Дело № 2-10674/2016 «13» декабря 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре ЗобовойА.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трапезниковой А. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
истец Трапезникова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Дом, в котором расположено занимаемое истцом жилое помещение, межведомственной комиссией признан непригодным для проживания. В связи с этим истец просила обязать ответчика предоставить ей по договору социального благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью 41,7 кв.м., жилой площадью не менее 25,0 кв.м.
Истец Трапезникова А.А., третье лицо Рудаков Н.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Третьи лица Трапезников Д.С., Трапезников А.С., извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Представитель ответчика Майзерова С.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. При этом пояснила, что истец и члены ее семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоя, статуса малоимущей семьи не имеют. В связи с этим законных оснований для предоставления им жилого помещения по договору социального найма вне очереди не имеется.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В процессе судебного разбирательства установлено, что Трапезникова А.А. на основании договора социального найма № от 29 апреля 2014 года является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 41,7 кв.м., в том числе жилой площадью 25,0 кв.м., по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
В жилом помещении зарегистрированы Трапезникова А.А. (наниматель), а также члены семьи нанимателя: Трапезников Д.С., Трапезников А.С., Рудаков Н.Д., что подтверждается копией карточки квартиросъемщика, копией договора социального найма и никем не оспаривается.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, а именно: деревянный дом имеет деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.
Распоряжением заместителя Главы муниципального образования по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №р многоквартирный <адрес> в городе Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу. На Жилищный отдел управления по организации деятельности городского хозяйства департамента городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» возложена обязанность отселить в разумный срок жильцов <адрес> в г. Архангельске, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах города Архангельска, по договорам социального найма.
Таким образом, жилое помещение, которое занимает истец на основании договора социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
Разрешая вопрос о предоставлении истцу и членам ее семьи жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
При этом согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец и члены ее семьи не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости данных лиц в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии факта признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец и члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемомпо договору социального найма, не состоят и малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Данные факты подтверждаются ответом Департамента городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №.
При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Трапезниковой А.А. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Трапезниковой А. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.В. Кучьянова