Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11995/2023 от 18.09.2023

Судья: Никитина С.Н. адм. дело № 33а-11995/2023

УИД: 63RS0041-01-2022-007433-47

№ 2а-721/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Пудовкиной Е.С. и Роменской В.Н.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карпова А.П. на решение Советского районного суда г. Самары от 20 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения представителя Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области по доверенности Дакашева А.А. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Карпову А.П. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик является плательщиком земельного налога в связи наличием у него в собственности объектов налогообложения. В адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты налогов. В добровольном порядке налогоплательщик не уплатил обязательные платежи, в связи с чем, в его адрес направлены требования, которые в установленный срок не исполнены. Выданный судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению должника. В добровольном порядке задолженность по обязательным платежам не погашена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Карпова А.П. недоимку по обязательным платежам на общую сумму <данные изъяты> копеек, в том числе: по земельному налогу ОКТМО <данные изъяты> за 2016 год налог в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек за период со 2 декабря 2017 г. по 26 августа 2018 г., за 2017 год налог в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек за период с 4 декабря 2018 г. по 7 июля 2019 г., за 2018 год налог в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейки за период с 3 декабря 2019 г. по 28 июня 2020 г., за 2019 год налог в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейка за период со 2 декабря 2020 г. по 1 ноября 2021 г.; по земельному налогу ОКТМО <данные изъяты> за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копеек за период с 3 декабря 2019 г. по 5 июля 2020 г., за 2019 год налог в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копеек за период со 2 декабря 2020 г. по 1 ноября 2021 г.

Решением Советского районного суда г. Самары от 20 апреля 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, с Карпова А.П. также взыскана государственная пошлина в пользу местного бюджета г.о. Самара в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 100-111).

В апелляционной жалобе Карпов А.П. просит отменить решение суда, как незаконное, вынести по делу новое решение (л.д. 118, 121-122).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями пунктов 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН Карпову А.П. в период 2016-2019 гг. принадлежали на праве собственности:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, вид разрешенного использования – магазин, расположенный по адресу: <адрес> (с 16 июня 2010 г. по 2 апреля 2020 г.);

- земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (с 21 июня 2018 г.).

В связи с чем, налоговым органом в адрес Карпова А.П. направлены налоговые уведомления:

- № от 23 сентября 2017 г., в котором сообщалось о необходимости уплаты земельного налога за 2016 год за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рубля со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г. (л.д. 22).

- № от 23 августа 2018 г., в котором сообщалось о необходимости уплаты земельного налога за 2017 год за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рубля со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г. (л.д. 21).

- № от 25 июля 2019 г. об уплате земельного налога за 2018 год за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей (ОКТМО <данные изъяты>), за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей (ОКТМО <данные изъяты>) со сроком уплаты до 2 декабря 2019 г. (л.д. 23).

- № от 1 сентября 2020 г. об уплате земельного налога за 2019 год за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей (ОКТМО <данные изъяты>), за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей (ОКТМО <данные изъяты>) со сроком уплаты до 1 декабря 2020 г. (л.д. 24).

В установленные налоговым законодательством сроки Карпов А.П. не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем, налоговым органом на основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования:

- № по состоянию на 27 августа 2018 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек в срок до 3 декабря 2018 г. (л.д. 13);

- № по состоянию на 8 июля 2019 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в сумме <данные изъяты> копеек в срок до 1 ноября 2019 г. (л.д. 15);

- № по состоянию на 29 июня 2020 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год по ОКТМО <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейки в срок до 25 ноября 2020 г. (л.д. 14);

- № по состоянию на 6 июля 2020 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год по ОКТМО <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копеек в срок до 25 ноября 2020 г. (л.д. 10);

- № по состоянию на 2 ноября 2021 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейка, недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копеек в срок до 13 декабря 2021 г. (л.д. 11-12).

Поскольку сумма недоимки по требованиям не превысила 3000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исчислялся со дня окончания трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования (3 декабря 2018 г.), и истек 3 июня 2022 г.

В материалах дела имеется подтверждение направления требований об уплате налога в адрес должника в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации путем отправки заказной почтовой корреспонденцией (л.д. 25-34).

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 31 мая 2022 г. МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Карпова А.П. недоимки по земельному налогу за 2018-2019 гг. в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копеек, недоимки по земельному налогу за 2016-2019 гг. в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> копейка.

7 июня 2022г. мировым судьей судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № , которым с Карпова А.П. взыскана данная задолженность.

Определением мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области от 24 июня 2022 г. отменен судебный приказ № от 24 июня 2022 г. (л.д. 5).

На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованиям № , № , № , № , № пропущен не был.

22 декабря 2022 г. административный истец обратился в суд с данным административным иском, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте. Срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 КАС РФ, административным истцом также не пропущен.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не исполнены требования налогового органа об уплате налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Расчет пени произведен верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском не установлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в части взыскания с Карпова А.П. задолженности по земельному налогу и пени за 2017-2019 гг.

Так, вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается факт надлежащего уведомления административного ответчика Карпова А.П. о необходимости уплаты налогов за 2017-2019 гг., а также факт соблюдения налоговым органом сроков на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением за указанные налоговые периоды.

Пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Как установлено, налоговым органом Карпову А.П. исчислен налог, о чем направлены налоговые уведомления: № от 23 августа 2018 г. со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г. (л.д. 21); № от 25 июля 2019 г. со сроком уплаты до 2 декабря 2019 г. (л.д. 23); № от 1 сентября 2020 г. со сроком уплаты до 1 декабря 2020 г. (л.д. 24).

Факт направления указанных налоговых уведомлений подтверждается списками № , № , № заказных писем (л.д. 27, 25, 26).

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей (до внесения изменений от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ - 500 рублей), требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В установленные налоговым законодательством сроки Карпов А.П. не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем, налоговым органом на основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования: № по состоянию на 8 июля 2019 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2017 год в срок до 1 ноября 2019 г. (л.д. 15); № по состоянию на 29 июня 2020 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год по ОКТМО <данные изъяты> в срок до 25 ноября 2020 г. (л.д. 14); № по состоянию на 6 июля 2020 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год по ОКТМО <данные изъяты> в срок до 25 ноября 2020г. (л.д. 10); № по состоянию на 2 ноября 2021 г. об уплате недоимки по земельному налогу за 2019 год в срок до 13 декабря 2021 г. (л.д. 11-12).

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку сумма недоимки по требованиям не превысила 3000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исчислялся со дня окончания трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, истекал 3 июня 2022 г.

31 мая 2022 г. МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Карпова А.П.

Таким образом, административный истец с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа обратилось в предусмотренный законом срок.

7 июня 2022г. мировым судьей судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № , который отменен определением того же суда от 24 июня 2022 г.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, шестимесячный срок, установленный для обращения с административным иском о взыскании недоимки, в данном случае истекал 24 декабря 2022 г.

Согласно входящему штампу, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 23 декабря 2022 г., то есть в предусмотренный законом срок.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, административным истцом соблюдены установленные налоговым законодательством сроки и порядок взыскания налогов, а также подвержен факт надлежащего уведомления административного истца о необходимости оплаты налогов и сведения о начисленных пени.

Также при расчете налога налоговым органом применена льгота, установленная подпунктом 2 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, что подробно отражено в обжалуемом судебном акте.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в части взыскания с Карпова А.П. задолженности по земельному налогу ОКТМО <данные изъяты> за 2016 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек за период со 2 декабря 2017 г. по 26 августа 2018 г. ввиду следующего.

Так, пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Так, из материалов дела следует, что налоговым органом административному ответчику были начислены налоги и сформировано налоговое уведомление № от 23 сентября 2017 г., в котором сообщалось о необходимости уплаты земельного налога за 2016 год за земельный участок с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рубля со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Между тем, доказательств направления указанного налогового уведомления административному ответчику материалы дела не содержат.

Налоговым органом представлен акт № от 16 июня 2022 г. о выделении к уничтожению объектов хранения, не подлежащих хранению, на основании которого, согласно позиции административного истца, подверглись уничтожению документы, подтверждающие факт направления в адрес административного истца налогового уведомления № от 23 сентября 2017 г.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств направления в адрес ответчика налогового уведомления о необходимости уплаты земельного налога за 2016 г. и соблюдения предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимок по налогам, и административный истец, в том числе, в апелляционной жалобе отрицает факт получения данного уведомления, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания с Карпова А.П. недоимки по земельному налогу ОКТМО <данные изъяты> за 2016 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек за период с 2 декабря 2017 г. по 26 августа 2018 г. При таких обстоятельствах, в указанной части решение суда подлежит отмене, а данные требования - оставлению без удовлетворения. В связи с исключением части задолженности, общую сумму ко взыскании с Карпова А.П. следует определить в размере <данные изъяты> копеек (<данные изъяты>).

Размер взысканной с административного ответчика государственной пошлины следует оставить без изменения в силу положений статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Самары от 20 апреля 2023 г. отменить в части взыскания земельного налога за 2016 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек, определив общую сумму ко взысканию в размере <данные изъяты> копейки.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 13 октября 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-11995/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Карпов А.П.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.10.2023Судебное заседание
18.09.2023Передача дела судье
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее