74 Основ лесного законодательства РФ).
Основы Лесного законодательства РФ от 1993 года утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 N 22-ФЗ, согласно ст. 72 которого лесоустройством определялись границы участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществлялось только Правительством РФ через свои территориальные органы в лесах 1 группы и органом государственной власти субъекта РФ в лесах 1и 2 группы (ст. 63 ЛК РФ 1997 года)
Таким образом, земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности, на землях лесного фонда проводится лесоустройство; участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться для сельскохозяйственного производства, но их передачу (приватизацию) в частную собственность, в том числе и в виде земельных долей, без перевода земель лесного фонда в иную категорию, закон не предусматривал и не предусматривает.
Лесной участок в квартале 894 Багдаринского участкового лесничества Витимского лесничества ранее и в момент его перераспределения в 1993 году в составе других земель, находившихся в пользовании сельских Советов Баунтовского района располагался на землях лесного фонда и относился к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, действовавшего в указанный период времени принадлежал на праве собственности государству.
Доказательств тому, что земельный участок единого землепользования 03:02:000000:20 в соответствии с указанным в законе порядком был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения либо в иную категорию земель не представлено, как и не представлено доказательств тому, что спорный участок лесного фонда передавался из государственной собственности в собственность субъекта РФ или муниципального образования, а потому спорный земельный участок, образованный из земельного участка 03:02:000000:20 до настоящего времени относится к категории земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Приватизация лесного участка, расположенного единого землепользования 03:02:000000:20, произведена первоначальными пользователями, собственниками, незаконно, без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, следствием чего стала последующая незаконная сделка по отчуждению земельных долей участка.
В силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.
То обстоятельство, что в собственности ответчика Гадьяновой Ю.Р-С. незаконно находятся участок лесного фонда, право собственности на которые также зарегистрировано за Российской Федерацией, владение и пользование участком осуществляется уполномоченными федеральными органами Российская Федерация, то требования прокурора избранный им способом защиты права Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании права собственности отсутствующим, не противоречит разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем п. 52 названного постановления Пленума 10/22.
Суд относится критически к доводу ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку 27 мая 2019 года осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:02:410102:622, прокурор обратился с иском 26 апреля 2022 года.
Судом установлен факт образования земельного участка единого землепользования, из которого образованы спорные участки, и факт образования спорного участка с нарушениями требований закона, вопреки законодательному запрету, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, соответствующие доводы ответчика отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГIIK РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить иск прокурора Баунтовского района Республики Бурятия.
Признать отсутствующим право собственности Гадьяновой Ю.Р-С. на земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622, общей площадью 260000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, сельское поселение «Северное».
Снять земельный участок с кадастровым номером 03:02:410102:622 с государственного кадастрового учёта.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Баунтовский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2022 года.
Судья А.К. Имеев