УИД 19RS0002-01-2023-002487-26 Дело № 2-1974/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Ляшенко К.Е.,
с участием истца Василькиной М.И.,
представителя ответчика Озолиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василькиной М.И. к обществу с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» о взыскании единовременного вознаграждения при увольнении и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Василькина М.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (далее – ООО «СУЭК-Хакасия», Общество) о взыскании единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности и компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что с 25.09.2013 истец работала в технологических автоколоннах № 1 и № 2 ООО «СУЭК-Хакасия» водителем автомобиля БелАЗ грузоподъемностью до 130 тонн, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Медицинским заключением от 16.06.2022 ***, выданным клиникой ФГБНУ «ВСИМЭИ», у Василькиной М.И. установлено профессиональное заболевание *** Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Хакасия» серии МСЭ-2006 *** Василькиной М.И. установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере ***. 13.09.2022 трудовой договор с истцом расторгнут в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением (п. 8 ч. 2 ст. 77 ТК РФ). 20.10.2022 истец обратилась к работодателю с заявлением о выплате единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности в соответствии с «Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности на 2019-2021 годы», п. 5.3.1 Коллективного договора структурного подразделения ООО «СУЭК-Хакасия» разреза «Черногорский» обогатительная фабрика на период с 01.04.2019 по 31.03.2022 и дополнительным соглашением *** к коллективному договору на период с 01.04.2019 по 31.03.2022, действующим до 31.12.2024. В телефонном режиме истцу был дан ответ о положительном решении по ее заявлению, однако письмом от 24.10.2022 ответчик отказал в соответствующей выплате. На момент прекращения трудовых отношений с Обществом общий стаж работы истца составлял 8 лет 11 месяцев 19 дней, при этом трудовые отношения были прекращены по не зависящим от истца причинам в связи с установлением ей *** утраты профессиональной трудоспособности.
В судебном заседании истец Василькина М.И. требованяи поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Озолина М.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать, ссылаясь на отсутствие у истца необходимой длительности (не менее 10-ти лет) стажа работы в организациях угольной промышленности; представила письменный отзыв на исковое заявление.
Прокурор, привлеченный к участию в деле по инициативе суда на стадии принятия иска к производству и возбуждения гражданского дела, в судебное заседание не явился. Принимая во внимание, что с учетом объяснений истца причинение вреда здоровью не является основанием предъявленного иска, предусмотренных ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) оснований для дачи прокурорам заключения по делу не установлено, в связи с чем суд определил приступить к рассмотрению дела в отсутствие прокурора.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из трудовой книжки Василькиной М.И. серии ***, 25.09.2013 истец принята на работу в ООО «СУЭК-Хакасия» в технологическую автоколонну № 1 горнотранспортного цеха разреза «Черногорский» водителем автомобиля БелАЗ грузоподъемностью до 130 тонн, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе.
13.04.2015 истец переведена на должность водителя автомобиля БелАЗ 75306, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе, на этом же участке.
10.08.2021 истец переведена в технологическую автоколонну № 2 участка открытых горных работ «Абаканский» разреза «Черногорский» на должность водителя автомобиля БелАЗ 75306, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе.
13.09.2022 на основании приказа *** трудовой договор с Василькиной М.И. прекращен в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением (пункт 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1), а также гарантирует защиту достоинства граждан и уважение человека труда (статья 37, часть 2; статья 75.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В силу абзаца седьмого ч. 1 ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в некоторых случаях прекращения трудового договора.
Как следует из пункта 1.1 "Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на 2019 - 2021 годы" (утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 18.01.2019), настоящее Федеральное отраслевое соглашение (далее по тексту - Соглашение) является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в организациях угольной промышленности, а также в иных организациях, присоединившихся к Соглашению (далее по тексту - Организации), независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, заключенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также Конвенциями МОТ, действующими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1.5 Соглашения его положения обязательны при заключении коллективных договоров (соглашений), а также при разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров. Условия трудовых договоров, заключаемых с Работниками Организаций, не должны противоречить положениям настоящего Соглашения.
В соответствии с п. 5.3 Соглашения в целях достижения максимальной финансовой устойчивости, повышения экономической результативности Организации, закрепления высококвалифицированных кадров, мотивации наиболее профессиональной части персонала к продолжению работы для выполнения производственных планов, программ, повышения производительности труда и, как результат, обеспечения стабильной и эффективной работы Работодатель обеспечивает Работникам, уполномочившим Профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, имеющим стаж работы у Работодателя (в том числе Работодателя-правопреемника с учетом стажа у правопредшественников) не менее 5 лет, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), при стаже работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
В случае, если Работник получивший право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имея стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, отработал у Работодателя (с учетом непрерывного стажа у правопредшественников) менее 5 лет, то наступление права на получение единовременного вознаграждения наступает после соблюдения данного условия.
В случае, если Работник не воспользовался вышеуказанным правом, Работодатель обеспечивает выплату вознаграждения работающему пенсионеру, имеющему стаж работы у Работодателя (в том числе Работодателя-правопреемника с учетом стажа у правопредшественников) не менее 5 лет и не менее 10 лет в угольной промышленности (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) при прекращении трудовых отношений с Работодателем в связи с выходом на пенсию.
Выплата единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) в соответствии с настоящим пунктом осуществляется:
- один раз за весь период работы в угольной промышленности;
- на основании письменного заявления Работника;
- в сроки и порядке, определенном в соответствии с Положением, разработанным совместно с соответствующим органом Профсоюза и Работодателем.
Положением может быть предусмотрена выплата данного вознаграждения как непосредственно Работодателем, так и через негосударственные пенсионные фонды и (или) страховые компании.
В коллективных договорах Организаций может предусматриваться порядок и условия реализации указанных социальных гарантий и иным категориям Работников.
Аналогичные условия для возникновения права на единовременное вознаграждение в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации содержатся в п. 5.3.1 Коллективного договора структурных подразделений ООО «СУЭК-Хакасия» на период с 01.04.2019 по 31.03.2022, действие которого продлено до 31.12.2024 дополнительным соглашением ***, и в п. 1.4 Положения о порядке выплаты единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (приложение *** к Коллективному договору) (далее – Положение).
В соответствии с п. 1.4 Положения право на выплату вознаграждения возникает у работника при совпадении следующих условий:
- работник достиг пенсионного возраста (возникло право на страховую пенсию по старости (в возрасте 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины, в том числе с учетом установленного законодателем переходного периода) или на льготную пенсию);
- работник имеет стаж непрерывной работы у работодателя не менее 5 лет;
- работник имеет стаж работы в угольной промышленности Российской Федерации не менее 10 лет.
Согласно п. 1.5 Положения выплата вознаграждения производится на основании заявления установленного образца, поданного на имя председателя Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений специалисту отдела кадров.
Информация о принятом Комиссией обоснованном решении об отказе в выплате единовременного вознаграждения в течение 3-х рабочих дней направляется работнику в письменной форме за подписью председателя Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Из материалов дела следует, что 20.10.2022 Василькина М.И. обратилась в профсоюзную организацию ООО «СУЭК-Хакасия» с заявлением о выплате единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности.
Письмом от 24.10.2022 за подписью председателя первичной профсоюзной организации ООО «СУЭК-Хакасия» Базлаевой Л.Д. в удовлетворении указанного выше заявления Василькиной М.И. отказано в связи с отсутствием у истца необходимого стажа работы в организациях угольной промышленности.
Указанный отказ в выплате единовременного вознаграждения является законным и обоснованным, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Из трудовой книжки Василькиной М.И. следует и не оспаривается сторонами, что на момент прекращения трудовых отношений с ООО «СУЭК-Хакасия» стаж работы истца в организациях угольной промышленности составлял 8 лет 11 месяцев 19 дней.
Нормами "Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на 2019 - 2021 годы", Коллективного договора структурных подразделений ООО «СУЭК-Хакасия» и Положения о порядке выплаты единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации не предусмотрена возможность выплаты единовременного вознаграждения работнику, имевшему стаж работы в организациях угольной промышленности менее 10 лет.
Основания прекращения трудового договора между истцом и Обществом правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку не влияют на право работника на получение спорного единовременного вознаграждения, выплата которого зависит от длительности стажа работы организациях угольной промышленности Российской Федерации.
Доводы Василькиной М.И. о том, что работодатель оказывал на нее давление, требуя уволиться по собственному желанию, также подлежат отклонению как не относящиеся к предмету спора, поскольку законность увольнения Василькиной М.И. в рамках настоящего дела проверке не подлежит.
По аналогичным мотивам подлежат отклонению доводы истца о добросовестном исполнении ею своих трудовых обязанностей, наличии наград, членстве в профсоюзной организации, наличии у нее профессионального заболевания как не влияющие на выплату спорного единовременного вознаграждения.
Ссылка истца на то обстоятельство, что изначально в телефонном режиме представитель работодателя сообщил о положительном решении по ее заявлению о выплате единовременного вознаграждения, также подлежит отклонению, поскольку решение о выплате в установленном порядке работодателем не принималось, доказательств обратного в деле не имеется.
Таким образом, требование Василькиной М.И. о взыскании с Общества единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку неправомерных действий (бездействия), нарушающих права Василькиной М.И., судом не установлено, производное от требования о взыскании единовременного вознаграждения требование истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Василькиной М.И. (паспорт серия *** ***) к обществу с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (ИНН 1903011929) о взыскании единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности и компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко
Мотивированное решение составлено 25.10.2023.